Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:55, курсовая работа
Целью работы является изучение кризисных явлений в зоне евро в условиях мирового валютно-экономического кризиса и перспектив их преодоления.
Основные задачи работы:
- изучить кризисные явления в зоне евро в условиях мирового кризиса 2008-2009 гг.;
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования валютных зон;
- выявить причины долгового кризиса в Греции и определить его последствия для финансовой стабильности зоны евро;
- определить перспективы развития валютно-экономического союза ЕС;
- анализ показателей экономики Греции на основе международной статистической информации.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………………………………3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ЗОН
1.1. Критерий оптимальности валютных зон……………………………………6
1.2. Критерии конвергенции и их роль в обеспечении финансовой стабильности………………………………………………………………………8
РАЗДЕЛ 2 ХАРАКТЕР КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЗОНЕ ЕВРО В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
2.1. Долговой кризис Греции и его влияние на стабильность зоны………….16
2.2. Негативные тенденции в экономике. Португалия, Ирландия и Испания в условиях пребывания в зоне евро………………………………………………20
РАЗДЕЛ 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ЕВРО
3.1. Реформы по обеспечению стабильности валютной зоны евро…………..23
3.2. Перспективы стабильности международной валюты евро………………28
РАЗДЕЛ 4 ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД СТАБИЛЬНОСТИ
4.1.
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......33
ПРИЛОЖЕНИЯ…………
Важные
события по созданию валютного союза
произошли в 1995 г.: в январе в состав
ЕС вошли Австрия, Швеция и Финляндия;
в декабре на заседании Европейского совета
в Мадриде была принята программа введения
евро, которая была развита и конкретизирована
на заседании того же совета в Дублине
в декабре 1996 года. В соответствии с достигнутыми
между странами ЕС договоренностями, процесс
продвижения к валютному союзу ЕС распался
на три фазы:
Подготовительная — до 1 января 1996 года,
в ходе которой страны-участницы сняли
взаимные ограничения на движение платежей
и капиталов и начали стабилизацию своих
государственных финансов по критериям,
установленным ЕС как «пропускные» для
членства в валютном союзе.
Организационная — до 31 декабря 1998 года,
нацелена на завершение окончательной
стабилизации государственных финансов
и на формирование правовой и институциональной
базы валютного союза.
Реализационная – до 1 января 2003 года,
реализация плана введения евро в безналичный,
а затем и в наличный оборот стран – участниц
соглашения с полной заменой единой валютой
национальных валют.
С целью реализации плана продвижения
к ЕВС, Европейский валютный институт
во Франкфурте, функционирующий с 1 января
1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский
центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные
решения в отношении денежной и валютной
политики: на сессии в Дублине в декабре
1996 года решено, что евро получает статус
официальной денежной единицы стран-участниц
вместо их национальных валют. Соответственно
в евро пересчитаны все частные и государственные
активы и пассивы при сохранении для субъектов
хозяйства платежных условий ранее заключенных
контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных
валютах осуществляется с точностью до
шести знаков после запятой. Паритет пересчета
экю в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется
подготовка к новой валюте в странах-участницах,
особенно в административных органах,
банках и других финансовых институтах.
Но вся экономическая жизнь продолжает
существовать на основе национальных
валют. [7]
Поскольку создание валютного союза потребовало срочного решения проблемы реформирования европейских институтов и расширения ЕС, в марте 1996 г. в Турине был дан старт Межправительственной конференции по пересмотру всей «европейской конструкции», в том числе Маастрихтского договора. В результате ее работы в июне 1997 г. на амстердамском саммите ЕС были утверждены основные элементы валютной политики ЕС, в том числе нового механизма обменных курсов (МОК-2), приняты программные документы - "Повестка дня-2000'', в которой определены основные направления развития ЕС и его политики в наступающем веке, и «Пакт стабильности и роста», открывший путь к введению евро 1 января 1999 г. [8]
«Пакт
стабильности и роста» впервые предусматривал
введение штрафных санкций против государств-членов
в случае нарушения ими нормативов
государственного бюджета. В соответствии
с этим документом, в случае если участник
ЭВС превышает установленный в Маастрихтском
договоре лимит дефицита бюджета (3% от
ВВП), то Европейский совет в течение трех
месяцев принимает рекомендации в адрес
этой страны. В течение следующих четырех
месяцев эти рекомендации должны быть
реализованы, в противном случае по истечении
трехмесячного срока к стране-нарушительнице
применяются санкции: беспроцентный депозит
в размере 0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между
реальным дефицитом бюджета (% от ВВП) и
установленным лимитом. Через два года,
если положение не улучшится, депозит
автоматически обращается в штраф.
В октябре 1997 г. был подписан Амстердамский
договор, который стал очередным этапом
фактического превращения ЕС в общеевропейскую
организацию. В конце 1997 г. Совет министров
экономики и финансов стран ЕС утвердил
дату введения в наличное обращение банкнот
и монет евро (1 января 2002 г.), а Европейский
совет принял решение о создании нового
важного института валютного союза - Совета
министров экономики и финансов стран
ЭВС (Совет евро-11). В марте 1998 г. Комиссия
ЕС представила доклад о результатах выполнения
странами Европейского союза критериев
конвергенции Маастрихтского договора
и на его основе рекомендовала к вступлению
в валютный союз одиннадцать стран (все
страны ЕС, кроме Великобритании, Дании,
Швеции и Греции). В целом рекомендуемые
страны в 1997 г. имели хорошие экономические
показатели: средний уровень инфляции
и долгосрочные кредитные ставки достигли
рекордно низкого уровня - соответственно
1,6 и 5,9%, дефицит бюджета - 2,5%, валюты девяти
стран колебались в течение предшествующих
двух лете пределах плюс-минус 2,25%. Наблюдалось
заметное сближение долгосрочных уровней
доходности ценных бумаг, что отражало
не только умеренность инфляционных ожиданий
в государствах ЕС, но и прогресс в оздоровлении
государственных финансов. Исключение
составил государственный долг - в среднем
75% ВВП против 60% по Маастрихту. Однако
Комиссия ЕС посчитала возможным использовать
содержащуюся в статье 104с Маастрихтского
договора оговорку, согласно которой норматив
может считаться выполненным, если величина
государственного долга по отношению
к ВВП устойчиво снижается. На внеочередном
саммите ЕС в Брюсселе 2 мая 1998 г. была произведена
необратимая фиксация обменных курсов
валют стран-участниц, утверждены руководители
Европейского центрального банка и определены
участники валютного союза, в состав которого
с 1 января 1999 г. вошли одиннадцать государств
Европейского союза: Германия, Франция,
Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия,
Ирландия, Италия, Испания, Португалия,
Финляндия. Помимо указанных стран, зона
евро с согласия официальных властей была
распространена также на ряд автономных
заморских департаментов (для Франции)
- это острова Мартиника и Гваделупа, Реюньон,
Сен-Пьер и Микелон; к евро привязали валюты
Коморских островов и Новой Каледонии,
а также таких государств, как Монако,
Андорра, Сан-Марино и Ватикан. По политическим
мотивам воздержались от участия в валютном
союзе с 1999г. три страны ЕС – Великобритания,
Дания и Швеция. Что касается Греции, эта
страна не смогла выполнить критерии конвергенции,
но объявила о своем стремлении войти
в ЭВС в январе 2001 г. [9]
Практически
с момента своего появления критерии
конвергенции подверглись жесткой критике
как со стороны академической общественности,
так и с позиций представителей наднациональных
органов ЕС. Несмотря на все разнообразие
подходов, основные претензии, предъявленные
к критериям конвергенции, сводятся либо
к их недостаточной жесткости, либо, напротив,
к их опасности для экономик стран-участниц.
Как отметил Президент Чешской Республики
Вацлав Клаус: «Номинальная конвергенция
- то есть вступление в ЕС и "перенятие"
его правил и политики - ни в коей мере
не может способствовать конвергенции
реальной. Как раз наоборот, номинальная
конвергенция может приостановить или
замедлить реальное сближение». По нашему
мнению, такое обобщение носит излишний
характер и применимо лишь для небольшого
числа сценариев интеграции.
РАЗДЕЛ 2
ХАРАКТЕР
КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ
В ЗОНЕ ЕВРО В УСЛОВИЯХ
МИРОВОГО ВАЛЮТНО
– ЭКОНОМИЧЕСКОГО
КРИЗИСА
2.1.
Долговой кризис
Греции и его
влияние на стабильность
зоны
Устойчивость роста показателей Греции в течение последней декады обосновано экономическим ростом. Ежегодно в период с 2000 по 2009 год средняя величина роста реального ВВП составила приблизительно 4% против 2% в еврозоне, размер дохода в Греции по сравнению с еврозоной в среднем снизился с 25% до 10% (Приложение А.1).[10]Это отразилось на быстром подъеме внутреннего спроса, в особенности на потреблении и инвестировании. Значительное повышение реальной зарплаты, быстрый рост кредитования, который поддерживался либерализацией финансового сектора, а также низкие процентные ставки, связанные с вступлением в ЕС, и свободная налоговая политика поспособствовали оживленному росту. В период с 2000 по 2009 год внешняя торговля наложила ограничения на рост и доля экспорта в ВВП уменьшилась с 25% до 19%.
Бум внутреннего спроса и слабая внешняя конкурентоспособность вызвали быстрое увеличение внешнего дисбаланса. Реальный рост зарплаты последовательно опередил рост производительности в прошлое десятилетие, частично отражающий избыток от очень больших повышений зарплаты в государственном секторе (Приложение А.2)[11].Повышение затраты труда на единицу продукции разрушило внешнюю конкурентоспособность, но в большей степени относительно остальной части еврозоны. Реальный эффективный обменный курс Греции, повысившийся приблизительно на 10 – 20%, в зависимости от использованного дефлятора, в период с 2000 по 2009 год и согласно расчета Комиссии был переоценен на 10 – 20% в 2009 году (Таблица 2.1)[12].Сочетание высокого роста внутреннего спроса и ухудшением внешней конкурентоспособности привело к быстрому ухудшению дефицита государственного бюджета, который достиг максимума в 2008 году и составил 14% ВВП[13].
Финансовая неустойчивость постоянно оставалась невысокой. С того момента как Греция предоставила свою первую Программу стабильности в декабре 2000 года (после того как Греция решила принять евро), в которой ставила целью уравновесить бюджетный баланс, цель никогда не достигалась. Сальдо бюджета никогда не было ниже 3% ВВП (Приложение А.3)[10].
Финансовые цели были последовательно утеряны, несмотря на благоприятную экономическую среду, из – за систематически чрезмерной траты денег, частичного уклонения от налогов и постоянного чрезмерно – оптимистичного налогового прогнозирования. Доля государственного сектора выросла с 44% ВВП в 2000году до 50% в 2009 году, поглощая при этом доступное внешнее финансирование, вытесняя ресурсы внешнего сектора и тем самым ухудшая экономическую динамику (Приложения А.4,А.5)[10]. Кроме того плохая система здравоохранения и пенсионная система создали угрозу долгосрочной устойчивости государственного финансирования.
Пример 1. Показатели внешней конкурентоспособности и оценка обменного курса.
Реальный эффективный обменный курс Греции переоценивается.
Поведенческий баланс обменного курса показывает переоценку реального эффективного обменного курса приблизительно на 15%(Приложение А.7)[11]. Регрессионный анализ показывает, что приблизительно 15% реального эффективного обменного курса в Греции, рассчитанного на основе дефлятора потребления, не соответствует макроэкономическим показателям ( государственные расходы, запас сальдо финансового счета)[12].
Постоянная финансовая и внешняя неустойчивость привела к увеличению государственного долга. В 2009 году государственный долг достиг 115% ВВП в отличие от 103% ВВП в 2000 году (Приложение А.8) [10].Почти ¾ от внешнего долга принадлежит государственному сектору. В целом, макроэкономическая неустойчивость, государственный и внешний долг, слабая внешняя конкурентоспособность, слабая пенсионная система сделали Грецию уязвимой для рисков на международных рынках капитала.
Кроме того у Греции есть проблемы на рынке труда. Греция отстает во многих областях структурной политики. Это оказало влияние на функционирование экономики, что отразилось в относительно низкой занятости Греции и производительности рабочей силы, которые были частично компенсированы большим объемом рабочего времени. Структурная жесткость может подорвать способность греческой экономики приспособиться к текущей ситуации.
Глобальные кризисы 2008 – 2009 годов показали уязвимость Греции. В результате рынок Греции пришел в упадок в начале 2010 года. Спад привел к потерям государственных финансов. Чрезмерная трата денег и падение государственного дохода привели к дефициту государственного бюджета, который составил 13,6% ВВП в 2009 году. Государственный долг достиг 115% ВВП к концу 2009 года. Кроме того степень ухудшения финансового положения была замечена весьма поздно из – за недостатков статистической системы (Таблица 2.1)[14].
Таблица 2.1
Пересмотр дефицита бюджета на 2009 год
Бюджет
2009
Пакт
стабильности и роста на январь 2009
Процедура избыточного дефицита, апрель 2009 3,7
Процедура избыточного дефицита, октябрь 2009 12,7
Бюджет
2010
Пакт
стабильности и роста на январь 2010
Февраль
2010
Процедура
избыточного роста, апрель 2010
Источник: Greek authorities, Eurostat
В период финансового напряжения банковский сектор был затронут экономическим кризисом. Запасы капитала греческих банков были увеличены на 11,7% к концу 2009 года, благодаря финансовым вливаниям капитала, для того чтобы увеличить с 5% в 2008 году к 7,7% в декабре 2009 года (Таблица 2.2). Кроме того проблема кредитоспособности затрагивала банковскую систему через различные каналы (Таблица 2.2). Эти события призывали к быстрому ответному шагу со стороны государства[12].