Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа
Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Поэтому ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на г
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования.
1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………………………………………….
1.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь………………………………………………....
1.3. Формирование расходной части государственного бюджета……..
2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг………...17
2.1. Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет…………………………………………………….....
2.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета….
2.3. Проблема государственного долга……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
В мае 1998 года был принят Закон Республики Беларусь “О бюджетной классификации Республики Беларусь”. С середины 1998 года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь “О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах”, которая обеспечивала необходимую для соответствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включала классификации:
- доходов;
- расходов;
- источников
внутреннего финансирования
- источников
внешнего финансирования
- видов
внутреннего государственного
- видов
внешнего государственного
Законом устанавливалось, что бюджетная классификация является единой для республиканского и местных бюджетов.
Классификация доходов, расходов, видов внешнего государственного долга, видов внутреннего государственного долга утверждаются Правительством Республики Беларусь.
Бюджетное
устройство в Республике Беларусь основывается
на принципах единства бюджетной
системы, полноты, реальности, гласности
и самостоятельности всех бюджетов, входящих
в бюджетную систему, и определяется административно-
1.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь.
Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству.[9, c.202]
Существует
большое разнообразие форм и методов
аккумуляции государственных
Доходы классифицируются по следующим признакам:
- источникам (форма изъятия платежа, субъект уплаты, объект обложения, отрасль);
- видам (налоги, доходы от государственных предприятий);
- способам
взимания (налоги и штрафы, плата
за услуги и добровольные
- формам,
методам изъятия и содержания
(налоговые и неналоговые:
- порядку
и условию зачисления (закреплённые
– доходы, которые направляются
в конкретный бюджет в
Поддерживаемая в Республике Беларусь сбалансированность государственных финансов, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, объясняется рядом факторов, имеющих как положительное, так и негативное влияние на экономику страны в целом. Прежде всего, это сложившиеся в 1995-2000гг. условия и особенности формирования доходной части бюджета. Можно выделить главные факторы, обеспечивающие стабильные и достаточно высокие доходы бюджета:
-
приоритетное значение
- высокие темпы инфляции на протяжении всего анализируемого периода и отсутствие механизмов корректировки прямых налогов и сборов с учётом инфляции.
- характерный для республики относительно высокий уровень собираемости всех установленных налогов и сборов.
Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги, от их размеров зависит сумма поступлений в государственный бюджет. Налог – это принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с субъектов хозяйствования, необходимые для осуществления государством своих функций, в соответствии с действующим законодательством.[10, c.58] В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.
Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях – во внебюджетные фонды.
Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета.
Важным элементом налогов являются налоговые ставки, т. е. доля дохода, которая изымается в бюджет.
С понятием налоги тесно связано понятие налоговая система. Налоговая система представляет собой закреплённую законодательством совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.
При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объёмом налоговых поступлений в государственный бюджет. Анализ изменений налоговых ставок для государственных финансов осуществляется на основе кривой Лаффера.
Рис.1 Кривая
Лаффера
Кривая Лаффера показывает зависимость между налоговыми ставками r и объёмом налоговых поступлений R. При ставке налога равной 0 налоговые поступления равны нулю. По мере возрастания ставки налога они увеличиваются. При ставке r государство получает максимальную сумму налоговых поступлений R. Дальнейшее возрастание налоговой ставки будет сопровождаться уменьшением налоговых поступлений. При ставке налога, равной 100%, производство становится бессмысленным. Кривая даёт ответ на вопрос, при какой ставке налогов налоговые поступления в бюджет максимальны.
Лаффер доказывал, что высокие налоги, во-первых, не только уменьшают предложение труда, но и побуждают индивидов выбирать или виды деятельности, не подлежащие обложению налогами (теневая экономика), или те, где налоговые ставки низкие; во-вторых, налоговое бремя уменьшает размеры сбережений. Эти причины сдерживают развитие производства. Поэтому необходимо определить оптимальную величину ставки налога, превышение которой, приведёт к сокращению поступлений в государственный бюджет. Определено, что все налоговые изъятия из прибыли не должны превышать её половины, так как в противном случае нарушается действие стимулирующей функции налога, и он начинает оказывать негативное влияние на экономическую деятельность. Считается, что оптимальная ставка налогообложения находится в пределах то 10 до 20%.
Доходы бюджета, его расходы и объём национального продукта взаимообусловлены. Чем больше объём национального продукта и национального дохода, тем больше при прочих равных условиях доходы бюджета, а значит, больше возможности государства с помощью расходов денежных ресурсов воздействовать на состояние экономики: внешнеэкономические связи, объём валового национального продукта и т.д.
Основы
бюджетно-налоговой системы
В Беларуси новая, ориентированная на рынок, система налогообложения была введена в действие согласно Закону “ О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь” в 1992 году. За прошедшее с тех пор время она неоднократно реформировалась, совершенствовалась. Изменялись некоторые налоги, ставки налогообложения, налоговые льготы и т.д. Однако основные виды налогов оставались неизменными.
В настоящее время основными видами налогов являются:
- налог на добавленную стоимость,
- акцизы,
- таможенные пошлины и сборы,
- подоходный налог с граждан,
- налог на доходы и прибыль,
- налог на недвижимость.
В области налоговой политики в 2006–2010 гг. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. В этих целях будут реализованы следующие мероприятия:
Одним из приоритетных направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы, и снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс будет сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:
Упрощение налоговой системы будет осуществляться на основе сокращения числа налогов, сборов (пошлин), законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.
Формирование
прозрачного и стабильного
В Республике Беларусь существуют следующие принципы налогообложения.
1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
2. Ни на кого, не может быть возложена обязанность, уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Налогообложение
в Республике Беларусь
4. Не
допускается установление
Информация о работе Государственный бюджет. Проблемы государственного долга