Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:14, реферат
Идеи об институтах, действующих над суверенитетом государств или заменяющих их функции и полномочия, всегда базировались на универсалистских гипотезах о достижимости идеального международного порядка, подобного порядку в обществе, и моделях его осуществления. Вплоть до середины ХХ века авторы инициатив создания общемировых институтов управления и регулирования, как правило,
Идеология «глобального управления»:
от утопий к практике (№9-2011)
Войтоловский Федор
Идейно-политические истоки
Идеи об институтах, действующих
над суверенитетом государств или
заменяющих их функции и полномочия,
всегда базировались на универсалистских
гипотезах о достижимости идеального
международного порядка, подобного
порядку в обществе, и моделях
его осуществления. Вплоть до середины
ХХ века авторы инициатив создания
общемировых институтов управления
и регулирования, как правило, ограничивали
их компетенцию вопросами войны
и мира. В этом вопросе они предполагали
безусловное верховенство высших институтов
над персонифицированным
В докапиталистическую эпоху
С развитием капитализма, связанных
с ним идеологических течений (на
начальном этапе сочетающих религиозные
и светские элементы, как, например,
масонство) и формированием в
сознании правящих элит светских принципов
организации государства
Для всех идейных конструкций о
надгосударственном управлении и регулировании
характерны представления о том,
что государство как носитель
суверенитета не может и/или не должно
быть высшей формой организации социально-
С начала ХХ века господствующей идеологической основой формирования идей о наднациональном регулировании международного экономического и политического взаимодействия в США и Западной Европе стал либерально-универсалистский институционализм. В основе этой идеологии лежит гипотеза о возможности обеспечения равных условий конкуренции между государствами, а также другими акторами экономической и политической жизни, ее регламентации и регулирования посредством формирования международных и наднациональных институтов. Однако правящие элиты ведущих держав вплоть до середины ХХ века были ограниченно заинтересованы в политическом конструировании системы международных отношений.
На международном уровне вплоть
до второй половины ХХ века мировая
экономическая система не могла
дать достаточных оснований для
формирования развитой и эффективной
международной
Внутри Запада в 1940-1950-х годах
резкое экономическое и военно-
С 1960-1970-х годов развитие внутрисистемных международных взаимосвязей побуждало элиты развитых стран к формированию более сложных идей о регулировании международного взаимодействия, принципах и инструментах его организации и регламентации. Основу новых концепций наряду с либеральным институционализмом составили и социал-реформистские идеи. Они уже оправдали себя на внутригосударственном уровне при восстановлении экономик стран Западной Европы после Второй мировой войны.
В конце 1960-х - начале 1970-х годов
реформизм как тип
Сторонники реформистского глобализма
в качестве предпосылки создания
регулирующих экономических и политических
институтов видели «глобальные проблемы»,
значимые для всего человечества.
Был сформулирован и обоснован
впервые с помощью научного инструментария
тезис о том, что такие проблемы
в условиях возрастающей взаимозависимости
значимы для всех и не могут
быть решены одним государством или
даже группой государств. Одними из
первых эти идеи сформулировали идеологи
Римского клуба. Среди глобальных проблем
уже тогда назывались: дефицит
ресурсов (топливно-энергетических, продовольственных
и др.), неконтролируемый рост народонаселения,
бедность, гонка вооружений, экономическая
и научно-техническая
В основу идеологии реформистского
глобализма легли идеи о формировании
всемирной взаимозависимости
В 1970-х годах идеи реформистов
о глобальных проблемах получили
идеологический ответ со стороны
наиболее прагматичной и дальновидной
части либерально-
Развитие новых либеральных и реформистских глобалистских идей имело объективную основу. Эти группы западного истеблишмента начали первыми осознавать фактическую безвыходность и стабильность противостояния двух сверхдержав. Поэтому именно они повернули свой взор к расширению практики использования международных политических и экономических институтов при понимании, что высокая плотность организационного институционального пространства внутри западного сообщества даст несомненные конкурентные преимущества в глобальных масштабах.
В 1970-1980-х годах одним из новых
важнейших ресурсов глобальной конкуренции
стала опережающая инициатива в
создании международных институтов
в финансово-экономической и
После холодной войны: обновление идей
На триумфаторской идеологической
и психологической волне, возникшей
в сознании элит и экспертно-политического
сообщества США и ЕС в результате
окончания холодной войны, сформировалось
ценностно-окрашенное и чрезмерно
оптимистическое восприятие процессов
глобализации. Возродилось внимание
к либерально-идеалистической
Радужное восприятие политических
результатов глобализации стало
в 1990-х годах доминирующим подходом
и к проблеме «глобального управления».
Сторонники таких взглядов считали,
что уменьшение роли государства
в экономике и общественно-
Сторонники такого взгляда на проблему
экономического и политического
регулирования считали, что «минимальное
государство», дополненное мягкими
наднациональными институтами, а также
жесткими едиными глобальными
С конца 1980-х годов в язык экономистов
и политологов, выступления политических
деятелей и в документы международных
организаций - в международный политический
оборот наряду с понятием «глобализация»,
вошло понятие «глобальное
Для большей части элиты США отправной точкой представлений о глобализации в 1990-х годах была победа в глобальных масштабах того типа организации общества и системы ценностей, идеалом которого виделись сами Соединенные Штаты. Различными группами элит стран Западной Европы процессы глобализации интерпретировались преимущественно как глобальная экономическая интеграция. При этом процессы европейской интеграции понимались ими как первый шаг на пути, который должно пройти все человечество. Рост промышленного производства и потребительской активности в Европе породил идейно-политическое явление «еврооптимизма» и завышенных ожиданий от глобализации. Они подогревались надеждами начала 1990-х годов на освоение экономического пространства Восточной Европы.
В 1990-х годах большей частью американского
и европейского истеблишмента процессы,
происходящие в Азиатско-Тихоокеанском
регионе и на постсоветском пространстве,
игнорировались или анализировались
в категориях «демократического
транзита». Опыт КНР, которая сохранила
иную политико-идеологическую модель,
но при этом экономически успешно
встраивалась в процессы глобализации,
в расчет не принимался или воспринимался
в 1990-х годах как временное
отклонение, которое будет со временем
нивелировано. Азиатский финансово-
Сторонники глобалистского реформизма по-прежнему разделяли убеждение в том, что государства не могут справиться с «глобальными проблемами». Однако реформисты не предполагали, что государства в обозримой перспективе должны перестать быть основными субъектами мировой политики, ключевыми регуляторами экономической жизни, важнейшими структурами социальной организации и механизмами перераспределения. В то же время они считали возможным и желательным подчинение суверенитета государств в некоторых сферах глобальным политико-экономическим институтам, которые могли бы стать универсальными гарантами соблюдения «социальной справедливости»4.
Эти представления согласовывались с идеями «устойчивого развития», которые появились в том же идеологическом русле на несколько лет раньше концепций «глобального управления» и во многом предвосхитили их5. Концептуальные основы «устойчивого развития» были сформулированы в ряде докладов Комиссии ООН по окружающей среде и развитию («комиссии Г.Х.Брундтланд»), в частности в известном докладе «Наше общее будущее». Концепция «устойчивого развития» предполагала создание мировой системы согласования позиций и решений по глобальным вопросам. В ее основе лежал подход к мировому социально-экономическому, политическому, научно-техническому, демографическому развитию как единому процессу, который можно направлять в соответствии с целями сохранения экосистем. В дальнейшем две концепции были объединены в идеологию реформистского глобализма. Размывание под воздействием глобализации национальных механизмов перераспределения, защиты окружающей среды, соблюдения социальных гарантий реформисты стали считать предпосылкой создания компенсирующих систем на международном (в форме региональной интеграции) и глобальном уровнях.