Европейский союз и перспективы его последующего развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение проблем связанных с расширением Европейского Союза и перспектив его последующего развития.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю расширения ЕС
- провести анализ современных тенденций расширения ЕС
- выявить последствия присоединения к ЕС новых государств для экономик стран Евросоюза;
- оценить перспективы дальнейшего расширения ЕС.

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЕС 1 ВЭД.docx

— 92.15 Кб (Скачать)

Введение

За последние десятилетия в  мире активизировались интеграционные процессы, развивающиеся в разных регионах и охватывающие различные  сферы  отношений государств, важную роль в развитии этих процессов играют  международные организации, которые  содействуют сотрудничеству  государств в сфере осуществления ими суверенных прав.

Такая международная организация  как Европейский Союз привлекает  особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского  дома. Основное отличие ЕС от других организаций состоит, прежде всего, в  глобальности поставленных задач и в комплексном подходе к их решению.

ЕС прокладывает путь к интеграции государств в экономический и политический союз. Европа - самый многосторонне организованный регион мира. Достижение успеха в области политического объединения этого региона может привести к созданию единой структуры, объединяющей 450 млн. человек, которые будут жить в условиях демократии и иметь высокий уровень жизни. Такая Европа неизбежно станет мировой державой. Она также служит трамплином для дальнейшего продвижения демократии вглубь Евразии.

Актуальность темы курсового исследования связана с тем, что сегодня Европейский Союз стоит перед новым и очень важным периодом своего развития. Его современную повестку дня можно свести к следующим положениям.

Во-первых, расширяясь на новые страны, ЕС, фактически, становится универсальной  европейской организацией. После  начавшегося расширения лишь немногие европейские государства останутся  за его пределами.

Во-вторых, расширение ЕС ставит проблему институциональной реорганизации  Союза, которая повлияет, как на перестройку  самих институтов Сообществ (изменение  соотношения компетенций между  ними), так и на все уровни политики (коммунитарный, союзный и национальный), проводимые этими институтами и странами-членами ЕС. Для этого необходимо прояснить компетенции институтов Союза и его стран-членов, упростить сложную и зачастую непонятную простому европейцу систему основополагающих договоров Сообществ и «опорную» конструкцию самого Союза.

В-третьих, ЕС и составляющие его  страны стоят перед дилеммой, оставаться ли и дальше Европейскому Союзу престижной и влиятельной международной  организацией или стремиться к становлению  ЕС как полноценного международного деятеля, развивая его внешнюю и оборонную политику и, несмотря на расширение, углубляя интеграционные процессы.

Учитывая отмеченные обстоятельства, исследование указанных проблем  представляет несомненный научный  и практический интерес.

Не случайно проблемы, связанные  с расширением Евросоюза, превращением его в один из крупнейших в мире рынков, в последние годы стали  объектом исследований как зарубежных, так и отечественных экономистов.

Целью моей курсовой работы является изучение проблем связанных с  расширением Европейского Союза и перспектив его последующего развития.

В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:

- рассмотреть историю расширения  ЕС

- провести анализ современных  тенденций расширения ЕС

- выявить последствия присоединения  к ЕС новых государств для экономик стран Евросоюза;

- оценить перспективы дальнейшего расширения ЕС.

 

Для написания данной работы мною была использована как научная литература, так и различные интернет-ресурсы. В частности, официальный сайт Европейского Союза и интернет-журнал «Вся Европа.ru».

 

 

 

 

 

 

I. История создания ЕС

1.1 Предпосылки создания Европейского Союза

Идея создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с кровопролитными  конфликтами в истории европейского континента. Первые проекты объединения  Европы относятся к XIII-XV вв. и принадлежат французскому королевскому прокурору П. дю Бую и чешскому королю Й. Подебраду. Подобные же проекты предлагали англичане У. Пенн и Дж.  Беллер, французы Ш.де Сен-Пьер и В.Гюго, великий немецкий философ И.Кант и многие другие. В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р. Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел Франции А. Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на 2 лагеря; началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война.

В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:

- в Западной Европе они привели к созданию различных объединений западноевропейских государств, нередко под эгидой США;

- в Восточной Европе появились свои объединения, в свою очередь, под руководством в лице СССР.

Противостояние между этими  двумя лагерями привели к созданию военно-политических организаций, например, Западноевропейского союза (на основе Брюссельского пакта 1947 года), вошедшего в НАТО в 1949 году, а также политической организации Варшавского договора. К сожалению, различные пути интеграции основывались на различных принципах, что и сыграло определяющую роль в их судьбе, как на Западе, так и на Востоке.

На Востоке Европы ни ОВД, ни СЭВ  не выдержали проверки временем. Сам  интеграционный процесс на Востоке  развивался в рамках прямого принуждения, нередко в виде военной силы. Вместе с крушением тоталитаризма эти  интеграционные объединения распались  и прекратили свое существование.

Западные государства пошли  по следующему пути: кто не признает демократические ценности, тот остается за рамками интеграционных образований; чтобы вступить в Союз, надо доказать, что государство разделяет ценности и нормы в рамках Европейского права.

Если исторические предпосылки  после второй мировой войны как на Западе, так и на Востоке были примерно одинаковы, то формы, способы и приемы объединения, направленность интеграционных процессов - различны. На Западе идея создания военно-политического союза не была конечной целью интеграции; уже к началу 50-х годов возникла потребность в решении ряда новых проблем. С одной стороны - необходимость противостоять угрозе со стороны СССР, с другой - американское противостояние. Все это непременно сказалось на особенностях интеграции на европейском континенте.

 

1.2. Этапы формирования ЕС

Первой этапом многостороннего западноевропейского взаимодействия в хозяйственной области стало подписание в 1951 году Парижского Договора о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В его основе лежала выдвинутая в трудные послевоенные годы французским политическим деятелем Жаном Монне и министром иностранных дел Франции Робером Шуманом идея об объединении угольной и сталелитейной промышленности Германии и Франции под контролем наднационального органа. В ЕОУС первоначально вошли Франция, ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург и Италия.

Объединение было наделено статусом самостоятельного юридического лица, обладающего правоспособностью  в международных отношениях. Для  управления им создавалась система  институтов, основная схема которых  была впоследствии воспринята Европейским  экономическим сообществом (ЕЭС).

В рамках ЕОУС отменялись импортные  и экспортные пошлины, всяческие  количественные ограничения, субвенции  и другие дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. В торговле со странами, не входившими в Общий рынок угля и стали, были введены единые пошлины на импорт данных товаров. Наднациональный Высший руководящий орган (la Нuate Autorite), состоявший из независимых представителей стран Сообщества осуществлял общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации и перестройки этих отраслей экономики. Его решения были обязательны для всех стран-участниц и всех предприятий данного сектора. Но его деятельность координировалась с другими общими органами и прежде всего с Советом Министров, где при принятии решений страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм в особенности.

Несмотря на множество противоречий и ограниченную сферу деятельности, ЕОУС, безусловно, явился примером успешных связей. Центр европейской тяжелой  промышленности, сконцентрированный в  Рурском бассейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии, перестал быть постоянным источником войн и конфликтов и превратился в место, где развивался процесс сотрудничества и прогресса. Институциональные инновации, которые принесла деятельность ЕОУС, также явились положительным моментом. Процесс международного сотрудничества в рамках данной организации, усилил веру в объединение Европы и открыл путь для целой серии новых инициатив в области европейской интеграции.

Второй этап (конец 50-х – начало 70-х годов) по праву называется “золотым веком” в истории Сообщества. В  марте 1957г. те же шесть стран (“шестерка”), а именно: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписывают два Римских договора о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС; его второе официальное название “общий рынок”) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Последний был создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность, касаясь совместного развития производственной кооперации и НИОКР в области атомной энергетики.

Договор о создании Европейского экономического Сообщества имел особое значение. Он отличался  комплексным многосторонним подходом к хозяйственному взаимодействию стран-членов, идеей расширения экономической  интеграции путем создания общего рынка, в рамках которого происходит “свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов”. Договор о ЕЭС был тщательно  проработан, это весьма объемный документ, состоявший из 275 статей, разделенных  на разделы и главы, включавший несколько  приложений.

Непосредственными целями ЕЭС (“общего  рынка”) были определены:

- постепенное снятие всех ограничений  в торговле между странами-членами;

- установление общего таможенного  тарифа в торговле с третьими  странами;

- ликвидация ограничений для  свободного перемещения капиталов,  людей, услуг;

- проведение общей политики  в области сельского хозяйства  и транспорта;

- унификация налоговых систем;

- установление правил конкуренции  “на общем рынке”;

- сближение законодательств стран-участниц;

- разработка принципов согласования  экономической политики и др.

Римские договоры, приведшие к созданию новых сообществ, предусматривали  формирование общей политики по отдельным  направлениям и передачу государствами  некоторых суверенных прав общим  наднациональным органам. Представители Великобритании, будучи не согласны со столь глубоким типом хозяйственного и политического взаимодействия, еще на стадии подготовки договоров отказались от участия в межправительственных переговорах с “шестеркой”. В октябре 1956г. Лондон заявил о том, что Соединенное Королевство предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. была подписана Стокгольмская Декларация, согласно которой “семерка” других европейских стран: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Таким образом, практически параллельно в Западной Европе стали развиваться два типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран[5].

Реализация положений Римского договора на первом этапе шла весьма успешно, согласованно и без особых трудностей. И уже к 1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз. Были ликвидированы торговые ограничения  во взаимной торговле стран-участниц и  установлен единый таможенный тариф  по отношению к третьим странам. Начала проводиться активная политика в ЕЭС в области конкуренции. Осуществлялась гармонизация стандартов и технических норм, координация  хозяйственного законодательства, в  частности акционерного. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс  превращения национальных монополий  стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов  и рабочей силы в ЕЭС.

Крупным событием этого периода  стала Единая сельскохозяйственная политика (ЕСХП) на уровне Сообщества, становление “аграрной Европы”.

Аграрный сектор – одна из сфер самой активной деятельности органов  ЕС. В 50-е годы сельское хозяйство  “шестерки” значительно отставало  по техническому уровню и эффективности  от других сфер экономики. С образованием «общего рынка» встала задача модернизировать  сельское хозяйство, включить его в  интеграционный процесс, создать наднациональный  механизм регулирования данной сферы, заменить национальные системы аграрного протекционизма единой общеевропейской системой. Римский договор 1957г. в отличие от других направлений интеграции детально обозначил основные принципы проведения ЕСХП, ее цели и задачи, пути финансирования совместных мероприятий.

Единая сельскохозяйственная политика основана на трех фундаментальных принципах.

Во-первых, это единство рынка. Во-вторых, это преференции в отношении  товаров из Сообщества (этот принцип  защищает «общий рынок» сельскохозяйственной продукции от дешевого импорта и  гарантирует доходы фермеров). Третьим  принципом единой сельскохозяйственной политики является принцип финансовой солидарности. В соответствии с этим принципом все государства ЕЭС  несут бремя единой аграрной политики. В 1962 году был создан Европейский  фонд ориентации и гарантирования сельского  хозяйства (ФЕОГА) с целью подтянуть  уровень развития, концентрации и  специализации производства, накопления капиталов до уровня промышленности. В соответствии с целевым назначением  средства ФЕОГА распределяются по двум основным разделам: гарантирования и  ориентации. 90% средств ФЕОГА –  фонд гарантирования – используются для поддержания единых сельскохозяйственных цен, введенных с 1962 года, а также  для субсидирования экспорта аграрной продукции Сообщества, занимающего  второе место после США. Около 75% средств ФЕОГА затрачивается  на поддержание стабильности рынков молочной продукции, сахара и зерновых.

Информация о работе Европейский союз и перспективы его последующего развития