Государственный долг и проблемы формирования государственного бюджета в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является попытка анализа сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

Описать сущность и структуру государственного бюджета;
Изучить бюджетный дефицит, его причины и виды;
Рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию с дефицитом бюджета.

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность, структура государственного бюджета………………..…

1.1. Понятие и сущность государственного бюджета…………………...........

1.2. Структура государственного бюджета………………..…………..............

Глава 2. Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия……………..…

2.1. Что такое бюджетный дефицит………………………..………..................

2.2. Причины, виды и последствия бюджетного дефицита………….…….....

Глава 3. Государственный долг и проблемы формирования государственного бюджета в Российской Федерации……………………………………...……...

3.1. История возникновения государственного долга России………………..

3.2. Виды государственного долга………………………………………....…..

Заключение …………………………………………………………..……….….

Список использованной литературы……………………………..…………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 28.46 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Содержание 

Введение…..……………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность, структура государственного бюджета………………..…

1.1. Понятие  и сущность государственного  бюджета…………………...........

1.2. Структура  государственного бюджета………………..…………..............

Глава 2. Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия……………..…

2.1. Что  такое бюджетный дефицит………………………..………..................

2.2. Причины,  виды и последствия бюджетного  дефицита………….…….....

Глава 3. Государственный долг и проблемы формирования государственного бюджета в Российской Федерации……………………………………...……...

3.1. История  возникновения государственного  долга России………………..

3.2. Виды  государственного долга………………………………………....…..

Заключение  …………………………………………………………..……….….

Список  использованной литературы……………………………..……………. 
 
 
 
 
 

                                                 Введение

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его «сбалансированного» государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы, возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.

     Дефицитность  государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых государств. В результате кредитной экспансии государства  прочие заемщики вытесняются с финансового  рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга – одна из наиболее актуальных задач экономической политики.

     Объектом  настоящей курсовой работы является – бюджетный дефицит и госдолг.

     Предмет исследования – взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

     Целью работы является попытка анализа  сущности государственного бюджета, его  структуры и функционирования. Для  достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  1. Описать сущность и структуру государственного бюджета;
  2. Изучить бюджетный дефицит, его причины и виды;
  3. Рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию с дефицитом бюджета.

          Курсовая работа состоит из  следующих частей:

  1. Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели и задачи курсовой работы;
  2. Глава 1, в которой описываются понятие, сущность и структура государственного бюджета;
  3. Глава 2, в которой дается определения  бюджетного дефицита, его виды и причины, а также последствия;
  4. Глава 3, в которой рассматривается история возникновения государственного долга России, виды долга;
  5. Заключение, содержит общие выводы по работе;
  6. Список использованной литературы, включающий 16 наименований.
 
 
 
 

     Глава 1. Сущность, структура  государственного бюджета

           1.1.Понятие и сущность  государственного бюджета

     Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

     Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку определяют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

     Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках  государства ежегодно должна концентрироваться  определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

     В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующие  им материально-вещественное воплощение; они материализуются в бюджетном фонде страны, имеющим сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

     Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

     Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

     -государственный  бюджет является особой экономической  формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках  государства и ее использованием  с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

     -с  помощью бюджета происходит перераспределение  национального дохода, реже –  национального богатства между  отраслями народного хозяйства,  территориями страны, сферами общественной деятельности;

     -пропорции  бюджетного перераспределения стоимости  большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

     -область  бюджетного распределения занимает  центральное место в составе  государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

     Взгляд  на бюджет как на экономическую категорию  не сразу получил свое призвание. Лишь в последние годы преобладающей  стала точка зрения, согласно которой  государственный бюджет с позиций  экономической сущности может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории, а с позиций законодательного установления финансовой базой государства – как его финансовый план.

     Сущность  государственного бюджета реализуется  через распределительную, контрольную и фискальную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

     Так, содержание распределительной функции  бюджета определяется процессами перераспределения  финансовых ресурсов между разными  подразделениями общественного  производства. Ни одно из других звеньев  финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевые, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

     Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от  разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

     Фискальная  функция бюджета предполагает, с  одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

     С другой стороны, не ограничивается только предоставлением государственных  услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных  услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В ровной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.

     Государственный бюджет всегда являлся инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы. С его помощью  государство, осуществляя перераспределение  национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного, чем прежде, бюджетного механизма.

Информация о работе Государственный долг и проблемы формирования государственного бюджета в Российской Федерации