Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:02, курсовая работа
Процесс интеграции обычно начинается с большей или меньшей либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов. Постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров происходит формирование единого экономического, правового, информационного пространства в рамках региона.
1.1 Международная экономическая интеграция
В переводе с латыни «интеграция» (integratio) означает сращивание, объединение частей в единое целое или от латинского «integer» - целый.
Процесс
интеграции обычно начинается с большей
или меньшей либерализации
Следующей ступенью развития интеграции является экономическая интеграция.
Экономическая
интеграция – это процесс экономического
взаимодействия стран, приводящий к
сближению хозяйственных
Также следует различать формальную и реальную экономическую интеграции. Международная кооперация может развиваться, но ее участники находятся в разных экономических условиях, влияющих на конечные результаты. Этим характеризуется формальная экономическая интеграция.
Реальная
же экономическая интеграция представляет
собой такой уровень
Экономическая
интеграция, в свою очередь, создает
условия для ускорения
Процесс экономического сближения, интеграции государств и переплетение структур их экономик, что выражается в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов получил название международной экономической интеграции.
Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие:
Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.
Если
в прошлом народы этих стран жили
в едином государстве или тесно
связанных между собою
Для
осуществления процессов
Так, демонстрационный эффект ЕС стимулировал страны Центрально-Восточной Европы к подаче заявок на вступление в Евросоюз.
Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение.
Центральной
проблемой международной
Региональная интеграция имеет вполне конкретные цели:
Более
развитые страны, подключая своих
соседей к процессам
Решаются
определенные задачи торговой политики.
Интеграция позволяет выступать
совместно в международных
Исходя
из приведенных целей, следует подчеркнуть,
что в процессе международной экономической
интеграции заложен огромный потенциал
саморазвития, в основе которого лежит
многовариантность использования имеющихся
в стране факторов экономического развития
и их комбинации, а также расширение «поля
деятельности» за счет создания единого
экономического пространства.4
Основные этапы интеграции
Классической классификацией стадий интеграции стала схема Б. Балассы. Он различает пять основных форм интеграции (типов интеграционных соглашений).
ЗСТ – это форма интеграции, при которой ее участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в торговле друг с другом.
В
современном понимании это
Несмотря
на упразднение взаимных торговых барьеров,
страны-участницы сохраняют
Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы, и, соответственно, препятствующие льготному ввозу товаров из третьих стран.5
Соглашение о создании ЗСТ, как правило основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин (Standstill), в соответствии с которым партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры.
Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие государств-участников ЗСТ, регулирование соответствующей области деятельности происходят без создания постоянно действующих наднациональных систем управления. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц. Эти решения носят обязательный характер. Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля.
При создании ЗСТ выявился и ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.
Создание
ЗСТ приводит к усилению конкуренции
на внутреннем рынке, что не всегда
оказывает благоприятное
Либерализация
рынка создает серьёзную угрозу
для национальных производителей товаров,
увеличивает вероятность
Возникает
также опасность закрепления иностранных
компаний в промышленных структурах «страны
пребывания».6
На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами государств, в него входящих.7
Таможенный союз представляет собой более продвинутую, более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру.
Страны-участницы таможенного союза также могут использовать внешний тариф на какой-либо товар выше или ниже средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры.
Функционирование
таможенного союза требует
Таможенный союз с экономической точки зрения достаточно логически завершенная форма. В то же время, ограничиваясь сферой международной торговли, он таит в себе внутренние противоречия, развитие которых неизбежно порождает потребность в переходе к более сложным формам торгово-экономических союзов.9
В добавлении к имеющимся преимуществам в рамках таможенного союза эта форма интеграции предполагает устранение препятствий для свободного перемещения в рамках стран-участниц всех факторов производства.
Свободное перемещение факторов производства внутри определенной группировки ряда стран должно способствовать более рациональному использованию совокупных ресурсов, развитию разделения труда, специализации производства, оптимизации производственных структур и полному использованию фактора экономии от увеличения масштабов производства. 10
Необходимо обозначить и следующие задачи, решаемые при создании единого или общего рынка: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает поворот к интересам и нуждам непосредственного потребителя, ориентацию на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обуславливают и согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушение норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределяется необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных механизмов управления и контроля.
В конечном итоге, строительство единого рынка должно завершаться созданием экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени – экономическому союзу (ЭС). 11