Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:55, курсовая работа
Целью работы является изучение кризисных явлений в зоне евро в условиях мирового валютно-экономического кризиса и перспектив их преодоления.
Основные задачи работы:
- изучить кризисные явления в зоне евро в условиях мирового кризиса 2008-2009 гг.;
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования валютных зон;
- выявить причины долгового кризиса в Греции и определить его последствия для финансовой стабильности зоны евро;
- определить перспективы развития валютно-экономического союза ЕС;
- анализ показателей экономики Греции на основе международной статистической информации.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………………………………3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ЗОН
1.1. Критерий оптимальности валютных зон……………………………………6
1.2. Критерии конвергенции и их роль в обеспечении финансовой стабильности………………………………………………………………………8
РАЗДЕЛ 2 ХАРАКТЕР КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЗОНЕ ЕВРО В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
2.1. Долговой кризис Греции и его влияние на стабильность зоны………….16
2.2. Негативные тенденции в экономике. Португалия, Ирландия и Испания в условиях пребывания в зоне евро………………………………………………20
РАЗДЕЛ 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ЕВРО
3.1. Реформы по обеспечению стабильности валютной зоны евро…………..23
3.2. Перспективы стабильности международной валюты евро………………28
РАЗДЕЛ 4 ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД СТАБИЛЬНОСТИ
4.1.
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......33
ПРИЛОЖЕНИЯ…………
В частности программа реформы является ключевой для Греции, для того чтобы преодолеть проблемы конкурентоспособности.
Несмотря на значительное регулирование, запланированное властями, финансирование будет покрыто официальной финансовой помощью. Официальная финансовая помощь запланирована и приблизительно составит 38 млрд. евро в 2010 году, 40 млрд. евро в 2011 году, 24 млрд. евро 2012 году и 8 млрд. евро в 2013 году. Предполагается, что среднесрочный и долгосрочный долг от частного сектора будет погашен, только постепенно. Страны еврозоны – партнеры Греции обеспечат более чем 70% общего объема финансирования программы. Программа финансирования произойдет посредством предоставления 80 млрд. евро от государств – членов еврозоны и 30 млрд. евро от Международного валютного фонда. Ссуды от государств – членов еврозоны будут предоставлены путем единого соглашения о займе между Грецией и странами еврозоны, подписанным Европейской комиссией на три года.
Программа подразумевает, что греческое правительство не будет появляться на международные рынки облигаций в течение следующих 18 месяцев. У этой стратегии есть сильные преимущества. Греции нужно время, для того чтобы построить положительный послужной список и восстановить уверенность рынка. Неспособность привлечь долгосрочное финансирование по приемлемой цене, в случае возврата к финансированию на финансовых рынках, нанесет удар настроению на рынке инвесторов и таким образом продлит время потребности в официальной международной помощи. Демонстрация поддержки странами-членами зоны евро других стран зоны является важным условием возврата уверенности инвесторов на рынке.
3.2. Перспективы стабильности международной валюты евро
В данном подразделе нельзя не сказать о Европейском фонде финансовой стабильности, поскольку таким странам как Греция будут помогать из этого фонда. Европейский фонд финансовой стабильности начал свою работу в конце июля 2010 г. Фонд является временным антикризисным механизмом, однако срок его деятельности может превысить изначально планируемые три года в случае, если часть кредитов правительствам стран еврозоны окажутся непогашенными к моменту завершения трехлетнего периода. Кроме того, глава фонда Реглинг заявил, что для получения организацией рейтинга "ААА" был предпринят ряд мер, включая создания резерва наличности и получение согласия со стороны стран-участниц внести дополнительно 20% от их долей в фонде. По словам Реглинга, страны еврозоны, оказавшиеся в затруднительном финансовом положении, смогут получать средства из фонда под ставку, сопоставимую с процентом, уплачиваемым Грецией в рамках кредита ЕС-МВФ на сумму 110 миллиардов евро, который составляет 5% годовых. "Это не означает, что у нас появился банкомат, - заявил глава фонда. - Все понимают, что страны смогут получать деньги только под определенные условия"[17]. Помимо условий срочности, возвратности и платности, выделение средств из фонда будет обусловлено выполнением страной-реципиентом определенных обязательств по реформированию сектора госфинансов. Государства еврозоны предоставят Европейскому фонду финансовой стабильности 440 миллиардов евро в виде кредитов и госгарантий[18]. Фонд будет осуществлять продажу облигаций, обеспеченных гарантиями стран-членов еврозоны, а полученные в ходе продажи средства пойдут на предоставление кредитов странам экономического и валютного союза, оказавшимся в тяжелом положении. Фонд является основной частью программы финансовой помощи странам Европы в объеме 750 миллиардов евро, которую министры финансов европейских стран согласовали в начале июня текущего года для противодействия долговому кризису в регионе.
Опасаясь новых потрясений на европейских финансовых рынках, которые могут оказать негативное влияние на процесс оживления экономики, МВФ предлагает увеличить объем фонда спасения для стран-должников еврозоны.
МВФ выступает за
существенное увеличение капитала Европейского
фонда финансовой стабильности для
стран еврозоны, находящихся в
сложном экономическом
Идею МВФ об увеличении капитала Европейского фонда финансовой стабильности поддерживают также бельгийские власти. ФРГ пока отвергает этот план. Вместе с тем, немецкие власти задумываются о способах укрепления европейской экономики, которые могли бы составить альтернативу предложению Международного валютного фонда. В частности, правительственные эксперты обсуждают возможность введения всеобщей гарантии для государственных займов. В случае использования этой модели все государства еврозоны будут выступать поручителями для неограниченных по объемам займов каждой отдельной страны зоны евро[20].
Можно сказать что, во-первых, выход экономики Европейского союза из кризиса будет медленным и сложным в силу накопившихся структурных проблем, серьезного расстройства государственных финансов и усиливающейся конкуренции со стороны азиатского "центра силы". Перспективы оживления пока неясны, а хозяйственная динамика неустойчива. Этот период совпадает по времени с формированием новых элементов институциональной системы ЕС.
Во-вторых, нарастание дефицитов госбюджетов стран - членов Европейского союза, и особенно долговременное увеличение госдолга, будет препятствовать расширению еврозоны в ближайшие три-четыре года. Исключение может составить лишь Эстония, которая, несмотря на кризис, сохранила стабильность государственных финансов и национальной валюты. В-третьих, вероятность географического распада зоны евро пренебрежимо мала. Однако с началом кризиса наметилась, а по мере нарастания долговых проблем увеличилась, дистанция между экономической и денежно-кредитной частями ЭВС. Недостаточная согласованность действий Совета, Еврокомиссии и ЕЦБ может нанести ощутимый урон внутренним и внешним позициям евро. Если Европейскому союзу удастся установить жесткий контроль над экономической политикой государств-членов, этот риск будет значительно снижен. В-четвертых, урегулирование проблемы греческой задолженности еще раз показало, что в кризисных ситуациях решения в ЕС принимаются несколькими лидерами наиболее крупных и ответственных государств-членов. Новые страны-члены практически не высказывались по данной проблеме и не вносили значимых предложений. Необходимость усиления макроэкономического и фискального контроля может содействовать дальнейшей концентрации власти в руках Европейской комиссии и росту влияния оси Берлин - Париж. Будут ли эти тенденции стимулировать продвижение Евросоюза к политическому союзу, остается неясным[21].
ВЫВОДЫ
Глобальные кризисы 2008 – 2009 годов показали уязвимость Греции. В результате рынок Греции пришел в упадок в начале 2010 года. Спад привел к потерям государственных финансов. Чрезмерная трата денег и падение государственного дохода привели к дефициту государственного бюджета.
Финансовый кризис в Греции распространился на других членов еврозоны, таких как Португалия, Испания, Ирландия. Для того чтобы оказать помощь Греции и другим членам Еврозоны на временной основе был создан Европейский фонд финансовой стабильности для погашения кредитов стран Евросоюза. Фонд является основной частью программы финансовой помощи странам Европы в объеме 750 миллиардов евро. Фонд будет осуществлять продажу облигаций, обеспеченных гарантиями стран-членов еврозоны, а полученные в ходе продажи средства пойдут на предоставление кредитов странам экономического и валютного союза, оказавшимся в тяжелом положение. Несмотря на значительное регулирование, запланированное властями финансирование будет покрыто официальной финансовой помощью. Официальная финансовая помощь запланирована и приблизительно составит 40 миллиардов евро в 2011 году.
В процессе написания курсовой работы цели были изучены кризисные явление в странах ЕС в момент мирового валютно-экономического кризиса, также рассмотрена программа стабильности правительства для стабилизации экономической ситуации в Еврозоне. Также в работе были разобраны теоретические аспекты функционирования валютных зон, такие как критерий конвергенции и оптимальности. Критерии оптимальности позволяют определить, что перешивает недостатки или преимущества. Они взаимозависимы. Конвергенция же определяется как качественное сближение экономических структур и систем стран или регионов.
В заключении можно сделать вывод, что Греция идет на все, для того чтобы избежать дефолта. Правительство снижает расходы внутри государства, снижает зарплаты, убирает премии и увеличивает пенсионный возраст. Но можно сказать одно, что Греция выйдет из кризиса, но только в долгосрочной перспективе, поскольку ЕС и МВФ предоставляют достаточную финансовую помощь для стабилизации ситуации. Сейчас правительство проводит программу жесткой экономии, которая позволит сэкономить 30 млрд. евро в течение трех лет. И Греции понадобится очень много времени, для того чтобы вернуть уверенность и доверие инвесторов, построить положительный послужной список и восстановить уверенность рынка. Демонстрация поддержки странами-членами зоны евро других стран зоны является важным условием возврата уверенности инвесторов на рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Критерии
оптимальности валютной зоны. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.market-pages.ru/
2. Киреев А.П. Международная экономика. Том 1, 2001 г., с. 325
3. Европа
– оптимальная валютная зона? [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.spekulant.ru/
4. Европейский
валютный союз: история развития. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/
5. Критерии
конвергенции. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.u800.ru/
6. Происхождение
евро. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.denga.com.ua/index.
7. Европейский
Центральный Банк. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.forex4you.org/
8. Пакт
о стабильности и экономическом росте
стран Евросоюза. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.rb.ru/inform/
9. Саммит
зоны евро принял решение об ужесточении
мер по соблюдению Пакта стабильности
и роста. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.zakon.kz/171848-
10. IMF International
Financial Statistics. International Monetary Fund. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.imfstatisticy.org/
11. World Economic
and Financial Surveys. World Economic Outlook Database. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/
12. European
Economy, Occasional Papers 61, May 2010. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://ec.europa.eu/economy_
13. Греция
отстает от программы сокращения дефицита
бюджета. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.rbc.ua/rus/top/
14. Greek authorities.
Eurostat. Report on Greek government. Deficit and debt statistics. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.
15. Еврозона
обнажила слабые звенья. Экономические
известия №17, 2010 г. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.ukrrudprom.ua/
http://www.ieras.ru/journal/
ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОСОЮЗА В НОВОМ ВЕКЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Приложение А.1
Экономический рост Греции, % в год
Приложение А.2
Индекс ежемесячной зарплаты, 2004 год=100%
Приложение А.3
Сальдо бюджета Греции
Приложение А.4
Государственные расходы Греции, в % от общего объема
Приложение А.5
Государственные доходы Греции, в % от общего объема