«Германский вопрос» в период 1940-1960-х гг. в системе международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение германского вопроса в 40–60-е годы XX века в системе международных отношений.
В соответствии с выбранной темой необходимо определить методологический подход, способствующий наиболее полному ее раскрытию. Автор считает, что в данном случае вполне уместен комплексный подход, основанный на нескольких фундаментальных принципах: историзма, объективности и научности. Данный подход позволяет использовать наиболее широкий спектр способов исследования проблемы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Причины и предпосылки возникновения «германского вопроса» в 1940-е годы______________________________________________________7
1.1. Формирование двух направлений политики стран-союзниц антигитлеровской коалиции в отношении Германии.___________________7
1.2. Предпосылки, ведущие к разделу Германии_______________________9
1.3. Берлинский кризис 1948-1949 гг. Раскол Германии_______________11
1.4. Берлинский кризис 1953 г._____________________________________15
Глава 2. Германия в системе международных отношений в 1950–1960-е годы ___________________________________________________________19
2.1. Начало глобального противостояния Западной и Восточной Германии_______________________________________________________19
2.2. Берлинский кризис 1961 г. _____________________________________22
2.3 Последствия Берлинского кризиса 1961 г._________________________25
Заключение_____________________________________________________29
Список использованных источников и литературы ___________________31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.09 Кб (Скачать)

В период оккупации разновидностью планов ослабления германского государства  явился план так называемой федерализации. В 1947 г. на Московской сессии Совета министров иностранных дел были предложены планы федерализации Германии, которые в основном затрагивали вопросы о ее государственном переустройстве. В документах предлагалось самостоятельное управление субъектами своим хозяйством, определение бюджета, размеров налогов, право вести переговоры и заключать соглашения с другими странами. Центральную власть рассматривали как координирующий орган.

СССР отрицательно воспринял  планы расчленения и федерализации  Германии.

1 января 1947 г. американская и британская зоны образовали единую Бизонию. Франция же первоначально стремилась сохранить свою самостоятельность. Однако самостоятельность французской зоны сохранялась недолго. Франция присоединила свою зону к Бизонии только 8 апреля 1948 г.  Так была образована Тризония, которая послужила основой для формирования западногерманского государства.

 

 

    1. Берлинский кризис 1948-1949 гг. Раскол Германии

 

В марте 1948 г. напряженность в отношениях между  бывшими союзниками достигла своего пика после инцидента, происшедшего на заседании Союзной контрольной  комиссии. В ходе ее работы глава  советской делегации маршал В. Д. Соколовский покинул зал заседания, заявив, что действия западных держав в их зонах оккупации фактически парализовали деятельность комиссии.

Поскольку политические противоречия все больше обострялись на почве  столкновения двух идеологий, а экономическая  политика на западе и востоке Германии все более отделялись друг от друга, конфликт набирал темпы.

На конференции  представителей США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга  по германской проблеме, которое прошло в Лондоне в феврале — марте 1948 г., было принято решение о создании самостоятельного западногерманского государства.

Одной из крупнейших проблем  послевоенной Германии был экономический  кризис. Необходимо было провести денежную реформу, которая в определенной мере могла бы поспособствовать созданию единой Германии, если бы западные страны пошли на это.

Но эта реформа явилась  причиной  раскола страны, разрушила  экономические связи внутри Германии, в короткий срок провела внутри страны барьер, гораздо более мощный, чем  территориальные границы.

Координационный комитет, финансовый директорат и, другие органы Контрольного совета неоднократно обсуждали вопрос о необходимости и методах  проведения денежной реформы в Германии. Постепенно сформировались два абсолютно  разных предложения о пути решения  данной проблемы. СССР рассматривал денежную реформу как составную часть  общегерманской экономической политики, неразрывно связанную с другими  коренными вопросами экономики  Германии – уровнем производства, расширением выпуска мирной продукции, ценовой политикой, а также увеличением  заработной платы.

Западные представители, особенно представители США, которые  втайне уже готовили одностороннюю  денежную реформу в западных зонах, при обсуждении вопроса в органах  союзнической контрольной администрации  акцентировали внимание не на социальной стороне проблемы, а прежде всего  на организационно-технической стороне  реформы, особенно на процедуре печатания  новых денег. Денежная реформа являлась одним из способов экономической и политической изоляции Западной Германии от Восточной.

20 июня 1948 года реформа  была проведена. Несмотря на  социальную жесткость, ее последствия  для экономики были в целом  позитивными. Разработанная при  участии таких крупных экономистов,  как будущий министр экономики,  а затем канцлер ФРГ Л. Эрхард, она дала мощный импульс народному хозяйству. Позитивную роль в этих условиях сыграла та часть кредитов по плану Маршалла, которая пришлась на долю западных зон оккупации.

Несмотря на договоренность все-таки приступить к осуществлению  реформы, в действительности американская сторона не хотела никаких соглашений с СССР по этому вопросу. Американцы и англичане имели свой план осуществления  реформы, более того, уже в конце 1947 г. в США были отпечатаны и в глубокой тайне перевезены в Германию новые денежные знаки. Не ожидая окончательного текста четырехстороннего соглашения, оккупационные власти западных зон 18 июня 1948 г. ввели новые деньги в западной зоне Германии. Главнокомандующие западными зонами заверили Главнокомандующего советской зоны, что новые деньги не будут распространены на западные секторы Берлина. Однако в нарушение этого обещания через несколько дней сепаратная денежная реформа была распространена и на Западный Берлин.

В результате этих действий Германия была разрезана, как хирургическим  скальпелем, на две части. Был разделен и Берлин, вместо единой валюты в  Германии появилось две. Образовались двойные цены.

Для Восточной Германии эта  денежная реформа обернулась катастрофой. В кратчайшие сроки оказались  разрушенными все те скромные достижения, которых удалось добиться ранее. Огромный поток обесцененных на Западе денежных купюр обрушился на Восточную  Германию, сметая все на своем пути. На них скупалось все, что только можно было купить.

Протест Советского Союза представлял собой программу давления на западных союзников путем введения транспортной (кроме ограничений по воздушному сообщению) блокады западных оккупационных секторов Берлина.

Оптимальное решение из создавшейся обстановки в отношениях между странами Запада и СССР по вопросу Берлина пришло в лице ВВС США, которые стали  поставлять продовольствие в западную зону самолетами. Таким образом, советская  блокада Берлина пошла на пользу не восточным, а западным немцам. 

Берлинский  кризис стал своеобразной пробой на взаимное истощение. Советский Союз на этот раз  был вынужден отступить. 

С 24 июня 1948 г. приказом Советской военной администрации в Германии по предложению Немецкой экономической комиссии в восточной зоне была проведена денежная реформа и введены новые денежные знаки.

В июле 1948 г. во Франкфурте-на-Майне прошло совещание по вопросам подготовки официального оформления нового государства. Eго конституцию разрабатывал так называемый парламентский совет, начавший свою деятельность 1 сентября в Бонне. 21 сентября 1949 г. вступил в силу Оккупационный статут, а Верховная союзническая комиссия официально приступила к выполнению своих полномочий. Еще до формального провозглашения самостоятельности западногерманского государства оно было включено в систему «плана Маршалла», а военно-политические круги в Вашингтоне уже готовили проект военно-политического блока с участием Западной Германии.

4 апреля 1949 г. провозглашается создание НАТО, а 8 мая, ровно через четыре года после капитуляции рейха, западногерманский Парламентский совет принимает конституцию нового государства. 12 мая Клей утвердил конституцию нового государства, то же проделали и два других командующих западными зонами.  7 сентября 1949 г. первая сессия Национального парламента провозгласила создание нового государства — Федеративной Республики Германии (ФРГ). В сентябре 1949 г. вновь созданный парламент избирает Конрада Аденауэра канцлером.

Тем временем, совершенно другим путем развивались германская зона на востоке под руководством Советской  военной администрации  при поддержке  со стороны Коммунистической партии Германии во главе с Вальтером  Ульбрихтом. Здесь все строилось  согласно устройству СССР.

Третий Немецкий народный конгресс, состоявшийся в Берлине 29 – 30 мая 1949 г., утвердил проект конституции единой Германской Демократической Республики. 7 октября 1949 г. было провозглашено о создании нового государства - Германской Демократической Республики (ГДР).

Таким образом, в Германии возникло два антагонистических  государства с различным общественно-политическим строем. 

 

    1. Берлинский кризис 1953 г.

После смерти Сталина 5 марта 1953 г. социально-экономические  проблемы начали проявляться почти  во всех странах народной демократии. Однако с особой силой они заявили  о себе в ГДР. Здесь политический режим во главе с В. Ульбрихтом нацелен на «форсирование» темпов строительства  социализма.

Принятые  в апреле 1950 г. законы требовали от немецких рабочих укрепления дисциплины, резкого повышения производительности труда. Естественно, отношение широких  масс населения к таким законам  было неоднозначным. Однако уже 28 мая 1953 г. Совет министров ГДР вновь  потребовал повышения рабочих норм на производстве, обосновав это явно неудачно, в стандартном «советском»  стиле, не учитывавшем специфики  условий Германии того времени.

План экономического развития страны, принятый под воздействием советской  стороны, предусматривал ускоренное развитие тяжелой промышленности, что, естественно, отражалось на работе отраслей, выпускавших  потребительские товары. Населению  ГДР было трудно понять это, особенно когда многие вещи повседневного  спроса можно было получить только по карточкам.

Уже в мае 1953 г. в Восточной Германии начались проявления массового недовольства.

Началом кризиса 1953 г. явился «мармеладный бунт». Взрыв  негодования был вызван повышением цен на мармелад; Советское руководство  не учло, что мармелад составляет чуть ли не основную часть завтрака рабочего.

27 мая 1953 г.  министр иностранных дел СССР  В. Молотов, курировавший ситуацию  в ГДР, вынес вопрос о положении  в Германии на заседание Президиума  Совета Министров СССР. На этом заседании был сделан решительный вывод: без наличия советских войск существующий в ГДР режим неустойчив.

2 июня 1953 г. было издано распоряжение  Совета Министров СССР «О мерах  по оздоровлению политической  обстановки в ГДР». 9 июня, Политбюро  ЦК Социалистической единой партии  Германии, следуя решениям московского  правительства, приняло постановление  об исправлении создавшегося  положения в стране. В первую  очередь решено было провести мероприятия в области финансирования, сельского хозяйства, снабжения продовольствием, а также административной политики. Но было уже поздно. Обстановка в республике обострилась до предела.

9 июня 1953 г. по совету Кремля  Политбюро ЦК СЕПГ приняло программу действий, названную «Новым курсом». Было публично признано, что в прошлом имели место некоторые ошибки. Впредь для улучшения снабжения населения предполагалось замедление темпов развития тяжелой промышленности.

Однако, появившаяся 16 июня 1953 г. в  профсоюзной газете «Трибуна» статья в защиту курса на повышение норм выработки стала последней каплей, переполнившей чашу народного недовольства.

Первыми прекратили работу строительные рабочие на Сталиналлее, организованно двинувшиеся в центр Восточного Берлина. К ним примкнули тысячи демонстрантов, которые перед «Домом министерств» (комплекс правительственных зданий) стали первоначально требовать отмены решения о повышении норм. Однако вскоре дело дошло и до политических лозунгов об отставке правительства и свободных выборах. В других городах стачка проходила не менее бурно, чем в Берлине.

Наиболее решительно настроенные  группы приступили к штурму правительственных  зданий, предприятий государственной  торговли. В некоторых местах бастующие  стали срывать советские и  национальные государственные флаги.

В связи с резким обострением  обстановки на улицах германской столицы  появились советские танки из состава 12-й танковой и 1-й механизированной дивизий. На острие конфликта вновь  оказалась Группа советских оккупационных  войск, которую с 26 мая 1953 г. возглавил  генерал-полковник А. Гречко.

По указанию Москвы, командование Группы советских оккупационных  войск в Германии совместно с  органами МВД  ГДР должны были действовать  твердо и решительно. Было приказано  поднять по тревоге и выдвинуть  в указанный район несколько  стрелковых рот, находившихся в то время  в столице.

Возбужденные участники демонстраций, размахивавшие старыми немецкими  флагами, встретили советские войска лозунгами типа «Иван, убирайся домой!». Комендант советского сектора Берлина  генерал-майор Дибрович ввел военное положение, фактически дав санкцию на применение оружия.

Непосредственно в Западный Берлин прибыла группа влиятельных должностных  лиц США, среди них — начальник разведки А. Даллес и его сестра Э. Даллес, занимавшая видный пост в госдепартаменте, генерал М. Риджуэй, бывший главнокомандующий многонациональными силами ООН в Корее и ряд других. Они призваны были тщательно изучать обстановку в ГДР и информировать американскую администрацию о формах и методах «восстановления демократии» в восточных землях, а также при необходимости оказывать помощь местной антисоветской оппозиции.

В целом по стране, согласно сообщению министра государственной безопасности ГДР, погибли 19 демонстрантов и 2 человека, не принимавших участие в событиях, а также 4 сотрудника полиции и  госбезопасности. Ранены были 1236 демонстрантов, 61 прохожий и 191 сотрудник восточногерманских сил безопасности. Помимо официальных  данных, есть сведения о более чем 267 убитых среди восставших и 116 убитых среди сил безопасности и функционеров режима.

 

 

 

 

Глава 2. Германия в системе международных отношений в 1950–1960-е годы

 

2.1. Начало  глобального противостояния Западной  и Восточной Германии

 

После подавления восстания 1953 г. обстановка в ГДР не стабилизировалась. Только в 1956 г. ежемесячно через Берлин в  Западную Германию нелегально бежало в среднем до 30 тысяч человек, преимущественно представителей интеллигенции, а также квалифицированных рабочих. Обратный поток не превышал 1500 человек  в месяц — главным образом это были старики и инвалиды, пожелавшие возвратиться к «родным очагам», чтобы получать повышенные социальные льготы. Существовала открытая дверь, через которую происходила утечка людей и средств в Западную Германию, где благодаря производственному подъему существовала более солидная экономика и лучшие условия жизни. Этот процесс особенно усилился в июле 1961-го, когда из Восточного в Западный Берлин ежедневно бежало до тысячи человек.

Информация о работе «Германский вопрос» в период 1940-1960-х гг. в системе международных отношений