Государственный бюджет. Проблемы государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Поэтому ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования.
1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………………………………………….
1.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь………………………………………………....
1.3. Формирование расходной части государственного бюджета……..
2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг………...17
2.1. Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет…………………………………………………….....
2.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета….
2.3. Проблема государственного долга……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

5. Допускается  установление особых видов таможенных  пошлин либо дифференцированных  ставок таможенных пошлин в  зависимости от страны происхождения  товаров в соответствии с настоящим  Кодексом и таможенным законодательством.[1, c.23]. 

1.3. Формирование расходной  части государственного  бюджета.

     Государственный бюджет состоит из расходной и  доходной частей. 

     Расходная часть бюджета показывает укладывающиеся в определённый временной промежуток суммы государственных расходов, как по отдельным статьям расходов, так и в целом.[8, c.78]

     Расходы бюджета связаны с функциями  государства. (Содержание государственного аппарата, Вооруженных Сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий.)

     В бюджете Республики Беларусь на 2007 год расходы данных статей составляют 70% от дохода бюджета.

     Расходная часть бюджета отличается разнообразием, но в большинстве стран, предназначена  для финансирования общегосударственных  программ (инвестиционные,  экономические  развития производственной и социальной инфраструктуры).

     В период экономического спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских  расходов. Мультипликатор  государственных  расходов – числовой коэффициент, показывающий зависимость дохода и выпуска продукции от изменений государственных расходов.[6, c.45]

     Существуют  различные классификации государственных  расходов.

     В странах с рыночной экономикой принято  все государственные расходы  делить на четыре группы:

- государственные закупки товаров и услуг (платежи за товары, закупаемые для текущего потребления, заработная плата работников, занятых в государственном секторе, национальная оборона и т.д.);

- государственные инвестиции;

- трансфертные платежи;

- проценты по государственному долгу.

Это так называемые трансформационные  расходы.

     В бюджетах стран с переходной экономикой (в том числе и в бюджете  Республики Беларусь) можно выделить следующие основные группы расходов:

- затраты на содержание органов  государственного управления, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;

- расходы на национальную оборону;

- затраты на международную деятельность;

- расходы на финансирование национальной  экономики (капитальные вложения, субсидии, дотации государственным  предприятиям);

- затраты на науку;

- расходы на здравоохранение, образование,  социальную политику (социальные  пособия, пенсии и т.д.);

- расходы на обслуживание государственного  долга и т.д.

Эти расходы относятся к трансфертным, их суть заключается в том, что  затраты государства  выступают как прямая передача средств.

     Другая  систематизация расходов связана с  институциональным направлением. Принцип, на котором она основана, - распределение  средств по исполнительным структурам государственной власти (министерствам, департаментам).

     Используется  и функциональный принцип классификации  расходов. На его основе расходы  группируются по целевому назначению:

- военные,

- экономические,

- на социальные цели,

- на внешнеэкономическую и внешнеполитическую  деятельность,

- на содержание аппарата управления.

     Указанный подход даст представление о приоритетах  в экономических действиях государства.

     Рост  государственных расходов происходит в настоящее время в основном за счёт трансфертных затрат (социальные выплаты, субсидии). В развитых странах  на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

     В Республике Беларусь до недавнего времени  расходы на финансирование хозяйства занимали значительный удельный вес в бюджете. Однако по мере перехода к рыночной экономике их доля уменьшилась, и в настоящее время наибольший удельный вес в расходах бюджетов занимают социальные статьи. Преобладающей стала доля расходов на здравоохранение, образование, средства массовой информации, культуру, науку.  Наблюдается рост затрат, связанных с обслуживанием государственного долга, несколько сократился удельный вес расходов на национальную оборону.

     Проводимая  в республике политика государственных расходов способствует достижению достаточной сбалансированности государственного бюджета.

     Государственный бюджет Республики Беларусь за 2011 года.[11]

     За январь-сентябрь 2011 года доходы республиканского бюджета (с учетом Фонда социальной защиты населения и целевых бюджетных фондов, в том числе фонда национального развития) составили 31,7 трлн. рублей, или 94,3 процента годового плана.

     Налога  на прибыль поступило 6,2 трлн. рублей, или 84,2 процента к уточненному годовому плану. За январь-сентябрь текущего года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 15,6 трлн. рублей, или 79,7 процента годового плана.

     Доходы  от внешнеэкономической деятельности составили 9,3 трлн. рублей, или 128,1 процентов к уточненному годовому плану. По состоянию на 1 октября 2011 года задолженность по налогам и сборам составила 26,3 млрд. рублей и уменьшилась за сентябрь текущего года на 17,9 млрд. рублей.

     Расходы республиканского бюджета за январь-сентябрь 2011 года составили 29,6  трлн. рублей, или 74,3 процента годового плана. В целом за январь-сентябрь 2011 года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды. Расходы на общегосударственную деятельность составили 8,3 трлн. рублей (74,9 процента), на финансирование национальной экономики – 9,5 трлн. рублей (71,9 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 40,6 трлн. рублей (74,2 процента). 

     Профицит республиканского бюджета составил 2,1 трлн. рублей, или 1,1 процента к ВВП.

     Проанализировав структуру доходов и расходов Республики Беларусь можно составить следующую таблицу: 

млрд. рублей
Показатели План  
2011 года
Исполнено  
  за январь-сентябрь 
В % к годовому плану
  Всего Республиканский бюджет Всего Республиканский бюджет Всего Республиканский бюджет
Всего доходов 84838,7  33612,1 72036,6  31682,9  84,9  94,3 
из  них:            
- налог на прибыль 7311,1  2315,0 6158,9  2053,1  84,2  88,7 
- налог на добавленную стоимость 19559,7  13454,1 15587,6  10982,7  79,7  81,6 
- акцизы 5371,2  5369,8 3868,6  3867,2  72,0  72,0 
- доходы от внешнеэкономической деятельности 7263,9 7263,9 9301,8  9301,8  128,1  128,1 
- поступления в Фонд социальной  защиты населения 25927,4 x 19899,9  x 76,8  x
Всего расходов 90342,5  39768,5  66570,0  29552,0  73,7  74,3 
из  них:            
- общегосударственная деятельность 11022,5  16939,6  8257,1  13662,6  74,9  80,7 
- национальная экономика 13278,3  7709,6  9547,2  5189,4  71,9  67,3 
- расходы на финансирование социальной  сферы (социальная политика, образование,  здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) 54713,5   8833,7 40585,8    
6359,3   74,2  72,0 
Превышение  доходов над расходами (+),  
Дефицит (-)
 
-5503,8 
 
 
-6156,4 
5466,6   2130,9    
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Дефицит бюджета  и бюджетный излишек.  Государственный  долг.

2.1. Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет.

     В государственном бюджете устанавливаются  доходы  и расходы общественного  сектора.

     Разница между государственными расходами и доходами составляет сальдо бюджета, определяющее объёмы кредитования или заимствования общественного сектора. Сравнение расходной и доходной части бюджета ведёт к трём результатам:

- если сумма расходов равна  сумме доходов, то говорят о бюджетном балансе;

- если общая сумма доходов превышает  общую сумму расходов, то это  ситуация профицита бюджета;

- если общая сумма доходов меньше  общей суммы расходов, то в  этом случае государство сталкивается  с бюджетным  дефицитом.[9, c.98]

     Дефицит бюджета и величина государственного долга – это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме, традиционно уделяется большое внимание.

     Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. В настоящее время бюджеты большинства стран сталкиваются с таким понятием как дефицит государственного бюджета.

     Бюджетный дефицит может быть вызван рядом причин. Основные причины можно объединить в три группы:

1. Дефицит может быть связан  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. 

В этом случае дефицит отражает не кризисное  течение общественных процессов, а  государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

2. Дефициты возникают в результате  чрезвычайных обстоятельств (войны,  крупные стихийные бедствия и  т.п.), когда обычных резервов становится  недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.

3. Дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране. В этом случае дефицит - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

Во  всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.

     Выделяют  несколько видов бюджетного дефицита: структурный, фактический, циклический, первичный.

     Структурный дефицит – это дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета.[9, c.100] Возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов производства. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в бюджет, а с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Количественно структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы. Обычно берётся уровень безработицы равный 6%. Он варьирует в абсолютном выражении в зависимости от бюджетно-налоговой политики.

     Фактический дефицит государственного бюджета  – это отрицательная разница между фактическими доходами и фактическими расходами государственного бюджета. [9, c.101]

     Разность  между структурным и фактическим  дефицитом называется циклическим  дефицитом. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и фактическим дефицитом называется циклическим излишком. В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят об излишке доходов бюджета.

     Первичный дефицит – это общий дефицит, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.[9, c.102]

Информация о работе Государственный бюджет. Проблемы государственного долга