Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:40, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение проблем связанных с расширением Европейского Союза и перспектив его последующего развития.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю расширения ЕС
- провести анализ современных тенденций расширения ЕС
- выявить последствия присоединения к ЕС новых государств для экономик стран Евросоюза;
- оценить перспективы дальнейшего расширения ЕС.
- Принятие решений. Новое государство-член ЕС должно подчиняться институтам, ответственным за принятия решений по ЕС. В частности это Европейский Совет и Европейский Парламент. Существующие законы, относящиеся к количеству мест (в Европарламенте) и голосов (в Европейском Совете) по каждой стране и касающиеся процедуры голосования для принятия решений, изложены в Ниццинском Соглашении.
Соглашение, устанавливающее Конституции для Европы включает новые законы по принятию решений. После непринятия Конституции после проведения референдумов во Франции и Нидерландах в 2005 году до сих пор не ясно до конца, будут ли изменены некоторые положения, а если и будет, то где.
Правила Ниццинского Соглашения имеет силу на момент вступления Турции, поэтому государству будет необходимо получить такое же количество голосов в Европейском Совете, как и Германии, Соединенному Королевству, Франции и Италии. Если будет приято Соглашение по Конституции в ближайшее время, то политическое влияние Турции может быть еще больше, потому как положения Конституции указывают на зависимость количества мест в Совете от численности населения государства. Турция с популяцией более или менее совпадающей по численности с германской, получит больше голосов чем Франция, Италия и Англия.
Европейский Валютный Союз: Полное членство в ЕС включает в себя и членство в ЕВС. Верно, что такие «старые» участники Союза как Дания, Швеция, Англия не входят в ЕВС, но для новых стран-участниц это непозволительная роскошь.
В любом случае Турции придется пройти различные ступени на пути к этому подобно тем, которые уже прошли нынешние члены ЕС, прежде чем они стали еще и членами ЕВС. То есть нахождение в составе ЕС не означает также и автоматическое присоединение к ЕВС, а лишь необходимость и возможность принятия мер по соответствию определенным критериям.
Вхождению Турции в ЕС также препятствуют ситуация с Кипром.
Кипр разделен по национальному признаку с 1974 г после вторжения Турции, которая с тех пор оккупирует 37% территории на севере острова. Правительство Республики Кипр санкционировало начало поисковых работ на шельфе, однако Турция выступила резко против этого. В конце мая нынешнего года Турция вновь заявила, что не позволит начать работы по разведке нефтегазовых месторождений у берегов Кипра, и пригрозила направить в этот район военные корабли для защиты своих интересов.
Кипрская проблема могла бы быть решена только совместными усилиями Греции и Турции. Однако между Грецией и Республикой Кипр с одной стороны, Турцией и никем, кроме Турции, непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК), с другой, постоянно наблюдаются непреодолимые разногласия. Наиболее значимая дискуссия затрагивает военно-стратегический аспект кипрской проблемы. Греческая сторона придерживается позиции демилитаризации острова, турецкая же сторона придерживается противоположной позиции. Особенность Кипра заключается в том, что остров находится всего в 40 милях от анатолийского берега. Кипр прикрывает «уязвимое подбрюшье» Турции. Исходя из этого Турция разместила на территории ТРСК (Турецкой Республики Северного Кипра) необходимые вооруженные силы на случай каких-либо осложнений. Они, вместе с тем, гарантируют безопасность населения ТРСК, что необходимо с учетом истории острова, взаимоотношений греческой и турецкой общин, хотя определенные меры и предусмотрены ООН с целью недопущения конфликта. Разногласия между общинами на Кипре заключаются в том, что греки высказываются за объединение острова, турки – сторонники федерации двух независимых государств. В начале декабря 2007 г. министр иностранных дел Греции обратил внимание на то, что в ТРСК размещены 35 тыс. турецких солдат, повторив греческий тезис об объединении Кипра и отклонив, таким образом, турецкий тезис о федерации двух независимых государств. Кипрская проблема, несмотря на некоторые послабления в отношениях между общинами, остается весьма тяжелой, тем более что два члена ЕС – Греция и Республика Кипр имеют возможность заблокировать принятие Турции в ЕС, оказывая, тем самым, давление на Турцию. Характерно, что Республика Кипр была принята в ЕС без ее турецкой части, не имеющей международного признания[10].
В документе ЕК (Европейской Комиссии) подчеркивается, что Турция продолжает оказывать свою поддержку переговорам, продолжающимся на Кипре под наблюдением ООН. Но при этом оговаривается, что от Турции ожидаются дальнейшие шаги, направленные на создание благоприятной атмосферы для всеобъемлющего разрешения кипрской проблемы.
Следует отметить, что кипрский вопрос, согласно последнему докладу ЕК, представляет собой исключение из успешной зарубежной дипломатии Турции. Основная критика авторов доклада направлена на то, что турецким правительством все еще не разработан протокол по адаптации к заключенному ранее договору, который предусматривает открытие турецких портов и распространяет Таможенный союз с Евросоюзом на все новые страны-члены ЕС, включая греческую часть Кипра.
На сегодняшний день открыты лишь 10 из 35 глав, по которым должны быть достигнуты соглашения. Восемь остаются заблокированными из-за непризнания Турцией Республики Кипр и отказа открывать свои порты для воздушных и морских судов Кипра.
Таким образом, прежде чем начать более интенсивный прогресс в переговорах о вступлении, Турции необходимо полностью выполнить свои обязательства в рамках Таможенного союза с ЕС и достичь прогресса по нормализации отношений с Кипром.
Хорватия
Хорватия подала заявление на членство ЕС в 2003 году, и Европейская комиссия рекомендовала государство к статусу официального кандидата в начале 2004. Статус кандидата был присвоен Европейским советом в середине 2004, и дата начала переговоров, изначально назначенная на начало 2005 года, была отодвинута до октября того же года. Следуемый за началом переговоров 3 октября 2005 процесс проверки 33 разделов законодательства был завершён 18 октября 2006. Переговоры были задержаны на 10 месяцев из-за пограничного спора со Словенией, но в сентябре 2009 представители Словении сообщили, что готовы снять свои возражения против вступления Хорватии, договорившись решить конфликт при помощи международных посредников[7].
Рассмотрим проблемы с которыми столкнулась Хорватия на пути в ЕС.
С момента распада Югославии Хорватия добилась наилучших после Словении результатов в восстановлении страны и надеется стать второй бывшей югославской республикой, вступившей в Союз. Даже несмотря на войну, экономические показатели страны намного лучше, чем у болгар и румын, и не уступают уже принятым в ЕС Словакии и Латвии.
Но все испортил политика. В годы правления первого президента страны Франьо Туджмана руководящие посты занимали почти исключительно его родственники и друзья. В стране воцарился жёсткий авторитарный режим, у оппозиции практически не было шансов на достойное место в политической жизни. После смерти Туджмана Хорватию возглавил последний глава единой Югославии Стипе Месич, который значительно приблизил страну к западным стандартам, заявил о курсе на вступление в ЕС и НАТО и при этом призвал сделать всё, чтобы бежавшие из страны сербы вернулись в свои дома. Он сам подал согражданам пример и съездил в Гаагский трибунал по бывшей Югославии, где дал показания. Он публично признал, что хорваты повинны в преступлениях против сербов, и начал выдавать суду хорватских военных преступников.
Но помимо этого существовало и другое препятсятвие на пути к ЕС. Уже десятки лет гастарбайтеры из бывшей Югославии, и, прежде всего, именно хорваты, наводняют страны Западной Европы в поисках работы. Так, по последним данным, число хорватов, работающих в Германии, превышает 300 тыс. человек, в Австрии — 150 тысяч, в Швеции — 100 тысяч, в других странах "Старой Европы" - также сотни тысяч. В сознании европейцев Хорватия отождествляется с "балканизацией" - нестабильностью, межнациональными конфликтами, бедностью и преступностью[9].
На сегодняшний день на переговорах о вступлении Хорватии в Евросоюз проделан значительный прогресс, они вступили в завершающую стадию.
Чтобы стать членом ЕС, Хорватии необходимо завершить переговоры по 35 "главам" приведения национального законодательства и политики в соответствие с требованиями ЕС. С момента начала переговоров о вступлении согласование 24 разделов acquis communautaire уже завершено. К концу марта 2011 года Хорватия планирует осуществить согласование еще 11 разделов. Таким образом, у Хорватии есть возможность завершить переговоры о членстве в ЕС в июне 2011 года, во время председательства Венгрии в ЕС[11].
Исландия
Исландия подала заявку на членство в союзе вследствие экономического спада из-за мирового финансового кризиса.
До этого отношения с ЕС определялись
её членством в Европейской
Вопрос о переговорах был поставлен на голосование в парламенте Исландии в июле 2009 года и утвержден (без проведения референдума о начале переговоров) с небольшим перевесом 16 июля 2009 года. Заявка шведскому председательству в совете ЕС, датированная тем же днём, была принята к рассмотрению в совете 27 июля. 8 сентября Еврокомиссия послала Исландии список из 2500 вопросов, касающихся выполнения страной критериев вступления и степени соответствия праву ЕС, ответы на которые были присланы 22 октября 2009 года. 9 ноября был выбран главный представитель для предстоящих переговоров, Стефан Хаукур Йоханессон, посол Исландии в Бельгии. В феврале 2010-го европейский комиссар по вопросам расширения рекомендовал Совету ЕС начать переговоры с Исландией, после чего 17 июня 2010 стране был присвоен статус кандидата[7].
27 июля 2010 года Исландия начала
официальные переговоры о
По предварительной информации, переговоры с Исландией могут быть завершены в рекордные сроки. И уже к началу 2012 года эта страна может стать 28-м членом Евросоюза.
Македония
Македония стала соискателем членства в Союзе 22 марта 2004 года. 9 ноября 2005 Европейская комиссия рекомендовала страну к статусу кандидата. 17 декабря лидеры стран ЕС, следуя рекомендации, официально присвоили стране запрашиваемый статус, но дата начала переговоров на сегодняшний день не определена[7].
Эта бывшая югославская республика провозгласила одним из своих приоритетов сближение ЕС с регионом, получившим на брюссельском жаргоне наименование Западные Балканы – проще говоря, бывшая Югославия плюс Албания.
Но на пути Македонии в ЕС обеим сторонам нужно решить две специфические проблемы. Первая связана с названием страны. Ее нынешнее официальное наименование – Бывшая югославская республика Македония. Дело в том, что соседняя Греция считает слово «Македония» исконно греческим и не признает аналогичное название соседнего славянского государства. Со стороны Македонии были сделаны некоторые уступки. Она отказалась от некоторых элементов своей национальной символики (греки тоже считали их исконно греческими), однако проблема пока не решена. В 2008 году Греция заблокировала ее прием в НАТО. Без решения проблемы названия греческое правительство грозит заблокировать и ее вступление в ЕС. Чтобы Македония беспрепятственно смогла войти в ЕС, необходимо будет урегулировать эту проблему в приемлемом виде для Греции, которая не первое десятилетие входит в состав Союза[8].
Вторая проблема сложнее и критерии
ее решения более расплывчатые. Речь
идет об албанском меньшинстве, составляющем
четверть населения Македонии. В 2001
году противостояние между двумя
общинами республики вылилось в открытые
столкновения, но тогда удалось погасить
активную фазу конфликта путем признания
многонационального состава государства.
Это зафиксировано в так
Сейчас Страна продолжает в достаточной мере выполнять политические критерии, поэтому Европейская Комиссия подтвердила свою прошлогоднюю рекомендацию об открытии переговоров о вступлении страны в ЕС. Поскольку для начала переговоров требуется единогласное решение государств-членов ЕС, существенным вопросом остается решение о названии страны, которое должно стать результатом переговоров и быть приемлемым для всех сторон.
Черногория подала заявку на членство в ЕС в середине декабря 2008 года.
1 мая
Черногория получила статус
Сербия также является потенциальной страной-кандидатом на вступление в ЕС. Она подала заявку в 2009 году. 19 декабря 2009 года были отменены визы для граждан Сербии, а также Македонии и Черногории для поездок в страны Шенгенской зоны. Таким образом, около 10 миллионов граждан из трех стран бывшей Югославии теперь могут свободно въезжать в большинство стран ЕС и перемещаться по этой части континента. 22 декабря президент Сербии Борис Тадич посетил Стокгольм, где вручил премьер-министру Швеции Фредерику Рейнфельдту официальную заявку на прием его страны в ЕС. В данном случае речь идет не просто о подаче просьбы о приеме в Союз очередной небольшой страны, а о символическом завершении длительного политического цикла на беспокойных Балканах.
25 октября 2010 года Совет Министров
ЕС по общим вопросам
Албания подала заявку на вступление в ЕС в 2009 году. Еврокомиссия рекомендует начать переговоры о вступлении, если будет зафиксировано продвижение в ряде ключевых областей, о которых говорится в заключениях Комиссии[7].
Что касается Боснии-Герцоговины, а также Косово, то эти страны еще не подали заявки на вступление в ЕС. Европейский Союз поддерживает усилия Косово по реализации своей европейской перспективы. В январе 2010 года ЕС начал диалог по Процессу стабилизации и ассоциации. Еврокомиссия также будет способствовать участию Косово в соответствующих программах ЕС. Боснии-Герцоговине дальнейшему продвижению в ЕС мешает отсутствие общей позиции политических лидеров относительно вектора развития государства.
Информация о работе Европейский союз и перспективы его последующего развития