Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:02, курсовая работа
Процесс интеграции обычно начинается с большей или меньшей либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов. Постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров происходит формирование единого экономического, правового, информационного пространства в рамках региона.
http://www.ereport.ru/
Среди
целей создания Европейского валютного
союза можно выделить такие как
облегчение взаиморасчетов между странами
участницами, стабилизация валютных курсов,
а также появление единой крепкой
и устойчивой европейской валюты,
которая бы смогла на равных конкурировать
с долларом на мировых рынках.
С точки зрения экономического развития
Европейского валютного союза, на текущий
момент можно выделить 7 этапов интеграции
входящих в него государств:
1 этап – 1947-1957 годы – начало европейской
экономической интеграции, учреждение
Европейского платежного союза.
2 этап – 1957-1974 годы – создание Европейского
экономического сообщества (ЕЭС), план
«Венера».
3 этап – 1974-1985 годы – ввод первой европейской
расчетной единицы – ЕРЕ (European unit of account
- EUA), решение о создании Европейской валютной
системы, появление европейской валютной
единицы «экю» (European currency unit - ECU).
4 этап – 1985-1992 годы – разработка и утверждение
меморандума «О создании европейского
валютного пространства и Европейского
центрального банка».
5 этап – 1992-1999 годы – подписание Маастрихтского
договора, определение целей и путей создания
Экономического и валютного союза в Западной
Европе, создание Европейского валютного
института, разработка и реализация плана
введения евро. 6 этап – 1999-2001 годы – введение
евро в безналичный оборот .
7 этап – с 2002 года по настоящее время –
введение евро в наличный оборот, разработка
и реализация плана присоединения к валютному
союзу новых стран.
Идея создания единой валюты на Европейском
континенте появилась давно. Однако с
особой остротой этот вопрос возник после
второй мировой войны, которая нанесла
серьезный удар по международной валютной
системе. В середине ХХ века впервые в
современной истории Европа оказалась
без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская
модель международной валютной системы
базировалась на долларе США, который
еще в 30-е гг. вытеснил с лидирующих позиций
британский фунт стерлингов. Поэтому в
1950 г. был создан Европейский платежный
союз, в который вошли ФРГ, Франция, Великобритания,
Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания,
Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария,
Австрия, Италия, Греция, Португалия и
Турция (впоследствии он был преобразован
в Европейское валютное соглашение).
В апреле 1951 г. был подписан Парижский
договор о создании Европейского объединения
по углю и стали, положивший начало европейской
экономической интеграции. В то же время,
первые реальный предпосылки полноценного
валютного сотрудничества появились с
подписанием 25 марта 1957 г. Римского договора
об учреждении Европейского экономического
сообщества (ЕЭС). Европейское сообщество
появилось с 1 января 1958 г. и включало сначала
шесть стран — ФРГ, Францией, Италией,
Бельгией, Нидерландами, Люксембургом.
С 1973 г. в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия,
Дания, с 1981 г. — Греция; с 1986 г. — Португалия
и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия.
Экономическое объединение Европы всей
логикой своего развития вело к необходимости
наличия единых денежных знаков, и уже
в 1962 г. Комиссия ЕЭС выдвинула для этих
стран идею единой валюты.
В декабре 1969 г. на Европейском совете
в Гааге впервые цель создания Европейского
валютного союза была переведена в практическую
плоскость. В октябре 1970 г. появился так
называемый «план Вернера», в котором
была сформулирована концепция перехода
к валютному союзу через необратимой взаимной
конвертируемости национальных валют,
полную либерализацию движения капиталов,
установление неизменных валютных курсов
и замену национальных валют единой европейской
валютой к 1980 г. Однако «плану Вернера»
не суждено было сбыться.
В апреле 1975 г. была введена европейская
расчетная единица – ЕРЕ (European unit of account
- EUA), курс которой зависел уже не от доллара,
а от рыночной стоимости составляющих
ее европейских валют. Эта единица использовалась
в межгосударственных расчетах и бюджете
ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного
банка.
В 1977 г. идея валютного союза была вновь
реанимирована канцлером ФРГ Г. Шмидтом
и президентом Франции В. Жискар д’Эстеном
и поддержана тогдашним председателем
Комиссии ЕС Р. Дженкинсом. На сессии Европейского
совета 5-6 декабря 1978 г. в Брюсселе было
принято решение о создании Европейской
валютной системы. В итоге 13 марта 1979г.
появилась европейская валютная единица
– «экю» (European currency unit - ECU) и основанная
на ней Европейская валютная система (ЕВС).
Важной особенностью ЕВС было то, что она
включала в свой состав все страны ЕЭС.
В феврале 1988 г. министр иностранных дел
ФРГ Г.-Д. Геншер представил меморандум
«О создании европейского валютного пространства
и Европейского центрального банка», который
был поддержан тогдашнем председателем
Комиссии ЕС Ж. Делором и впоследствии
трансформировался в так называемый «план
Делора». Он предусматривал осуществление
скоординированной экономической и валютной
политики стран ЕС, создание Европейского
центрального банка и переход на единую
европейскую валюту. Этот план в качестве
интеллектуальной основы ЕВС был утвержден
Европейским советом 26 июня 1989 г. в Мадриде,
а его основные идеи были впоследствии
закреплены в Маастрихтском договоре.
Определение целей и путей создания Экономического
и валютного союза в Западной Европе было
закреплено в тексте Маастрихтского договора
об образовании Европейского союза. Этот
исторический договор был одобрен главами
государств и правительств ЕС на сессии
Европейского совета 10-11 декабря 1991 г.
и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт
(Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший
в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на
только создание Экономического и валютного
союза, но и формирование союза политического.
Фактически только после подписания этого
договора страны ЕС перешли к проведению
общей экономической и финансовой политики,
конечной целью которой было объявлено
введение единой валюты. Договор предусматривал
поэтапный график ее введения и устанавливал
общие правила в сфере государственного
бюджета, инфляции, процентных ставок
для всех членов будущего валютного союза.
В процессе построения ЭВС в качестве
главных стратегических целей были названы
«независимая единая денежно-кредитная
политика, направленная на поддержание
ценовой стабильности, и создание единого
внутреннего рынка, предполагающего полное
снятие ограничений на перемещение капиталов».
|
Поскольку валютный союз мог объединить только государства с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:
Названные
критерии конвергенции как надежное
средство обеспечения стабильной макроэкономической
среды были призваны стать объективной
основой для политических решений.
Они должны строго соблюдаться и
после вступления страны в валютный
союз, а также обязательны для всех
стран, желающих в перспективе вступить
в ЭВС.
Первоначально эти критерии были задуманы
как средство создания так называемого
«твердого ядра» валютного союза в лице
Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса
(без средиземноморских стран). Что касается
государств, которым не удалось достичь
требуемой степени конвергенции, Маастрихтский
договор позволял им вступить в валютный
союз в более поздние сроки, в соответствии
с дифференцированными темпами интеграции.
Вопреки первоначальным ожиданиям реализация
Маастрихтского договора и планы формирования
валютного союза сразу подверглись весьма
серьезным испытаниям на прочность. Во-первых,
в 1992-1993 гг. Европейская валютная система
испытала тяжелейший кризис, вследствие
чего национальные валюты Испании, Португалии
и Ирландии были значительно девальвированы,
а Великобритания и Италия вообще вышли
из состава ЕВС. Для спасения ЕВС в августе
1993 г, было принято решение увеличить допустимые
пределы колебаний курсов валют до плюс-минус
15%. Последствия кризиса удалось преодолеть
лишь к концу 90-х гг. (в настоящее время
Европейская валютная система включает
все страны ЕС, кроме Великобритании и
Швеции). Во-вторых, совершенно неожиданно
для Брюсселя и национальных правительств
возникла проблема с ратификацией самого
Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность
ряда стран выступила против создания
Европейского союза: Великобритания категорически
отказалась участвовать в проекте ЭВС,
в Дании после двух референдумов Маастрихтский
договор не был ратифицирован в части
валютного союза, во Франции перевес сторонников
договора оказался минимальным, Норвегия
после референдума вообще отказалась
вступать в ЕС. Осложнение процесса ратификации
Маастрихтского договора обусловило достижение
договоренности о новой полномасштабной
встрече глав государств и правительств
через пять лет для пересмотра и внесения
изменений в первоначальный текст договора.
Тем не менее, в январе 1994 г. в соответствии
с Маастрихтским договором во Франкфурте-на-Майне
был создан Европейский валютный институт,
который впоследствии был преобразован
в Европейский центральный банк.
Важные события по созданию валютного
союза произошли в 1995 г.: в январе в состав
ЕС вошли Австрия, Швеция и Финляндия;
в декабре на заседании Европейского совета
в Мадриде была принята программа введения
евро, которая была развита и конкретизирована
на заседании того же совета в Дублине
в декабре 1996 года.
В соответствии с достигнутыми между странами
ЕС договоренностями, процесс продвижения
к валютному союзу ЕС распался на три фазы:
Подготовительная — до 1 января 1996 года,
в ходе которой страны-участницы сняли
взаимные ограничения на движение платежей
и капиталов и начали стабилизацию своих
государственных финансов по критериям,
установленным ЕС как «пропускные» для
членства в валютном союзе.
Организационная — до 31 декабря 1998 года,
нацелена на завершение окончательной
стабилизации государственных финансов
и на формирование правовой и институциональной
базы валютного союза.
Реализационная – до 1 января 2003 года,
реализация плана введения евро в безналичный,
а затем и в наличный оборот стран – участниц
соглашения с полной заменой единой валютой
национальных валют.
С целью реализации плана продвижения
к ЕВС, Европейский валютный институт
во Франкфурте, функционирующий с 1 января
1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский
центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные
решения в отношении денежной и валютной
политики: на сессии в Дублине в декабре
1996 года решено, что евро получает статус
официальной денежной единицы стран-участниц
вместо их национальных валют. Соответственно
в евро пересчитаны все частные и государственные
активы и пассивы при сохранении для субъектов
хозяйства платежных условий ранее заключенных
контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных
валютах осуществляется с точностью до
шести знаков после запятой. Паритет пересчета
экю в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется
подготовка к новой валюте в странах-участницах,
особенно в административных органах,
банках и других финансовых институтах.
Но вся экономическая жизнь продолжает
существовать на основе национальных
валют.
Поскольку создание валютного союза потребовало
срочного решения проблемы реформирования
европейских институтов и расширения
ЕС, в марте 1996 г. в Турине был дан старт
Межправительственной конференции по
пересмотру всей «европейской конструкции»,
в том числе Маастрихтского договора.
В результате ее работы в июне 1997 г. на
амстердамском саммите ЕС были утверждены
основные элементы валютной политики
ЕС, в том числе нового механизма обменных
курсов (МОК-2), приняты программные документы
- "Повестка дня-2000'', в которой определены
основные направления развития ЕС и его
политики в наступающем веке, и «Пакт стабильности
и роста», открывший путь к введению евро
1 января 1999 г.
«Пакт стабильности и роста» впервые предусматривал
введение штрафных санкций против государств-членов
в случае нарушения ими нормативов государственного
бюджета. В соответствии с этим документом,
в случае если участник ЭВС превышает
установленный в Маастрихтском договоре
лимит дефицита бюджета (3% от ВВП), то Европейский
совет в течение трех месяцев принимает
рекомендации в адрес этой страны. В течение
следующих четырех месяцев эти рекомендации
должны быть реализованы, в противном
случае по истечении трехмесячного срока
к стране-нарушительнице применяются
санкции: беспроцентный депозит в размере
0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между реальным
дефицитом бюджета (% от ВВП) и установленным
лимитом. Через два года, если положение
не улучшится, депозит автоматически обращается
в штраф.
В октябре 1997 г. был подписан Амстердамский
договор, который стал очередным этапом
фактического превращения ЕС в общеевропейскую
организацию. В конце 1997 г. Совет министров
экономики и финансов стран ЕС (ЭКОФИН)
утвердил дату введения в наличное обращение
банкнот и монет евро (1 января 2002 г.), а
Европейский совет принял решение о создании
нового важного института валютного союза
- Совета министров экономики и финансов
стран ЭВС (Совет евро-11).
В марте 1998 г. Комиссия ЕС представила
доклад о результатах выполнения странами
Европейского союза критериев конвергенции
Маастрихтского договора и на его основе
рекомендовала к вступлению в валютный
союз одиннадцать стран (все страны ЕС,
кроме Великобритании, Дании, Швеции и
Греции). В целом рекомендуемые страны
в 1997 г. имели хорошие экономические показатели:
средний уровень инфляции и долгосрочные
кредитные ставки достигли рекордно низкого
уровня - соответственно 1,6 и 5,9%, дефицит
бюджета - 2,5%, валюты девяти стран колебались
в течение предшествующих двух лете пределах
плюс-минус 2,25%. Наблюдалось заметное сближение
долгосрочных уровней доходности ценных
бумаг, что отражало не только умеренность
инфляционных ожиданий в государствах
ЕС, но и прогресс в оздоровлении государственных
финансов. Исключение составил государственный
долг - в среднем 75% ВВП против 60% по Маастрихту.
Однако Комиссия ЕС посчитала возможным
использовать содержащуюся в статье 104с
Маастрихтского договора оговорку, согласно
которой норматив может считаться выполненным,
если величина государственного долга
по отношению к ВВП устойчиво снижается.
На внеочередном саммите ЕС в Брюсселе
2 мая 1998 г. была произведена необратимая
фиксация обменных курсов валют стран-участниц,
утверждены руководители Европейского
центрального банка и определены участники
валютного союза, в состав которого с 1
января 1999 г. вошли одиннадцать государств
Европейского союза: Германия, Франция,
Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия,
Ирландия, Италия, Испания, Португалия,
Финляндия. Помимо указанных стран, зона
евро с согласия официальных властей была
распространена также на ряд автономных
заморских департаментов (для Франции)
- это острова Мартиника и Гваделупа, Реюньон,
Сен-Пьер и Микелон; к евро привязали валюты
Коморских островов и Новой Каледонии,
а также таких государств, как Монако,
Андорра, Сан-Марино и Ватикан. По политическим
мотивам воздержались от участия в валютном
союзе с 1999г. три страны ЕС – Великобритания,
Дания и Швеция. Что касается Греции, эта
страна не смогла выполнить критерии конвергенции,
но объявила о своем стремлении войти
в ЭВС в январе 2001 г.
Несмотря на то, что необратимая фиксация
курсов валют по отношению друг к другу
была произведена в мае 1998 г., паритеты
между ними были установлены только 31
декабря 1998 г. (таблица1), поскольку необходимо
было обеспечить совпадение между первой
котировкой курса евро и последним курсом
экю на финансовых рынках по завершении
года. До этого момента три валюты, остававшиеся
вне зоны евро, но входившие в корзину
экю (английский фунт стерлингов, датская
крона и греческая драхма), могли оказывать
влияние на курс экю. После расчета по
специальной формуле был установлен курс
национальных денежных единиц к евро,
который с этого моменту превратился в
самостоятельную валюту, Европейский
экономический и валютный союз стал свершившимся
фактом.
2.2
Введение и использование евро
План введения евро, отвечающий требованиям реализма, выполнимости, гибкости для бизнеса и населения в целом, включает три последовательных этапа:
Продолжительность
переходного периода в три
года обусловлена необходимостью подготовить
общественность, банковские системы
и технические средства, предприятия
розничной торговли и государственного
сектора. При этом предполагалось, что
при досрочном завершении подготовительных
мер на начальных этапах и накоплении
критической массы новой валюты последующие
этапы могут быть сокращены. Например,
период параллельного обращения наличного
евро с национальными валютами ЭВС оказалось
возможным сократить с шести до двух месяцев.
С 1 января 1999 г. евро вошел в практику безналичных
банковских расчетов. В соответствии с
межправительственными соглашениями
стран ЕС в отношении использования евро
в период между 1999 и 2002 годами не существовало
терминов «принуждение» или «запрещение»,
поскольку национальные валюты стали
взаимозаменяемыми, фактически, замещая
евро, любой банковский вклад в национальной
деноминации имел соответствующие суммы
в евро.
Некоторые европейские транснациональные
корпорации, например «Сименс» и «Филипс»,
уже начали вести бухгалтерский учет в
евро с 1999 г. Любое движение в этом направлении
крупных компаний могло вынудить более
мелкие предприятия последовать их примеру
и даже, если предприятия не будут использовать
евро для ведения внутреннего бухгалтерского
учета, могла возникнуть тенденция котировки
цен в евро для осуществления торговли
с 1999 г. Для крупных компаний, которые всегда
работали с несколькими валютами, переходный
период не создал особых проблем с параллельным
учетом, для малого и среднего бизнеса,
привыкшего работать с одной валютой,
это окажется труднее. Однако в переходный
период ни одна компания не могла полностью
перейти на евро, поскольку государственный
сектор и потребители еще будут пользоваться
национальной валютой.
Для обеспечения успеха новой валюты в
переходном этапе крайне важно наличие
для нее эффективной технической базы
платежей и расчетов. В частности, такая
база будет полезной для формирования
общих краткосрочных межбанковских процентных
ставок по всей «зоне евро». Это предполагает,
в свою очередь, создание системы, с помощью
которой крупномасштабные трансграничные
сделки могли бы обслуживаться в течение
того же дня.
В момент перехода на евро, в странах Евросоюза
существовало три альтернативы для осуществления
международных платежей:
TARGET.
Система была поставлена на
испытание в июне 1997 г. и завершена
в июне 1998 г. Система TARGET (трансъевропейская
автоматизированная экспресс-
Структура TARGET представляла собой децентрализованную
платежную систему, при этом в ведении
ЕЦБ оставались только наиболее общие
функции. Единая система строилась из
сети телекоммуникаций, связанной в конкретной
стране ЕС с национальной системой, и через
нее национальные кредитные учреждения
получали доступ к системе TARGET для осуществления
расчетов евро в режиме реального времени.
Режим реального времени поддерживался
всеми странами-членами ЭВС и гарантировал
возможность моментальных расчетов в
любой стране зоны евро.
Национальные системы RTGS (ELS/Eil-ZV в Германии,
TBF во Франции, BL-REL в Италии, TOP в Нидерландах
и др.) имели структурные отличия. Например,
немецкая электронная система ELS/Eil-ZV управлялась
центральным банком федеральной земли
и осуществляла крупные платежи в евро
и немецких марках. Французская система
TBF являлась централизованной системой,
управляемой из Банка Франции и включающей
межбанковские платежи, расчеты по операциям
центрального банка, местную систему нетто-расчетов,
систему брутто-платежей, платежи по ценным
бумагам. Великобритания создала собственную
систему CHAPS, которая проводила расчеты
в евро в пределах страны и создавала условия
для движения капиталов по всей территории
ЕС в режиме реального времени, работая
параллельно с системой RTGS в фунтах стерлингах.
EBA. Второй важнейшей системой явилась
Банковская ассоциация евро (Euro Banking Association
- EBA), представляющая собой евро-клиринговую
систему нетто-расчетов, по которой обмен
информацией происходил в течение дня,
а окончательный расчет – в конце расчетного
дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия
коммерческому использованию экю, она
объединила 56 клиринговых банков из 16
стран. Это весьма эффективная и рентабельная
система, отвечающая всем требованиям
двустороннего и многостороннего зачета
(неттинга). Через нее проходило около
трети всех трансграничных платежей в
ЕС.
В зависимости от видов финансовых операций
замена национальных валют ЭВС евро в
течение переходного периода 1999-2001 гг.
являлась либо жестко привязанной ко времени,
либо отдавалась на усмотрение самих предприятий.
С 1 января 1999 г. на евро были переведены:
а) бюджет ЕС и вся система бухгалтерского
учета европейских институтов;
б) облигационные займы ЕС, ЕЦБ, Европейского
инвестиционного банка со сроком погашения
после 1 января 1999 г., ранее номинированные
в экю и в валютах, заменяемых евро, и платежи
по ним;
в) новые облигационные и иные займы стран-членов
зоны евро.
Основные принципы, связанные с переходом
к единой валюте состояли в следующем:
В
течение переходного периода
банкам было рекомендовано на добровольной
основе освобождать от комиссионных пересчетов
национальных валют ЭВС в евро и наоборот
при исходящих платежах и при пересчете
в евро остатков национальных валют на
счетах в течение переходного периода,
а также обмен национальных банкнот на
евро для своих клиентов в начале 2002 г.
в суммах, не превышающих их бытовые потребности.
Размеры и допустимую частоту льготных
обменов устанавливают сами банки, однако
они обязаны заранее оповещать клиентов
об избранной ими практике. Во всех случаях
плата за проведение банковских операций
в евро не должна отличаться от платы за
такие же операции в прежних национальных
валютах ЭВС.
Главные компоненты ЭВС – единая валюта,
получившая наименование «евро», и единый
Европейский центральный банк, которые
неразрывно связаны друге другом. Подобно
тому, как каждая национальная валюта
всецело находится под юрисдикцией и контролем
соответствующего государства в лице
центрального банка, так единая, наднациональная
валюта непременно требует наличия наднационального,
международного органа, который осуществлял
бы единую для всего региона денежно-кредитную
политику.
Вторым, заключительным этапом третьей
фазы перехода к валютному союзу ЕС стал
полный переход на евро. После 31 декабря
2001 года все счета, которые до тех пор выражались
в национальных валютах участвующих стран
стали в обязательном порядке конвертироваться
по официальным курсам в евро.
С 1 января 2002 года в течение срока, который
каждая страна определила самостоятельно,
в обращение были введены банкноты семи
номиналов - 5, 10, 30, 50, 100, 200 и 500 евро, и монеты
восьми номиналов - 1 и 2 евро, а также 1,
2, 5, 10, 20 и 50 евроцентов, замещающие прежние
банкноты и монеты в национальных денежных
единицах. В течение определенного срока
старые национальные банкноты и монеты
еще могли обращаться наравне с евро. После
представленных в таблице 2 дат евро стал
единственным законным платёжным средством
в соответствующих странах.
Таким образом, к 1 января 2003 года полный
переход на евро во всех странах – участницах
ЕВС был завершен. Отныне, евро стал единственным
законным платежным средством в странах
Еврозоны.
Новая валюта неожиданно быстро завоевала
популярность и расположение европейцев.
Руководство Европейского союза позитивно
оценило этот процесс. Европейская валюта
даже стала пользоваться популярностью
в странах, не присоединившихся к Еврозоне.