Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа
Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Поэтому ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на г
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования.
1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………………………………………….
1.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь………………………………………………....
1.3. Формирование расходной части государственного бюджета……..
2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг………...17
2.1. Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет…………………………………………………….....
2.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета….
2.3. Проблема государственного долга……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
5. Допускается
установление особых видов
1.3. Формирование расходной части государственного бюджета.
Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.
Расходная
часть бюджета показывает укладывающиеся
в определённый временной промежуток
суммы государственных
Расходы бюджета связаны с функциями государства. (Содержание государственного аппарата, Вооруженных Сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий.)
В бюджете Республики Беларусь на 2007 год расходы данных статей составляют 70% от дохода бюджета.
Расходная часть бюджета отличается разнообразием, но в большинстве стран, предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционные, экономические развития производственной и социальной инфраструктуры).
В период экономического спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов. Мультипликатор государственных расходов – числовой коэффициент, показывающий зависимость дохода и выпуска продукции от изменений государственных расходов.[6, c.45]
Существуют
различные классификации
В странах с рыночной экономикой принято все государственные расходы делить на четыре группы:
- государственные закупки товаров и услуг (платежи за товары, закупаемые для текущего потребления, заработная плата работников, занятых в государственном секторе, национальная оборона и т.д.);
- государственные инвестиции;
- трансфертные платежи;
- проценты по государственному долгу.
Это так называемые трансформационные расходы.
В бюджетах стран с переходной экономикой (в том числе и в бюджете Республики Беларусь) можно выделить следующие основные группы расходов:
- затраты на содержание органов государственного управления, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;
-
расходы на национальную
-
затраты на международную
-
расходы на финансирование
- затраты на науку;
-
расходы на здравоохранение,
-
расходы на обслуживание
Эти
расходы относятся к
Другая
систематизация расходов связана с
институциональным
Используется и функциональный принцип классификации расходов. На его основе расходы группируются по целевому назначению:
- военные,
- экономические,
- на социальные цели,
-
на внешнеэкономическую и
- на содержание аппарата управления.
Указанный
подход даст представление о приоритетах
в экономических действиях
Рост государственных расходов происходит в настоящее время в основном за счёт трансфертных затрат (социальные выплаты, субсидии). В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.
В Республике Беларусь до недавнего времени расходы на финансирование хозяйства занимали значительный удельный вес в бюджете. Однако по мере перехода к рыночной экономике их доля уменьшилась, и в настоящее время наибольший удельный вес в расходах бюджетов занимают социальные статьи. Преобладающей стала доля расходов на здравоохранение, образование, средства массовой информации, культуру, науку. Наблюдается рост затрат, связанных с обслуживанием государственного долга, несколько сократился удельный вес расходов на национальную оборону.
Проводимая в республике политика государственных расходов способствует достижению достаточной сбалансированности государственного бюджета.
Государственный бюджет Республики Беларусь за 2011 года.[11]
За январь-сентябрь 2011 года доходы республиканского бюджета (с учетом Фонда социальной защиты населения и целевых бюджетных фондов, в том числе фонда национального развития) составили 31,7 трлн. рублей, или 94,3 процента годового плана.
Налога на прибыль поступило 6,2 трлн. рублей, или 84,2 процента к уточненному годовому плану. За январь-сентябрь текущего года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 15,6 трлн. рублей, или 79,7 процента годового плана.
Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 9,3 трлн. рублей, или 128,1 процентов к уточненному годовому плану. По состоянию на 1 октября 2011 года задолженность по налогам и сборам составила 26,3 млрд. рублей и уменьшилась за сентябрь текущего года на 17,9 млрд. рублей.
Расходы республиканского бюджета за январь-сентябрь 2011 года составили 29,6 трлн. рублей, или 74,3 процента годового плана. В целом за январь-сентябрь 2011 года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды. Расходы на общегосударственную деятельность составили 8,3 трлн. рублей (74,9 процента), на финансирование национальной экономики – 9,5 трлн. рублей (71,9 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 40,6 трлн. рублей (74,2 процента).
Профицит республиканского бюджета составил 2,1 трлн. рублей, или 1,1 процента к ВВП.
Проанализировав
структуру доходов и расходов
Республики Беларусь можно составить
следующую таблицу:
|
2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг.
2.1. Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет.
В
государственном бюджете
Разница между государственными расходами и доходами составляет сальдо бюджета, определяющее объёмы кредитования или заимствования общественного сектора. Сравнение расходной и доходной части бюджета ведёт к трём результатам:
- если сумма расходов равна сумме доходов, то говорят о бюджетном балансе;
-
если общая сумма доходов
-
если общая сумма доходов
Дефицит бюджета и величина государственного долга – это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме, традиционно уделяется большое внимание.
Бюджетный
процесс предполагает балансирование
государственных доходов и
Бюджетный дефицит может быть вызван рядом причин. Основные причины можно объединить в три группы:
1.
Дефицит может быть связан
с необходимостью
В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
2.
Дефициты возникают в
3.
Дефицит может отражать
Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.
Выделяют несколько видов бюджетного дефицита: структурный, фактический, циклический, первичный.
Структурный дефицит – это дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета.[9, c.100] Возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов производства. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в бюджет, а с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Количественно структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы. Обычно берётся уровень безработицы равный 6%. Он варьирует в абсолютном выражении в зависимости от бюджетно-налоговой политики.
Фактический дефицит государственного бюджета – это отрицательная разница между фактическими доходами и фактическими расходами государственного бюджета. [9, c.101]
Разность
между структурным и
Первичный дефицит – это общий дефицит, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.[9, c.102]
Информация о работе Государственный бюджет. Проблемы государственного долга