Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:14, реферат
Идеи об институтах, действующих над суверенитетом государств или заменяющих их функции и полномочия, всегда базировались на универсалистских гипотезах о достижимости идеального международного порядка, подобного порядку в обществе, и моделях его осуществления. Вплоть до середины ХХ века авторы инициатив создания общемировых институтов управления и регулирования, как правило,
В 1990-х годах термин «глобальное
управление» активно
В отличие от утопических проектов «вечного мира», «мирового государства» и «мирового правительства» идеологи и сторонники «глобального управления» отталкиваются при построении его моделей от уже накопленного практического опыта работы международных институтов. Идеологами «глобального управления» учитывается опыт создания ООН и других международных организаций, накопленный в ХХ веке, а также политический капитал, сформировавшийся в ходе развития глубокого межгосударственного взаимодействия, а также сотрудничества политико-экономических элит внутри Запада - европейской интеграции, трансатлантического сотрудничества.
Именно в таком виде концепция
«глобального управления» была сформулирована
в докладе «Наше глобальное соседство»,
выпущенном еще в 1995 году созданной
в 1992 году Комиссией ООН по глобальному
управлению. Авторы предполагали, что
на основе ООН должна быть создана
качественно новая
Для этого предполагалось создать специальный орган - Совет по доверительному управлению. Участники комиссии, разрабатывая контуры институтов будущего «глобального управления», предлагали расширить полномочия Генерального секретаря ООН, ввести глобальное налогообложение через систему экономических организаций ООН, преобразовать вооруженные силы ООН в полноценную международную армию. Они также выступали за радикальную реформу СБ ООН - отмену права вето постоянных членов при голосовании. Кроме того, комиссия предлагала также создать на основе ГА ООН глобальные протопарламентские структуры, представляющие не только государства, но и международные неправительственные организации и другие силы «глобального гражданского общества». В докладе были сформулированы предложения по учреждению ряда новых органов в структуре ООН - Международного уголовного суда (был создан в 1998 г.), Совета экономической безопасности, Совета по петициям. Эти и другие предложения, выдвинутые комиссией, воспроизводились впоследствии в различных версиях концепций «глобального управления»6.
Рост влияния идей об «устойчивом развитии» всего человечества как о побудительной основе для создания системы «глобального управления» теми сферами деятельности и пространствами, которые имеют возрастающее хозяйственное значение, носил закономерный характер7. Для этого сформировалась мощная субъективная основа - появились глобальные ТНК, обладающие финансово-экономическими и технологическими возможностями для освоения этих сфер. Создание системы «глобального управления» дало бы возможность наиболее развитым странам и их ТНК создать такие условия, которые позволили бы в долгосрочной перспективе формировать условия деятельности потенциальных конкурентов. Интересно, что к началу 2000-х годов из 500 крупнейших ТНК мира 162 имели американское происхождение8.
Стоит отметить, что в 1990-2000-х годах
сторонники «глобального управления»
воспроизводили в своих проектах
практически тот же набор глобальных
проблем, что приводился в публикациях
и международных документах 20-30 годами
ранее. Единственной новой проблемой
наряду с задачей освоения глобальных
пространств и сохранением
На природоохранном фоне в международный политический оборот была введена категория «глобальной ответственности» как один из критериев управления на всех уровнях социальной организации. Однако сформулированный в конце 1990-х годов вопрос о мере ответственности субъектов и институтов «глобального управления» так и остался открытым на протяжении всего последнего десятилетия ХХ века и первой декады ХХI. По сути, этот вопрос выходит за пределы этической проблематики, в рамках которой он формулировался как реформистами, так и либералами-глобалистами. Он затрагивает сущностные параметры «глобального управления» - принципы и возможные механизмы его легитимации.
Политическая этика «
Невозможно сформировать в глобальных масштабах систему, которая хотя бы отдаленно напоминала демократическую модель осуществления и легитимации управления. Однако это категорически не готовы признать сторонники «глобального управления» и «глобального гражданского общества». В подобной гипотетической модели невозможно было бы, придерживаясь демократических процедур как источника легитимности, найти субъективные основы «глобального управления». Ни один из субъектов, способных реально участвовать в самом процессе наднационального принятия решений или воздействовать на его институты, не может с точки зрения традиционной западной либерально-демократической этики быть легитимным источником принятия решений глобальной значимости и формирования норм, обязательных для выполнения всеми остальными акторами.
Это касается государств, международных организаций и тем более иерархичных по структуре ТНК, международных неправительственных организаций. Даже если все государства на внутреннем уровне станут однотипными демократиями, как на то рассчитывают либералы-глобалисты, во внешней среде они субъекты, обладающие лишь формально-правовым равенством, но не равные по социально-экономическому, международно-политическому и военно-силовому потенциалам. То есть любой институт «глобального управления», если он действительно приобретает функции наднационального принятия решений, становится супербюрократической структурой, создаваемой не на основе процедур, подобных демократическим, в государстве, а на базе олигархического сговора наиболее могущественных субъектов мировой экономики и политики. С подобной проблемой на практике столкнулся Евросоюз. Европейским экспертным сообществом ее суть была сформулирована в тезисе о демократическом дефиците системы управления в ЕС9.
Последователи либерально-
Некоторые сторонники реформистского
глобализма (но далеко не все), а также
либерально-
Все либеральные и реформистские
концепции «глобального управления»
предполагают его коллективный и
многосторонний характер. Они строятся
на мультилатералистских принципах. Мультилатерализм
- это принцип использования коллективного
подхода, заключающегося в привлечении
многих (но не обязательно большинства)
акторов системы международных отношений
к совместному достижению политических
целей, принятию решений и управлению.
В рамках каждого из идейно-политических
направлений существуют расхождения в
том, какие акторы мировой экономики и
политики могут и должны в нем участвовать.
На этой основе как среди сторонников
реформистского, так и либерального глобализма
в 2000-х годах сформировалось два основных
подхода к возможным формам и методам
его осуществления, которые можно обозначить
как «государственно-
В соответствии с первым подходом
государства продолжают рассматриваться
в качестве важнейших акторов мировой
политики, а значит - и участников формирования
системы «глобального управления». Для
носителей такого понимания характерна
уверенность в том, что фундаментом «глобального
управления» должны стать взаимодействующие
национальные политические системы. Они
считают, что любые легитимные международные
структуры могут создаваться только на
основе коллективной воли государств.
При этом государства рассматриваются
как основные субъекты принятия международно-политических
решений, обладающие демократически приобретенной
легитимностью. Международные организации
выступают в этом контексте лишь как уполномоченные
государствами институты, выражающие
их коллективную волю. Подобное понимание
«глобального управления» базируется
на западной политической традиции «общественного
договора». Именно это обстоятельство
принимается в аксиоматике, разделяемой
сторонниками государственно-
Транснационалистский подход основывается на гипотезе о том, что при размывании государственного суверенитета, постепенном уходе государств с авансцены мировой политики произойдет их замена на негосударственные субъекты и институты «глобального управления». Эти идеи, уже появлявшиеся в широком политическом обороте в 1970-х годах, получили вторую жизнь в 2000-х годах. Они предполагают неизбежную постепенную передачу функций управления в экономике и политике, как во внутренней политике - от государств негосударственным субъектам и их объединениям, так и в мировой экономике и политике - создаваемым, в том числе и без участия государств, глобальным институтам10.
Транснационалистский подход основывается на понимании «глобального управления» как системы, которая на современном этапе еще институционально не очерчена. Она изображается как сеть, в которой есть как вертикальное, так и горизонтальное взаимодействие акторов и институтов. В 2000-х годах сетевой принцип стал рассматриваться многими сторонниками как реформистского, так и либерального глобализма как одна из основных характеристик «глобального управления». Сетевое качество понималось как одно из его основных отличий от традиционного иерархически выстроенного правления, осуществляемого государственными правительствами11. Основы такого подхода были заложены уже в 1990-х годах.
Возникли и интерпретации «
Снижение влияния идей «глобального управления» в 2000-х годах
К началу 2000-х годов в условиях
резкого разворота
Первая и отчасти вторая администрации Дж.Буша формально не отказались ни от одного институционального формата международного взаимодействия, которые обычно рассматриваются как потенциальные институты «глобального управления». При этом, однако, Вашингтон отдавал предпочтение не тем международным институтам, которые обладали устойчивым политико-правовым статусом и легитимностью (включая не только ООН, но и даже трансатлантические структуры), а преимущественно неформальным международно-политическим органам - «Группе восьми», Всемирному экономическому форуму (ВЭФ) и т.д.
«Группа восьми» занимала особое место
среди такого рода структур - она
не имела официальных механизмов
осуществления решений и
С начала 2000-х годов в США
Военно-силовые методы выстраивания миропорядка не могли быть достаточно эффективными на протяжении долгого времени. Они устраивали далеко не все элитные группы не только внутри Запада, но и в США. В этом отношении сохранение лидерства в деятельности и реформировании международных организаций даже на высшей точке влияния неоконсерваторов не исчезало из американской внешнеполитической повестки.