Фінансові ризики участі у валютно-економічному союзі зони евро в період світової кризи (на прикладі Греції)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение кризисных явлений в зоне евро в условиях мирового валютно-экономического кризиса и перспектив их преодоления.
Основные задачи работы:
- изучить кризисные явления в зоне евро в условиях мирового кризиса 2008-2009 гг.;
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования валютных зон;
- выявить причины долгового кризиса в Греции и определить его последствия для финансовой стабильности зоны евро;
- определить перспективы развития валютно-экономического союза ЕС;
- анализ показателей экономики Греции на основе международной статистической информации.

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………………………………3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ЗОН
1.1. Критерий оптимальности валютных зон……………………………………6
1.2. Критерии конвергенции и их роль в обеспечении финансовой стабильности………………………………………………………………………8
РАЗДЕЛ 2 ХАРАКТЕР КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЗОНЕ ЕВРО В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
2.1. Долговой кризис Греции и его влияние на стабильность зоны………….16
2.2. Негативные тенденции в экономике. Португалия, Ирландия и Испания в условиях пребывания в зоне евро………………………………………………20
РАЗДЕЛ 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ЕВРО
3.1. Реформы по обеспечению стабильности валютной зоны евро…………..23
3.2. Перспективы стабильности международной валюты евро………………28
РАЗДЕЛ 4 ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД СТАБИЛЬНОСТИ
4.1.
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......33
ПРИЛОЖЕНИЯ…………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

       В частности программа реформы  является ключевой для Греции, для  того чтобы преодолеть проблемы конкурентоспособности.

       Несмотря  на значительное регулирование, запланированное  властями, финансирование будет покрыто официальной финансовой помощью. Официальная финансовая помощь запланирована и приблизительно составит 38 млрд. евро в 2010 году, 40 млрд. евро в 2011 году, 24 млрд. евро 2012 году и 8 млрд. евро в 2013 году. Предполагается, что среднесрочный и долгосрочный долг от частного сектора будет погашен, только постепенно. Страны еврозоны – партнеры Греции обеспечат более чем 70% общего объема финансирования программы. Программа финансирования произойдет посредством предоставления 80 млрд. евро от государств – членов еврозоны и 30 млрд. евро от Международного валютного фонда. Ссуды от государств – членов еврозоны будут предоставлены путем единого  соглашения о займе между Грецией и странами еврозоны, подписанным Европейской комиссией на три года.

       Программа подразумевает, что греческое правительство не будет появляться на международные рынки облигаций в течение следующих 18 месяцев. У этой стратегии есть сильные преимущества. Греции нужно время, для того чтобы построить положительный послужной список и восстановить уверенность рынка. Неспособность привлечь долгосрочное финансирование по приемлемой цене, в случае возврата к финансированию на финансовых рынках, нанесет удар настроению на рынке инвесторов и таким образом продлит время потребности в официальной международной помощи. Демонстрация поддержки странами-членами зоны евро других стран зоны является важным условием возврата уверенности инвесторов на рынке.

 

         3.2. Перспективы стабильности международной валюты евро

 

         В данном подразделе нельзя не сказать о Европейском фонде финансовой стабильности, поскольку таким странам как Греция будут помогать из этого фонда. Европейский фонд финансовой стабильности начал свою работу в конце июля 2010 г. Фонд является временным антикризисным механизмом, однако срок его деятельности может превысить изначально планируемые три года в случае, если часть кредитов правительствам стран еврозоны окажутся непогашенными к моменту завершения трехлетнего периода. Кроме того, глава фонда Реглинг заявил, что для получения организацией рейтинга "ААА" был предпринят ряд мер, включая создания резерва наличности и получение согласия со стороны стран-участниц внести дополнительно 20% от их долей в фонде. По словам Реглинга, страны еврозоны, оказавшиеся в затруднительном финансовом положении, смогут получать средства из фонда под ставку, сопоставимую с процентом, уплачиваемым Грецией в рамках кредита ЕС-МВФ на сумму 110 миллиардов евро, который составляет 5% годовых. "Это не означает, что у нас появился банкомат, - заявил глава фонда. - Все понимают, что страны смогут получать деньги только под определенные условия"[17]. Помимо условий срочности, возвратности и платности, выделение средств из фонда будет обусловлено выполнением страной-реципиентом определенных обязательств по реформированию сектора госфинансов. Государства еврозоны предоставят Европейскому фонду финансовой стабильности  440 миллиардов евро в виде кредитов и госгарантий[18]. Фонд будет осуществлять продажу облигаций, обеспеченных гарантиями стран-членов еврозоны, а полученные в ходе продажи средства пойдут на предоставление кредитов странам экономического и валютного союза, оказавшимся в тяжелом положении. Фонд является основной частью программы финансовой помощи странам Европы в объеме 750 миллиардов евро, которую министры финансов европейских стран согласовали в начале июня текущего года для противодействия долговому кризису в регионе.

         Опасаясь новых  потрясений на европейских финансовых рынках, которые могут оказать  негативное влияние на процесс оживления  экономики, МВФ предлагает увеличить объем фонда спасения для стран-должников еврозоны.

         МВФ выступает за существенное увеличение капитала Европейского фонда финансовой стабильности для  стран еврозоны, находящихся в  сложном экономическом положении. Это следует из отчета, представленного 6 декабря 2010 года шефом Международного валютного фонда Домиником Стросс-Каном на встрече министров финансов Евросоюза с президентом Европейского центробанка Жан-Клодом Трише. Международный валютный фонд также призывает ЕЦБ увеличить объем приобретений облигаций государственных займов. Долговой кризис представляет опасность для оживления экономики[19].

         Идею МВФ об увеличении капитала Европейского фонда финансовой стабильности поддерживают также бельгийские  власти. ФРГ пока отвергает этот план. Вместе с тем, немецкие власти задумываются о способах укрепления европейской экономики, которые могли бы составить альтернативу предложению Международного валютного фонда. В частности, правительственные эксперты обсуждают возможность введения всеобщей гарантии для государственных займов. В случае использования этой модели все государства еврозоны будут выступать поручителями для неограниченных по объемам займов каждой отдельной страны зоны евро[20].

         Можно сказать что, во-первых, выход экономики Европейского союза из кризиса будет медленным и сложным в силу накопившихся структурных проблем, серьезного расстройства государственных финансов и усиливающейся конкуренции со стороны азиатского "центра силы". Перспективы оживления пока неясны, а хозяйственная динамика неустойчива. Этот период совпадает по времени с формированием новых элементов институциональной системы ЕС.   

       Во-вторых, нарастание дефицитов госбюджетов стран - членов Европейского союза, и особенно долговременное увеличение госдолга, будет препятствовать расширению еврозоны в ближайшие три-четыре года. Исключение может составить лишь Эстония, которая, несмотря на кризис, сохранила стабильность государственных финансов и национальной валюты.   В-третьих, вероятность географического распада зоны евро пренебрежимо мала. Однако с началом кризиса наметилась, а по мере нарастания долговых проблем увеличилась, дистанция между экономической и денежно-кредитной частями ЭВС. Недостаточная согласованность действий Совета, Еврокомиссии и ЕЦБ может нанести ощутимый урон внутренним и внешним позициям евро. Если Европейскому союзу удастся установить жесткий контроль над экономической политикой государств-членов, этот риск будет значительно снижен.          В-четвертых, урегулирование проблемы греческой задолженности еще раз показало, что в кризисных ситуациях решения в ЕС принимаются несколькими лидерами наиболее крупных и ответственных государств-членов. Новые страны-члены практически не высказывались по данной проблеме и не вносили значимых предложений. Необходимость усиления макроэкономического и фискального контроля может содействовать дальнейшей концентрации власти в руках Европейской комиссии и росту влияния оси Берлин - Париж. Будут ли эти тенденции стимулировать продвижение Евросоюза к политическому союзу, остается неясным[21].

 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ

 

       Глобальные  кризисы 2008 – 2009 годов показали уязвимость Греции. В результате рынок Греции пришел в упадок в начале 2010 года. Спад привел к потерям государственных финансов. Чрезмерная трата денег и падение государственного дохода привели к дефициту государственного бюджета.

       Финансовый  кризис в Греции распространился  на других членов еврозоны, таких как  Португалия, Испания, Ирландия. Для того чтобы оказать помощь Греции и другим членам Еврозоны на временной основе был создан Европейский фонд финансовой стабильности для погашения кредитов стран Евросоюза. Фонд является основной частью программы финансовой помощи странам Европы в объеме 750 миллиардов евро. Фонд будет осуществлять продажу облигаций, обеспеченных гарантиями стран-членов еврозоны, а полученные в ходе продажи средства пойдут на предоставление кредитов странам экономического и валютного союза, оказавшимся в тяжелом положение. Несмотря на значительное регулирование, запланированное властями финансирование будет покрыто официальной финансовой помощью. Официальная финансовая помощь запланирована и приблизительно составит 40 миллиардов евро в 2011 году.

       В процессе написания курсовой работы цели были изучены кризисные явление в странах ЕС в момент мирового валютно-экономического кризиса, также рассмотрена программа стабильности правительства для стабилизации экономической ситуации в Еврозоне. Также в работе были разобраны теоретические аспекты функционирования валютных зон, такие как критерий конвергенции  и оптимальности. Критерии оптимальности позволяют определить, что перешивает недостатки или преимущества. Они взаимозависимы. Конвергенция же определяется как качественное сближение экономических структур и систем стран или регионов.

       В заключении можно сделать вывод, что Греция идет на все, для того чтобы избежать дефолта. Правительство снижает расходы внутри государства, снижает зарплаты, убирает премии и увеличивает пенсионный возраст. Но можно сказать одно, что Греция выйдет из кризиса, но только в долгосрочной перспективе, поскольку ЕС и МВФ предоставляют достаточную финансовую помощь для стабилизации ситуации. Сейчас правительство проводит программу жесткой экономии, которая позволит сэкономить 30 млрд. евро в течение трех лет. И Греции понадобится очень много времени, для того чтобы вернуть уверенность и доверие инвесторов, построить положительный послужной список и восстановить уверенность рынка. Демонстрация поддержки странами-членами зоны евро других стран зоны является важным условием возврата уверенности инвесторов на рынке.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Критерии оптимальности валютной зоны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.market-pages.ru/mfr/26.html

2. Киреев А.П. Международная экономика. Том 1, 2001 г., с. 325

3. Европа – оптимальная валютная зона? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spekulant.ru/archive/Evropa_optimalnaya_valyutnaya_zona.html

4. Европейский валютный союз: история развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/ecunions/euhyst.htm

5. Критерии конвергенции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.u800.ru/konvergencne_kriteria

6. Происхождение евро. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.denga.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=2358&Itemid=1

7. Европейский Центральный Банк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forex4you.org/forex/banks/european/

8. Пакт о стабильности и экономическом росте стран Евросоюза. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rb.ru/inform/132447.html

9. Саммит зоны евро принял решение об ужесточении мер по соблюдению Пакта стабильности и роста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon.kz/171848-sammit-zony-evro-prinjal-reshenie-ob.html

10. IMF International Financial Statistics. International Monetary Fund. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imfstatisticy.org/imf

11. World Economic and Financial Surveys. World Economic Outlook Database. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2010/02/weo/2010/02/weodata/index.aspx

12. European Economy, Occasional Papers 61, May 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/occasional_paper/2010/pdf/ocp61_en.pdf

13. Греция отстает от программы сокращения дефицита бюджета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbc.ua/rus/top/show/gretsiya-otstaet-ot-programmy-sokrashcheniya-defitsita-byudzheta-21122010081800

14. Greek authorities. Eurostat. Report on Greek government. Deficit and debt statistics. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_PUBLIC/COM_2010_REPORT_GREEK/EN/COM_2010_REPORT_GREEK-EN.PDF

15. Еврозона обнажила слабые звенья. Экономические известия №17, 2010 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ukrrudprom.ua/digest/Evrozona_obnagila_slabie_zvenya.html

16. Минфин Греции: Жесткая фискальная политика может привести к новому кризису в ЕС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2010/11/09/216275

17. Европейский фонд финансовой стабильности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/07/14/fond-anons.html

18. Пожарный для Европы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ukrrudprom.ua/digest/Pogarniy_dlya_Evropi_Klaus_Regling_gendirektor_Evropeyskogo_fond.html

19. МВФ предлагает увеличить капитал Европейского фонда финансовой стабильности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etfunds.ru/novosti-i-analitika/novosti/mvf-predlagaet-uvelichit-kapital-evropeiskogo-fonda-finansovoi-stabilnos

20. Германия отказывается спасать Испанию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2010/12/07/219679

21. Ольга Буторина. Афинский краш – тест. 2010 г. С.140 – 150. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dlib.eastview.com/browse/doc/21984421

 http://www.ieras.ru/journal/journal3.2001/4.htm Юрий БОРКО,Ольга БУТОРИНА

 

 ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОСОЮЗА В НОВОМ  ВЕКЕ

 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Приложение  А.1

Экономический рост Греции, % в год

Приложение  А.2

Индекс  ежемесячной зарплаты, 2004 год=100%

 
 
 
 
 

Приложение А.3

Сальдо  бюджета Греции

Приложение  А.4

Государственные расходы Греции, в % от общего объема

 

Приложение  А.5

Государственные доходы Греции, в % от общего объема

Информация о работе Фінансові ризики участі у валютно-економічному союзі зони евро в період світової кризи (на прикладі Греції)