Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:14, реферат
Идеи об институтах, действующих над суверенитетом государств или заменяющих их функции и полномочия, всегда базировались на универсалистских гипотезах о достижимости идеального международного порядка, подобного порядку в обществе, и моделях его осуществления. Вплоть до середины ХХ века авторы инициатив создания общемировых институтов управления и регулирования, как правило,
Ведущие американские либерально-глобалистские «мозговые тресты» продолжали выносить на широкое обсуждение подходы к возможному применению принципов «глобального управления» в экономической и политической сферах. В 2003 году Институт Брукингса совместно с группой экспертов ВЭФ создали специальную комиссию - «Инициативу глобального управления», которая занялась разработкой новых идейных основ формирования наднациональных принципов управления и целей глобальных институциональных реформ14. В докладах комиссии были обозначены сферы, которые не могут быть подконтрольны только государствам и имеют глобальное значение: экология и предотвращение изменений климата; разрешение конфликтов и миротворчество; образование; здравоохранение; борьба с голодом; защита прав человека; противодействие бедности. В этих сферах, по мнению участников комиссии и экспертов ВЭФ, задействованных в тематических комиссиях и группах форума - Глобальной инициативе в сфере здравоохранения (2002 г.), Глобальной образовательной инициативе (2003 г.), Экологической инициативе (2005 г.) и др. - принципы «глобального управления» могут быть осуществлены с помощью установления наднациональных институтов контроля над деятельностью государств15. Примечательно, что наряду с призывами решения глобальных проблем в докладах комиссии были сформулированы предложения наднационального регулирования межгосударственных отношений и политических процессов внутри государств16.
В 2000-х годах в ЕС сохранялось
еще большее внимание политического
сообщества к вопросам «глобального
управления». Дискуссии о необходимости
и неизбежности создания институтов
наднационального управления, как и
ранее, развивались в Европе преимущественно
в связи с формированием
Европейские экспертно-политические
круги продолжили разработку концепции
«глобального гражданского общества»,
развивая идеи «глобальных общественных
благ» (например, доступа к чистой
питьевой воде) и «человеческой безопасности»,
как своего рода императивов повышения
глобальной управляемости18. В этом
контексте вновь стали
Повышенное внимание к либерально-
Для большей части европейских
элит, вне зависимости от их идеологической
ориентации, в силу политико-культурных
причин приоритетный характер имеют
формализованные основы управления
и международно-политической организации.
Идеал для них - системы регулирования
и «мягкого» управления, приближающиеся
к тому, чтобы получить нормативно-правовое
и институциональное
В англосаксонской и в
Эти различия определяют и расхождения
в понимании принципов «
Новый этап в развитии идей
Следующий этап в развитии идеологии
«глобального управления» открыл с
2008 года мировой финансово-
На международном уровне возродился
интерес к более широкому кругу
вопросов, связанных и с политическими
аспектами глобального
В период мирового финансово-экономического
кризиса сторонники либерально-
Подобные подходы к усилению
роли «Группы двадцати» были закономерно
негативно встречены
В отличие от «Группы восьми»
«двадцатка» имеет хотя бы косвенные
основания для легитимации
В 2008-2011 годах понятие «глобальное управление» вновь стало все шире использоваться в публикациях не только европейских, но и американских экспертно-идеологических центров и выступлениях политических деятелей. Возродился интерес к идеям «устойчивого развития» - прежде всего применительно к экономической и социальной сферам. Показательно, что в США в эти идеологические процессы включился влиятельный Совет по международным отношениям, через который обычно проходят «обкатку» многие важные для внешней политики США идеи и концепции. Это означало непосредственную заинтересованность наиболее влиятельных групп американских политических элит в разработке новых идей и подходов, которые могли бы использоваться демократической администрацией Б.Обамы.
Еще до избрания Б.Обамы президентом с сентября 2008 года под эгидой Совета начали проводиться регулярные «круглые столы», посвященные теме «Соединенные Штаты и будущее глобального управления». Их целью стало формирование новой повестки «глобального управления»: создание «концерта демократий» и его новых институтов; основание глобальной антитеррористической организации; разработка сценариев реформирования «Группы восьми»; развитие «Группы двадцати» и международной экономической кооперации; реформа ООН - расширение состава Совбеза ООН и трансформация функций ГА ООН, формирование новых структур в рамках ООН, преобразование других международных организаций; перспективы развития международного морского права и проблема государственного суверенитета23. Фактически на площадке Совета стартовал новый раунд выработки мультилатералистских подходов к осуществлению стратегии глобального участия США в выстраивании нового миропорядка в условиях экономического и политического возвышения других держав. Намеченные Советом идейные траектории были вскоре подхвачены другими экспертно-идеологическими структурами. Вновь, как и в 1990-х годах, была сформулирована проблема глобальной ответственности США и их союзников за применение силы. Эти идеи вскоре стали получать практическую апробацию, например в ходе ограниченной силовой операции НАТО в Ливии в 2011 году.
Либерально-
К началу 2010-х годов к проблематике «глобального управления» развернулись экспертные и политические силы в американской элите, стремящиеся прогнозировать и вырабатывать будущие приоритеты американской внешней политики и участия США в глобальных политико-экономических процессах на 10-15 лет вперед. В 2010 году был опубликован очередной глобальный прогноз, который на систематической основе каждые несколько лет готовят Национальный совет по разведке и Атлантический совет США (серия докладов «Глобальные тренды», рассматривавших перспективу до 2010, 2015, 2020, 2025 гг.). Впервые в этом проекте принял участие и Европейский институт исследований в области безопасности, что придало документу трансатлантический формат. Закономерно, что в этот раз он получил наименование «Глобальное управление 2025». Развитие принципов и институтов наднационального регулирования мировой экономики и политики было названо в качестве важнейшего императива мирового развития.
В прогнозе были сформулированы выводы о глубоких изменениях условий развития и функционирования системы «глобального управления». Были названы три фактора, определяющих критический поворот, наметившийся в развитии этой системы. Во-первых, было отмечено, что проявление экономической глобализации приобретает дополнительные составляющие благодаря глубокому вовлечению в эти процессы новых центров развития - КНР, Индии и Бразилии. Во-вторых, в докладе отмечалось, что происходит умножение взаимосвязей между рисками для будущего, развивающимися на внутреннем и международном уровнях. Среди таких рисков были названы последствия экономического кризиса, изменений климата, а также растущая «хрупкость» государств и их институтов. В-третьих, высказывалась идея о том, что усиливающиеся тенденции к выстраиванию многополярного мира, а также укрепление позиций и могущества новых растущих держав усложняют развитие концепции и практики «глобального управления», которые прежде развивались как западные. В числе новых «загоризонтных» приоритетов практики «глобального управления» в докладе называются расширение наднационального регулирования использования ресурсов и пространств Мирового океана и Арктики, интернационализацию которой предполагают авторы, а также новые сферы деятельности и риски, связанные с биотехнологической революцией24.
Несмотря на то что в американских официальных внешнеполитических документах само словосочетание «глобальное управление» в 2009-2011 годах почти не использовалось, влияние идей, связанных с этой концепцией, продолжает крепнуть. Продолжается расширение применения термина «глобальное управление» в документах ООН, МВФ и «Группы ВБ», «Группы восьми» и «Группы двадцати» и т.д. Внимание этой концепции уделяет все больше американских и европейских «мозговых центров» и общественных движений.
Большинство современных интерпретаций
концепции «глобального управления»
носят преимущественно