Государственный бюджет. Проблемы государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Поэтому ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования.
1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………………………………………….
1.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь………………………………………………....
1.3. Формирование расходной части государственного бюджета……..
2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг………...17
2.1. Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет…………………………………………………….....
2.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета….
2.3. Проблема государственного долга……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     В мае 1998 года был принят Закон Республики Беларусь “О бюджетной классификации Республики Беларусь”. С середины 1998 года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь “О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах”, которая обеспечивала необходимую для соответствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включала классификации:

- доходов;

- расходов;

- источников  внутреннего финансирования дефицита  республиканского бюджета;

- источников  внешнего финансирования дефицита  республиканского бюджета;

- видов  внутреннего государственного долга  Республики Беларусь;

- видов  внешнего государственного долга  Республики Беларусь.

Законом устанавливалось, что бюджетная  классификация является единой для  республиканского и местных бюджетов.

     Классификация доходов, расходов, видов внешнего государственного долга, видов внутреннего государственного долга утверждаются Правительством Республики Беларусь.

     Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной  системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется административно-территориальным делением. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет Республики Беларусь составляют бюджеты шести областей, г. Минска и республиканский бюджет.  

1.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь.

     Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству.[9, c.202]

     Существует  большое разнообразие форм и методов  аккумуляции государственных доходов.

     Доходы  классифицируются по следующим признакам:

- источникам (форма изъятия платежа, субъект уплаты, объект обложения, отрасль);

- видам  (налоги, доходы от государственных  предприятий);

- способам  взимания (налоги и штрафы, плата  за услуги и добровольные взносы);

- формам, методам изъятия и содержания (налоговые и неналоговые: доходы  от государственной торговли, от продажи государственной собственности, золотовалютных резервов страны);

- порядку  и условию зачисления (закреплённые  – доходы, которые направляются  в конкретный бюджет в зависимости  от принципа подчинённости с учётом территориального признака поступлений средств; регулирующие – доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти делятся между выше- и нижестоящими бюджетами, обеспечивают сбалансированность местных бюджетов; собственные – заработные доходы; заёмные – доходы, привлекаемые в случае временной недостаточности собственных средств для покрытия запланированных расходов, включающие проценты и беспроцентные ссуды от других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные займы).

     Поддерживаемая в Республике Беларусь сбалансированность государственных финансов, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, объясняется рядом факторов, имеющих как положительное, так и негативное влияние на экономику страны в целом. Прежде всего, это сложившиеся в 1995-2000гг. условия и особенности формирования доходной части бюджета. Можно выделить главные факторы, обеспечивающие стабильные и достаточно высокие доходы бюджета:

     - приоритетное значение косвенных  налогов и сборов по сравнению  с прямыми в сложившейся структуре налоговой системы республики. Высокая доля косвенных налогов обеспечивает высокие доходы бюджета в любых экономических условиях, даже при отсутствии реальной прибыли предприятия, невысоких доходах населения.

     - высокие темпы инфляции на протяжении всего анализируемого периода и отсутствие механизмов корректировки прямых налогов и сборов с учётом инфляции.

     - характерный для республики относительно высокий уровень собираемости всех установленных налогов и сборов.

     Основным  источником финансовых ресурсов государства являются налоги, от их размеров зависит сумма поступлений в государственный бюджет. Налог – это принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с субъектов хозяйствования, необходимые для осуществления государством своих функций, в соответствии с действующим законодательством.[10, c.58] В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится  до 50 % всех поступлений.

     Каждый  налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях – во внебюджетные фонды.

     Во  многих странах при составлении  бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми  по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться  при планировании бюджета.

 Важным элементом налогов являются налоговые ставки, т. е. доля дохода, которая изымается в бюджет.

     С понятием налоги тесно связано понятие  налоговая система. Налоговая система  представляет собой закреплённую законодательством совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

     При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между  налоговыми ставками и объёмом налоговых поступлений в государственный бюджет. Анализ изменений налоговых ставок для государственных финансов осуществляется на основе кривой Лаффера.

                             

Рис.1 Кривая Лаффера 

     Кривая  Лаффера показывает зависимость  между налоговыми ставками r и объёмом налоговых поступлений R. При ставке налога равной 0 налоговые поступления равны нулю. По мере возрастания ставки налога они увеличиваются. При ставке r государство получает максимальную сумму налоговых поступлений R. Дальнейшее возрастание налоговой ставки будет сопровождаться уменьшением налоговых поступлений. При ставке налога, равной 100%, производство становится бессмысленным. Кривая даёт ответ на вопрос, при какой ставке налогов налоговые поступления в бюджет максимальны.

     Лаффер  доказывал, что высокие налоги, во-первых, не только уменьшают предложение  труда, но и побуждают индивидов выбирать или виды деятельности, не подлежащие обложению налогами (теневая экономика), или те, где налоговые ставки низкие; во-вторых, налоговое бремя уменьшает размеры сбережений. Эти причины сдерживают развитие производства. Поэтому необходимо определить оптимальную величину ставки налога, превышение которой, приведёт к сокращению поступлений в государственный бюджет. Определено, что все налоговые изъятия из прибыли не должны превышать её половины, так как в противном случае нарушается действие стимулирующей функции налога, и он начинает оказывать негативное влияние на экономическую деятельность. Считается, что оптимальная ставка налогообложения находится в пределах то 10 до 20%.

     Доходы  бюджета, его расходы и объём  национального продукта взаимообусловлены. Чем больше объём национального продукта и национального дохода, тем больше при прочих равных условиях доходы бюджета, а значит, больше возможности государства с помощью расходов денежных ресурсов воздействовать на состояние экономики: внешнеэкономические связи, объём валового национального продукта и т.д.              

     Основы  бюджетно-налоговой системы страны заложены в Конституции Республики Беларусь. Право устанавливать республиканские  налоги и сборы, утверждать республиканский  бюджет и отчёт о его исполнении принадлежит Парламенту – Национальному собранию Республики Беларусь. Установление местных налогов и сборов в соответствии с законом, утверждение местных бюджетов и отчётов об их исполнении относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов.

     В Беларуси новая, ориентированная на рынок, система налогообложения  была введена в действие согласно Закону “ О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь”  в 1992 году. За прошедшее с тех пор  время она неоднократно реформировалась, совершенствовалась. Изменялись некоторые налоги, ставки налогообложения, налоговые льготы и т.д. Однако основные виды налогов оставались неизменными.

    В настоящее  время основными видами налогов  являются:

- налог  на добавленную стоимость,

- акцизы,

- таможенные  пошлины и сборы,

- подоходный  налог с граждан,

- налог  на доходы и прибыль,

-  налог  на недвижимость.

         В области налоговой  политики в 2006–2010 гг. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит  снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. В этих целях будут реализованы следующие мероприятия:

  • отмена мелких, неэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налогов и сборов;
  • выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем максимального сокращения существующих налоговых льгот и оптимизации налоговых ставок;
  • совершенствование системы налогового администрирования, которая должна обеспечивать снижение уровня издержек, исполнение налогового законодательства, как для государства, так и для плательщиков;
  • внесение корректив в определение налоговой базы по отдельным налогам, сборам (пошлинам) с целью уточнения их экономического содержания;
  • сокращение числа контролирующих органов и количества плановых проверок;
  • сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

     Одним из приоритетных направлений налоговой  реформы станет упрощение налоговой  системы, и снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс будет сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:

  • завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях (2 из них отменены уже с 2006 г.);
  • снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
  • снижение и унификация таможенных пошлин.

     Упрощение налоговой системы будет осуществляться на основе сокращения числа налогов, сборов (пошлин),  законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.

     Формирование  прозрачного и стабильного механизма  налогообложения будет обеспечено в рамках разработки и принятия Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. В результате налоговой реформы основу налоговой системы составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль юридических и физических лиц, имущественные налоги, таможенные пошлины. Повысится фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды.

     В Республике Беларусь существуют следующие  принципы налогообложения.

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого, не может быть возложена обязанность, уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Налогообложение  в Республике Беларусь основывается  на признании всеобщности и  равенства.

4. Не  допускается установление налогов,  сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, либо создающих нарушение в Конституции Республики Беларусь.

Информация о работе Государственный бюджет. Проблемы государственного долга