«Германский вопрос» в период 1940-1960-х гг. в системе международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение германского вопроса в 40–60-е годы XX века в системе международных отношений.
В соответствии с выбранной темой необходимо определить методологический подход, способствующий наиболее полному ее раскрытию. Автор считает, что в данном случае вполне уместен комплексный подход, основанный на нескольких фундаментальных принципах: историзма, объективности и научности. Данный подход позволяет использовать наиболее широкий спектр способов исследования проблемы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Причины и предпосылки возникновения «германского вопроса» в 1940-е годы______________________________________________________7
1.1. Формирование двух направлений политики стран-союзниц антигитлеровской коалиции в отношении Германии.___________________7
1.2. Предпосылки, ведущие к разделу Германии_______________________9
1.3. Берлинский кризис 1948-1949 гг. Раскол Германии_______________11
1.4. Берлинский кризис 1953 г._____________________________________15
Глава 2. Германия в системе международных отношений в 1950–1960-е годы ___________________________________________________________19
2.1. Начало глобального противостояния Западной и Восточной Германии_______________________________________________________19
2.2. Берлинский кризис 1961 г. _____________________________________22
2.3 Последствия Берлинского кризиса 1961 г._________________________25
Заключение_____________________________________________________29
Список использованных источников и литературы ___________________31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.09 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Направление: 031900, Международные  отношения

 

Курсовая работа

на тему:

«Германский вопрос»  в период 1940-1960-х гг. в системе  международных отношений.

 

 

Работу выполнила:

Студентка  группы ОБ – 031900-11

Полежаева А.И.

Научный руководитель:

К.п.н.,

Колзина А.Л.

 

 

Ижевск – 2012 г.

Оглавление

Введение                                                                                                                3

Глава 1. Причины и предпосылки возникновения «германского вопроса» в 1940-е годы______________________________________________________7

1.1. Формирование двух направлений политики стран-союзниц антигитлеровской коалиции в отношении Германии.___________________7

1.2. Предпосылки, ведущие к разделу Германии_______________________9

1.3. Берлинский кризис 1948-1949 гг. Раскол Германии_______________11

1.4. Берлинский кризис 1953 г._____________________________________15

Глава 2.  Германия в системе международных отношений в 1950–1960-е годы ___________________________________________________________19

2.1. Начало глобального противостояния Западной и Восточной Германии_______________________________________________________19

2.2. Берлинский кризис 1961 г. _____________________________________22

2.3 Последствия Берлинского  кризиса 1961 г._________________________25

Заключение_____________________________________________________29

Список использованных источников и литературы ___________________31                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Страны-лидеры антигитлеровской коалиции – СССР, Соединенные Штаты  Америки, Франция и Великобритания – еще в годы войны искали подходы  к решению целого ряда проблем, связанных  с Германией, получивших общее название – «германский вопрос».

Лидирующие участники  коалиции  планировали совместными  усилиями  найти решение данного  вопроса, так как понимали, что  проблема носила глобальный характер.

Ялтинско-Потсдамская система международных договоров, выработанная в период оккупации Германии, ставила перед собой цели искоренения агрессии и милитаризма путем построения мирного демократического государства. Механизм контроля над осуществлением этого плана стал большим достижением для стран-участниц коалиции, показал эффективность решения глобальных проблем сообща на правах равенства и учета взаимных интересов. Изучая общие политические итоги Второй мировой войны, Вилли Брандт, четвертый федеральный канцлер ФРГ, в своих мемуарах писал о том, что решения, принятые в Потсдаме и Ялте играют важнейшую роль в развитии международных отношений, так как они заложили основы послевоенного сотрудничества на континенте.

Тема курсовой работы - «Германский  вопрос в период 1940-60-х гг. в системе  международных отношений».

Объектом исследования данной работы является «германский вопрос» и обстановка, сложившаяся на международной арене в период 1940-60-х гг.

Основными предметами исследования являются пути решения «германского вопроса».

В связи с этим представляется необходимым решить следующие задачи:

1. Рассмотреть причины  возникновения «германского вопроса»  в 40-е годы.

2. Проанализировать Берлинские  кризисы 1948-49, 1953, 1958-61 гг.  и их  последствия.

Актуальность данной темы велика на сегодняшний день в силу важности  исследования опыта союзнического решения германского вопроса, возникшего в международных отношениях в результате Второй мировой войны. Поражение фашистской Германии в войне в корне изменило положение дел на международной арене. Судьба государства сосредоточилась в руках лидеров антигитлеровской коалиции – СССР, США, Франции, Великобритании, которые могли действовать по своему усмотрению, несмотря на то, что многие задачи пришлось решать впервые.

В ходе поиска коалицией  путей решения германского вопроса  был накоплен большой положительный  опыт, демонстрирующий продуктивность сотрудничества государств противоположных  общественных систем в решении больших международных проблем, что отход их от сотрудничества грозит большими осложнениями в международных отношениях. Опыт и уроки этого сотрудничества периода Тегерана, Ялты, Потсдама имеет не только историческое, но и политическое значение: и в той части, в какой Ялтинско-Потсдамские решения союзников оказались выполненными, и в той, какой – не выполненными. Они связаны с современностью – с взаимоотношениями государств, участников военно-политического союза – антигитлеровской коалиции, с проблемами сохранения и укрепления послевоенного сотрудничества в Европе, с взаимоотношениями двух немецких государств.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение германского вопроса в 40–60-е годы XX века в системе международных отношений.

В соответствии с выбранной  темой необходимо определить методологический подход, способствующий наиболее полному  ее раскрытию. Автор считает, что  в данном случае вполне уместен комплексный  подход, основанный на нескольких фундаментальных  принципах: историзма, объективности  и научности. Данный подход позволяет  использовать  наиболее широкий  спектр способов исследования проблемы.

Принцип историзма поможет  автору следовать хронологии и динамике развития  событий, принцип объективности  отразиться во всестороннем анализе  источников по данной теме, для того, чтобы создать достоверную картину  событий, а принцип научности  будет выражен в использовании  наиболее достоверных фактов из авторитетных источников.

Методологическую  базу исследования составляют следующие методы:

  1. Анализ. Данный метод будет применяться для изучения событий и научных фактов, которые будут разделены по различным критериям.
  2. Системный метод. В работе данный метод будет использоваться при написании заключений и выводов, сделанных в конце каждой главы, с целью создания целостной картины рассматриваемых событий.

Долгое время политика германский вопрос не был предметом  специального изучения в отечественной  исторической науке. Однако данная тема была рассмотрена в некоторых  направлениях: внешняя политика стран  антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны и разработка ими вопросов послевоенного устройства Германии; степень выполнения Потсдамских соглашений по Германии западными союзниками в 1945 – 1949 гг.; история Германии после Второй мировой войны.

Рассматривая проблему возникновения  германского вопроса нельзя не упомянуть  работу И.С. Вискова «Союзники и «германский вопрос». В данной книге представлен анализ предпосылок и причин раскола Германии, а также подробно рассматривается политика западных государств и СССР в ее отношении, что способствует созданию наиболее полной картины новой системы международных отношений.

В работах А.М. Филитова «СССР и германский вопрос: поворотные пункты», а также «Германский вопрос: от раскола к объединению» изучаются не только предпосылки создания проблемы, но и путь Германии к объединению.

Из воспоминаний наибольшую ценность представляют воспоминания В. Брандта, который был непосредственным участником происходивших в Германии событий и являлся государственным деятелем ФРГ.

В основу источниковой базы курсовой работы легли документы и воспоминания различных политических деятелей (например, В. Брандта и М. Горбачева). Большую роль в работе сыграли документы по внешней политике СССР и международным отношениям СССР с ФРГ и ГДР (Договор об отношениях между СССР и ГДР 20.09.1955 г., Консульский договор между СССР и ФРГ от 25.04.1958 г.), а также документы о внешней политике США в период 1940-1960-х гг. Еще один блок документов связан с проблемой объединения Германии.

 

 

 

 

Глава 1. Причины  и предпосылки возникновения  «германского вопроса» в 1940-е годы.

    1. Формирование двух направлений политики стран-союзниц антигитлеровской коалиции в отношении Германии.

8 августа 1945 года в  Реймсе был подписан Акт о  безоговорочной капитуляции Германских  вооруженных сил. Страны-участницы  антигитлеровской коалиции установили  в стране оккупационный режим,  разделив Берлин на 4 зоны, в каждой  из которых верховная власть  принадлежала главнокомандующему  соответствующими оккупационными  войсками. 5 июня был образован  Союзный Контрольный Совет, который  был создан для решения вопросов, затрагивавших Германию в целом.  Решено было проводить общую политику относительно побежденных на основе Потсдамской конвенции. Но вскоре начали возникать противоречия между странами-оккупантами, и сохранять дружественные отношения становилось все сложнее.

На основе решений Ялтинской  и Потсдамской конференций была создана программа, суть которой  состояла в изменении всех тех  политических, государственных, правовых, идеологических основ, на которых основывалось устройство Третьего рейха. По сути, речь шла о коренном перевороте в развитии Германии.

Каждая из держав-победительниц, стремилась изменить создавшееся положение  в Европе и мире в свою пользу, стремилась обеспечить себе в соответствующей  зоне оккупации максимальную политическую поддержку. Взаимная подозрительность в отношениях сторон настоятельно требовала  достижения соглашения о судьбе Германии.

 

СССР в своей зоне оккупации  содействовал проведению аграрной реформы  и конфискации промышленных предприятий, принадлежавших нацистам. Американцы и британцы, напротив, искали поддержку  у представителей немецкой экономической  элиты. Они добивались военного поражения  Германии, но в то же время боялись, что ее полный разгром и безоговорочная капитуляция могут привести к ослаблению системы капитализма в Европе и к активизации прогрессивных и революционных сил на этом континенте. Проведению единой оккупационной политики с самого начала препятствовали различия в оценках природы нацизма. При этом в своих отношениях с немцами Советский Союз оказался в крайне невыгодном положении. В результате ожесточенной и кровопролитной войны у обоих народов накопилась взаимная ненависть. Это не могло не отразиться на состоянии взаимоотношений оккупационных властей и местного немецкого населения, в том числе и на отношениях между бывшими союзниками.

Понимая необходимость ликвидации фашистского режима в Германии, правительства  Великобритании и Америки пытались сохранить в ней капитализм, что  не предполагало серьезных социальных перемен в стране.

Франция проводила свою политику в отношении Германии, следуя собственным  мотивам. Большую роль играли соображения  национальной безопасности, обеспечения  мер защиты против непосредственной угрозы со стороны Германии, являвшейся постоянным фактором во франко-немецких отношениях. Существенное влияние на французскую политику в отношении  Германии вообще и на оккупационную  политику Франции в Германии в  том числе, оказывало традиционное отношение к немцам во Франции.

Противоположность политических целей и методов относительно Германии лидерами Советского Союза  и западных держав обнаружилось уже в первые послевоенные годы, когда в восточной зоне оккупации стали насаждаться советские порядки, а в западных зонах – начались постепенные преобразования в духе демократии, чему предшествовал процесс искоренения нацизма.

Если в 1945–1946 гг. Контрольный  Совет еще смог принять ряд  решений, направленных на осуществление  решений Потсдамской конференции  о демилитаризации Германии, то в  последующем его деятельность оказалась  практически парализованной. Запад  все более настраивался на конфронтацию с Советским Союзом.

Ситуацию обострил тот  факт, что США и Великобритания заняли без предупреждения значительную часть территории, предназначенной  для советской зоны оккупации, и  не спешили уходить оттуда даже после  окончания военных действий на территории Германии. Это не могло не вызвать  осложнений в отношениях между СССР и двумя западными государствами. Инициатором этой провокационной акции  был Черчилль, взгляды которого разделяло  американское руководство.

Необходимо отметить тот  факт, что позиции Советского союза  и западных стран в германском вопросе были идеологизированы. Следовательно, возникала упорная неуступчивость, затяжные споры в поисках нужных решений. Категоричность характеризовала и советскую позицию в Контрольном Совете. Напряжение между странами все больше нарастало.

 

    1. Предпосылки, ведущие к разделу Германии

Предпосылки раскола Германии формировались в период 1946–1949 гг. путем последовательных политических шагов стран антигитлеровской коалиции.

Нигде «холодная война» не проявлялась с такой отчетливостью, как в оккупированной Германии. В  июле 1946 г. Соединенные штаты  потребовали  экономического объединения всех зон для улучшения снабжения голодающего населения Германии, но советская сторона отклонила это предложение, усмотрев в нем стремление Вашингтона экономически закрепиться в восточной зоне. В Америке же политику СССР в отношении Германии рассматривали как намерение подчинить ее своему влиянию. Поэтому США, игнорируя опасность раскола Германии, решили форсировать процесс объединения западных зон.

Решительным сторонником  ликвидации Германии как влиятельного субъекта европейской политики был  первый лорд британского Адмиралтейства, военно-морской министр Д. Паунд. Беседуя с заместителем государственного секретаря США С. Уэллесом в первый год войны с Германией, он предложил следующий рецепт решения германского вопроса: разделить страну на ряд малых государств, разрушить Берлин и оккупировать в течение 50 лет остальные крупные германские города.

Открытую политику раздела  Германии вела Франция. Уже на первой сессии Совета министров иностранных  дел французская делегация в  своем меморандуме настаивала на отделении от Германии Рура, Рейнской области и передаче Франции Саара  под полный ее контроль. Представитель  Франции занял отрицательную  позицию в отношении решения  Потсдамской конференции о создании центральных германских административных департаментов, о восстановлении общегерманских политических партий и профсоюзов. Французы активно поддерживали сепаратистские настроения в своей зоне, особенно в Сааре, а также в Рейнской области.

Информация о работе «Германский вопрос» в период 1940-1960-х гг. в системе международных отношений