Фінансові ризики участі у валютно-економічному союзі зони евро в період світової кризи (на прикладі Греції)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение кризисных явлений в зоне евро в условиях мирового валютно-экономического кризиса и перспектив их преодоления.
Основные задачи работы:
- изучить кризисные явления в зоне евро в условиях мирового кризиса 2008-2009 гг.;
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования валютных зон;
- выявить причины долгового кризиса в Греции и определить его последствия для финансовой стабильности зоны евро;
- определить перспективы развития валютно-экономического союза ЕС;
- анализ показателей экономики Греции на основе международной статистической информации.

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………………………………3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ЗОН
1.1. Критерий оптимальности валютных зон……………………………………6
1.2. Критерии конвергенции и их роль в обеспечении финансовой стабильности………………………………………………………………………8
РАЗДЕЛ 2 ХАРАКТЕР КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЗОНЕ ЕВРО В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
2.1. Долговой кризис Греции и его влияние на стабильность зоны………….16
2.2. Негативные тенденции в экономике. Португалия, Ирландия и Испания в условиях пребывания в зоне евро………………………………………………20
РАЗДЕЛ 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ЕВРО
3.1. Реформы по обеспечению стабильности валютной зоны евро…………..23
3.2. Перспективы стабильности международной валюты евро………………28
РАЗДЕЛ 4 ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД СТАБИЛЬНОСТИ
4.1.
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......33
ПРИЛОЖЕНИЯ…………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

МІНІСТЕРСТВО  НАУКИ И ОСВІТИ УКРАЇНИ

ОДЕСЬКИЙ  НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ  ім. І.І.МЕЧНИКОВА

ІНСТИТУТ  МАТЕМАТИКИ, ЕКОНОМІКИ  І МЕХАНІКИ

КАФЕДРА СВІТОВОГО ГОСПОДАРСТВА І 

МІЖНАРОДНИХ ЕКОНОМІЧНИХ ВІДНОСИН 
 
 
 

ДИПЛОМНА  РОБОТА

на  тему: «ФІНАНСОВІ РИЗИКИ УЧАСТІ У ВАЛЮТНО-ЕКОНОМІЧНОМУ СОЮЗІ ЗОНИ ЄВРО (НА ПРИКЛАДІ ГРЕЦІЇ)» 
 
 
 

Студентки  ________  Шавардак Інни Сергіївни

Спеціальність: міжнародні економічні відносини,  курс 4 
 
 
 
 

Робота  допущена до захисту: 

Науковий  керівник:  ________к.е.н., доц.  Насадюк І.Б.

«____» ________ 2011 р. 
 

Одеса – 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ПЕРЕЧЕНЬ  УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………………………………3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ЗОН

1.1. Критерий  оптимальности валютных зон……………………………………6

1.2. Критерии конвергенции и их роль в обеспечении финансовой стабильности………………………………………………………………………8

РАЗДЕЛ 2 ХАРАКТЕР КРИЗИСНЫХ  ЯВЛЕНИЙ В ЗОНЕ ЕВРО В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

2.1. Долговой  кризис Греции и его влияние  на стабильность зоны………….16

2.2. Негативные  тенденции в экономике. Португалия, Ирландия и Испания в условиях  пребывания в зоне евро………………………………………………20

РАЗДЕЛ 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ЕВРО

3.1. Реформы по  обеспечению стабильности валютной  зоны евро…………..23

3.2. Перспективы стабильности международной валюты евро………………28

РАЗДЕЛ 4 ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД СТАБИЛЬНОСТИ

4.1.

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..31

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......33

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...36 
 
 
 
 
 

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 

ЕС –  Европейский союз

ЕЭВС  – Европейский экономический  и валютный союз

ЕЦБ –  Европейский центральный банк

ВВП –  Валовый внутренний продукт

МВФ –  Международный валютный фонд

ФРС –  Федеральная резервная система 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Тема финансовой стабильности зоны евро является актуальной на сегодняшний день, так как Греция испытывает сильный финансовый и экономический кризис. Проблемы Греции давят на финансовые рынки и вызывают опасения возможного дефолта страны, экономика которой переживает самые тяжелые времена с момента присоединения к зоне евро в 2001 году. Инвесторы по всему миру до сих пор обеспокоены тем, что греческий долговой кризис может перерасти в кризис всей еврозоны.

         Однако до сих  пор главам государств и правительств стран ЕС не удалось согласовать план действий. Бюджетный кризис в Греции крайне негативно повлиял на устойчивость евро и стал испытанием на прочность для всего ЕС. Правительство Греции вместе с главами стран – членов ЕС разрабатывают и согласовывают программу для макроэкономической стабилизации Греции. Греции необходимо существенное фискальное регулирование, проведение структурной денежной реформы, изменение системы налогообложения, для того чтобы улучшить свое положение на международных рынках.

         Целью работы является изучение кризисных явлений в зоне евро в условиях мирового валютно-экономического кризиса и перспектив их преодоления.

         Основные задачи работы:

         - изучить кризисные  явления в зоне евро в условиях  мирового кризиса 2008-2009 гг.;

         - рассмотреть теоретические аспекты функционирования валютных зон;

         - выявить причины  долгового кризиса в Греции  и определить его последствия  для финансовой стабильности  зоны евро;

         - определить перспективы  развития валютно-экономического  союза ЕС;

         - анализ показателей экономики Греции на основе международной статистической информации.

          Объектом исследования  является региональная валютно-финансовая  система в рамках Европейского  валютного союза.  Предметом исследования  является стабильность функционирования  зоны евро в условиях глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. и проблемы высокого государственного  долга развитых стран Европы (на примере Греции).

         Курсовая работа состоит из вступления, четырех разделов, выводов и списка использованной литературы. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты функционирования валютных зон, а именно критерии валютных зон: критерий оптимальности и критерий конвергенции. Во втором разделе речь идет о кризисных явлениях в странах зоны евро, а именно в Греции, Португалии, Ирландии и Испании. В третьем разделе исследуются перспективы евро как международной валюты на 2011 год, а также изучается  программа реформ по обеспечению стабильности зоны евро.

         Данная работа, основана на материалах из теоретических статей относительно валютно-финансовой интеграции, официальных источников Европейского союза, статистической информации международных организаций. В работе использовались статьи и журналы в электронном виде. В работе много таблиц и графиков, построенных на основе данных, взятых с официальных сайтов Международного валютного фонда и Евросоюза. 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ЗОН 

       1.1. Критерий оптимальности валютных  зон

       Обширной  экономической литературе по теории оптимальных валютных зон положили начало американские профессоры Р. Маккиннон из Стэнфордского и П. Кенен из Принстонского университетов. Они определили экономические свойства системы, которые позволили бы идентифицировать оптимальную валютную зону. Последовавшие работы Дж. Инграма, Г. Грубела, У. Кордена, И. Ишиямы и К. Хамады были посвящены изучению преимуществ и недостатков вхождения в валютную зону, а также расчету участия в ней [1].         Валютная зона представляет собой географическую область с единой валютой или рядом валют, чьи курсы неизменно зафиксированы друг к другу и изменяются синхронно по отношению к валютам остального мира. Оптимальность зоны рассматривается с макроэкономической точки зрения в рамках поддержания в открытой экономике внутреннего и внешнего равновесия. [2]          Главным недостатком участия в валютной зоне является потеря денежно-кредитного суверенитета, основным преимуществом – увеличение полезности денег. Определить, что перевешивает – недостатки или преимущества, – можно с помощью критериев оптимальности (табл. 1.1).        Критерии взаимозависимы. Например, рост внешней открытости экономики приводит к большей гибкости внутренних цен по отношению к валютному курсу; высокая степень мобильности факторов производства и финансовая интеграция между членами зоны делают не обязательным условие гибкости цен; наличие фискального федерализма позволяет не беспокоиться о последствиях шоков и т. д. Это свидетельствует об эндогенной связи между критериями оптимальности, и одни могут заменять другие.

       Таблица 1.1

       Критерии оптимальности валютной зоны и их разработчики

 

           Даже если кандидаты на участие в валютной зоне вначале не удовлетворяют критериям оптимальности, вхождение в нее приведет к преобразованию экономической системы. Благодаря эндогенной природе изменений многие страны будут удовлетворять критериям присоединения к валютному союзу ex post (после), а не ex ante (до).      Теория оптимальных валютных зон обладает двумя фундаментальными недостатками. Прежде всего, она является нормативной экономической теорией, постулирующей, какой в идеале должна быть валютная зона. Однако она не предлагает инструментов оценки, с помощью которых можно определить, обладает данная валютная зона оптимальностью или нет.  Кроме того, из теории оптимальных валютных зон следуют противоречивые выводы. С одной стороны, участники валютной зоны должны представлять собой небольшие открытые экономики, которым выгодно фиксировать курсы своих валют. С другой стороны, для выживания при внешних шоках им необходимо диверсифицировать производство и потребление, что могут сделать только крупные закрытые экономики. Несовместимость критериев оптимальности оставляет определение баланса выгод и издержек участия в зоне на усмотрение исследователя[3].

       1.2. Критерии конвергенции  и их роль в  обеспечении финансовой стабильности 

       Под конвергенцией в экономической  науке понимаются два аспекта  интеграционного процесса. Во-первых, в широком смысле конвергенция определяется как качественное сближение экономических  структур и систем стран или регионов, и такая формулировка часто используется в исследованиях отечественных авторов. Во-вторых, существует более узкое определение конвергенции как сближения экономических показателей регионов или государств, и дивергенции как расхождения этих показателей.  
Важно отметить, что второе определение не противоречит первому, но является одним из его элементов.         В первую очередь, важно отметить, как структурируется явление конвергенции и какие показатели берутся для ее оценки, и, во-вторых, как различные методы исследования влияют на результат измерения конвергенции. [4]       

       В зависимости от роли и характера  воздействия на экономику страны или региона выделяются понятия  реальной, номинальной и структурной  конвергенции.

       Реальная  конвергенция - это сближение долгосрочных, стратегических параметров экономического и социального развития государств или регионов. Реальная конвергенция, в частности, оценивается при анализе динамики уровней валового внутреннего продукта на душу населения (в номинальном выражении либо приведенных к реальным значениям), уровней занятости. Обратное по характеру явление расхождения таких параметров экономического развития обычно определяется как реальная дивергенция.           Сразу отметим, что цели экономической политики ЕС, и политики сближения в частности, связаны именно с реальной конвергенцией, которая является основной целью Европейского союза, зафиксированной в Маастрихтском договоре. Именно экономическое и социальное благополучие является презюмируемым итогом экономической и валютной интеграции в Европе.             Под номинальной конвергенцией понимается сближение ценовых и фискальных параметров экономик стран или регионов. Важно понимать соотношение между номинальной и реальной конвергенцией: первая - это один из инструментов, факторов для второй.  
Номинальная конвергенция охватывает, таким образом, многие из кратко- и среднесрочных факторов валютных курсов, и ее наличие (или отсутствие) в достаточной степени говорит о рисках валютной унификации. Важно отметить, что номинальную конвергенцию можно оценивать только по группе сбалансированных показателей, так как каждый из них по отдельности вполне может быть отрегулирован государством за счет остальных в течение относительно короткого промежутка времени.  
Требование стремления к номинальной конвергенции - важный элемент национальной экономической политики стран-участниц Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). Практическая реализация этого требования проявляется в форсировании номинальной конвергенции в рамках Маастрихтского договора, а также в рамках ЕЭВС.

       Определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе было закреплено в тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза. Этот исторический договор был  одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал не только создание Экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».

       Поскольку валютный союз мог объединить только государства с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:            1.уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трех государств с наименьшим уровнем более чем на 1,5%;  2.долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трех государств с наименьшим уровнем инфляции;        3.национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой;   4.дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;          5.государственный долг - не выше 60% от ВВП.    Названные критерии конвергенции как надежное средство обеспечения стабильной макроэкономической среды были призваны стать объективной основой для политических решений. Они должны строго соблюдаться и после вступления страны в валютный союз, а также обязательны для всех стран, желающих в перспективе вступить в ЭВС. [5]

       Первоначально эти критерии были задуманы как средство создания так называемого «твердого  ядра» валютного союза в лице Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса (без средиземноморских стран). Что касается государств, которым не удалось достичь требуемой степени конвергенции, Маастрихтский договор позволял им вступить в валютный союз в более поздние сроки, в соответствии с дифференцированными темпами интеграции.          Вопреки первоначальным ожиданиям реализация Маастрихтского договора и планы формирования валютного союза сразу подверглись весьма серьезным испытаниям на прочность. Во-первых, в 1992-1993 гг. Европейская валютная система испытала тяжелейший кризис, вследствие чего национальные валюты Испании, Португалии и Ирландии были значительно девальвированы, а Великобритания и Италия вообще вышли из состава ЕВС. Для спасения ЕВС в августе 1993 г, было принято решение увеличить допустимые пределы колебаний курсов валют до плюс-минус 15%. Последствия кризиса удалось преодолеть лишь к концу 90-х гг. (в настоящее время Европейская валютная система включает все страны ЕС, кроме Великобритании и Швеции). Во-вторых, совершенно неожиданно для Брюсселя и национальных правительств возникла проблема с ратификацией самого Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность ряда стран выступила против создания Европейского союза: Великобритания категорически отказалась участвовать в проекте ЭВС, в Дании после двух референдумов Маастрихтский договор не был ратифицирован в части валютного союза, во Франции перевес сторонников договора оказался минимальным, Норвегия после референдума вообще отказалась вступать в ЕС. Осложнение процесса ратификации Маастрихтского договора обусловило достижение договоренности о новой полномасштабной встрече глав государств и правительств через пять лет для пересмотра и внесения изменений в первоначальный текст договора.       Тем не менее, в январе 1994 г. в соответствии с Маастрихтским договором во Франкфурте-на-Майне был создан Европейский валютный институт, который впоследствии был преобразован в Европейский центральный банк. [6]     

Информация о работе Фінансові ризики участі у валютно-економічному союзі зони евро в період світової кризи (на прикладі Греції)