Дипломатия Туркменистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:58, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день, когда обостряется борьба за энергоресурсы, когда многие страны проявляют повышенный интерес к беспрепятственному доступу к энергоресурсам для развития своих экономик, Центральная Азия превратилась в пространство столкновения интересов США, ЕС, РФ, КНР, Индии и ИРП.
В этих условиях актуальным представляется изучение и анализ внешней политики Туркменистана, как государства, занимающее 4 место (после РФ, ИРИ и Катара) в мире по запасам природного газа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
МЕСТО И РОЛЬ ТУРКМЕНИСТАНА В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ В XXI ВЕКЕ И ЕГО НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ.
Теоритическое обоснование темы
Элементы национальной мощи

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРКМЕНИСТАНА.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ ТУРКМЕНИСТАНА
Сотрудничество в рамках международных организаций:
- ООН
- СНГ
- ОБСЕ
Туркмено-узбекские отношения

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДИПЛОМАТИИ УЗБЕКИСТАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ТУРКМЕНИСТАН - Ахмедова.docx

— 76.67 Кб (Скачать)

Так, в рамках обеспечения  безопасности в 2007 году в Ашхабаде был  открыт Центр ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии.

В рамках инициативы энергетической безопасности была принята Резолюция  ГА ООН «Надежный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества», в апреле 2009 года в Ашхабаде была проведена международная конференция по этому вопросу. Введены в эксплуатацию новые газопроводы Туркменистан – КНР и Туркменистан – Иран. Реализуется проект газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия.

По транспортным коммуникациям -  введена в эксплуатацию ж/д Туркменистан – Афганистан.

Что касается вопросов экологии и изменении климата, то здесь  стоит отметить, что 3 марта 2010 года в Ашхабаде подписан Меморандум о  взаимопонимании между ООН и  Исполнительным комитетом Международного фона спасения Арала. Также принята  Национальная стратегия Туркменистана  по изменению климата.

В 2010 году Туркменистан был  избран Председателем Специальной  программы для стран Центральной  Азии (СПЕКА), которая реализуется  под эгидой региональных экономических  комиссий Организации Объединенных Наций, а также вице-председателем  Бюро Комитета по устойчивой энергетике Европейской экономической комиссии ООН. Кроме того, он вошел в состав Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), что стало важным фактором активизации сотрудничества с Международной группой по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) и другими соответствующими организациями.27

 

Туркменистан выступает  активным участником регионального  и межрегионального экономического сотрудничества. По инициативе Туркменистана в настоящее время реализуются крупномасштабные межрегиональные проекты в энергетической, транспортной, коммуникационной сферах, призванных дать толчок ускоренному экономическому развитию стран региона.28

Сотрудничество  с СНГ.

Концептуальные положения  участия Туркменистана в СНГ основаны на фундаментальных принципах внешнеполитического курса Туркменистана как государства, обладающего статусом постоянного нейтралитета. С учетом своего нейтрального статуса Туркменистан в составе СНГ не может принимать участия в военных и правоохранительных объединениях, а также в органах и структурах с надгосударственными полномочиями. 

Этим объясняется то, что на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о выходе из состава постоянных членов Содружества, объявив о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена».

Также, одна из причин выбора в пользу ассоциированного членства — чисто экономическая. Промышленность Туркменистана, сделавшая ощутимый рывок за последние годы, все-таки еще не в полной мере способна выдерживать серьезную конкуренцию.29

Нужно сказать, что с момента  основания СНГ Туркменистан де-факто  не был полноправным его членом, поскольку, в отличие от других республик, не подписывал его уставных документов, а  президент Туркмении, как правило, не принимал участия и в саммитах СНГ.

В настоящее время Туркменистан рассматривает сотрудничество со странами СНГ как одно из направлений своей внешней политики и строит свои отношения с государствами Содружества, исходя из сложившихся добрых традиций дружбы, взаимного уважения, равноправного и взаимовыгодного партнерства. На данный момент Туркменистан развивает сотрудничество со странами СНГ в области торговли, энергетики, транспорта, связи и телекоммуникаций, сохранения научно-образовательного, культурного и гуманитарного пространства, укрепления и развития сотрудничества и обеспечения мира, безопасности и стабильности. Страны СНГ и Туркменистан связаны газом (транзит туркменского газа и совместные поставки российско-туркменского газа на Украину и в другие страны).30

Участники саммита Совета глав государств СНГ, которой проходил в Душанбе (Таджикистан) поддержали предложение Президента Туркменистана провести следующее заседание Совета СНГ в Ашхабаде в первой декаде ноября 2012 года.

Кроме того, было принято  решение, что с 1 января 2012 года председательство в органах СНГ примет Туркменистан. В рамках своего председательства в СНГ на 2012 год, Туркменистан намерен провести в ряд практических мероприятий с участием представителей правительств стран СНГ, в числе которых конференции по вопросам энергетики, Форум творческой и научной интеллигенции, крупные спортивные соревнования, и сосредоточить усилия на развитии больших проектов в области транспорта и связи.

Туркменистан также намерен  в период председательства в 2012 году приложить все усилия для успешной совместной работы государств-участников СНГ в рамках Содружества как  в плане реализации уже имеющихся  договоренностей, так и в плане  разработки программ развития сотрудничества.31

Сотрудничество с ОБСЕ.

Туркменистан вошел в  состав ОБСЕ в 1992 году. В сотрудничестве ОБСЕ и Туркменистана важно отметить схожесть основополагающих принципов в международных отношениях.

В Ашхабаде действует центр  ОБСЕ, деятельность которого направлена, прежде всего, на укрепление регионального  сотрудничества, усиление безопасности границ, борьбу с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия.

Сотрудничество в направлении  обеспечения энергетической безопасности: В мае прошлого года правительством Туркменистана совместно с Бюро координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ и центром ОБСЕ в Ашхабаде была организована международная конференция высокого уровня «Укрепление регионального сотрудничества в Центральной Азии для содействия стабильной и надежной энергетике в Евразии». В марте нынешнего года в Ашхабаде был успешно проведен семинар по энергетической дипломатии.32

В рамках военно-политического измерения: ОБСЕ и Туркменистан сотрудничают в  области усиления безопасности границ и пограничного режима. Центр ОБСЕ в Туркменистане организовал серию обучающих курсов совершенствования профессиональных навыков правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота наркотических веществ.

Развивая гуманитарное направление своей деятельности:  ОБСЕ вырабатывает рекомендации для законодательных органов, судей, работников прокуратуры, следователей, адвокатов, а также студентов юридического факультета по использованию мирового демократического опыта, тем самым оказывая содействие в проведении правовых реформ. ОБСЕ сотрудничает с Туркменистаном, туркменскими СМИ и высшими учебными заведениями, готовящими профессиональных журналистов. Центр регулярно организует практические обучающие курсы, задача которых – совершенствование профессиональных навыков представителей печатных и электронных СМИ Туркменистана.33

 

      1. Туркмено-узбекские отношения

Дипломатические отношения  между Туркменией и Узбекистаном установлены 7 февраля 1993г.

Двумя странами наработана солидная правовая база сотрудничества, регулярные консультации и контакты позволяют оперативно решать все  возникающие вопросы в конструктивном ключе, как и подобает добрым друзьям  и соседям.34

В частности, за период с 1991 года по настоящее время  состоялось 12 визитов на высшем уровне, в том числе 7 визитов Президента Туркменистана в Узбекистан и 5 визитов  Президента Республики Узбекистан в  Туркменистан. В мае 2011 года по приглашению Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова Президент Туркменистана Г.М.Бердымухамедов посетил Узбекистан с официальным визитом.35 

Сотрудничество  двух стран осуществляется практически  по всем направлениям, наиболее плодотворными  и динамично развивающимися являются:

    • Торгово-экономическое сотрудничество.

По итогам 2010 года объем двустороннего товарооборота между Туркменистаном и Узбекистаном приблизился к 200 млн. долл. 

Туркменистан и Узбекистан располагают всеми возможностями для увеличения объемов взаимной торговли и инвестиций, это подтверждают слова И.А. Каримова, который отметил, что «Узбекистан рассматривает Туркменистан как самого близкого, долгосрочного и надежного экономического партнера».36 В рамках торгово-экономическое сотрудничества действует межправительственной туркмено-узбекская комиссия, призванная играть координирующую роль в развитии экономических контактов и практической реализации ранее достигнутых договоренностей.

Узбекистан  экспортирует в Туркменистан услуги, продовольственную продукцию, механическое оборудование, транспортные средства, стекло, черный металл и изделия, изготовленные  из них, оптические приборы, химическую продукцию.

Из Туркменистана  в Узбекистан экспортируются пластмасса и изделия из нее, услуги, минеральные, неорганические химические вещества. 37

На территории Узбекистана действуют 4 СП с участием туркменского капитала, работающих в сфере оказания строительных услуг и производства строительных материалов. В свою очередь, в Туркменистане работает 5 предприятий, созданных при участии узбекских инвесторов.

    • Взаимодействие в нефтегазовой отрасли.

В качестве наглядного примера можно назвать ввод 14 декабря 2009 года в эксплуатацию газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, часть которого прошла по узбекской территории. Реализация этого проекта имеет стратегическое значение  как для Узбекистана , так и для всех стран – его участниц. Общая протяженность трубопровода составляет около 7 тыс. км. При этом на территории Туркмении его длина составляет 184,5 км, Узбекистана 490 км, Казахстана 1300 км и Китая 4500 км. Мощность газопровода составляет 13 млрд. кубометров в год, к 2013 г. ее мощность планируется увеличить до 40 млрд. кубометров.38

    • Сфера транспортной коммуникации

Развитие отношений в  этой сфере обусловлено потенциалом региона. Сегодня через территорию Узбекистана осуществляется транспортировка грузов в Туркменистан, и через территорию Туркменистана - в Узбекистан. Объем принадлежащего Узбекистану и Туркменистану экспортно-импортного груза, перевозимого через территорию двух стран, достигает почти 2,5 миллиона тонн. Коммуникации двух стран выполняют транзитную функцию для третьих государств и приносят определенные доходы и Узбекистану, и Туркменистану.

Следовательно, устойчивое экономическое  развитие немыслимо без создания соответствующих транспортных коммуникаций, открывающих путь на новые рынки. В этом направлении со стороны Узбекистана выдвинут интересный проект, который можно обозначить как транспортный коридор Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар и другие страны Персидского Залива.39

    • Культурно-гуманитарное сотрудничество

Представители Узбекистана и Туркменистана регулярно принимают участие в фестивалях, выставках и форумах, которые организовываются в двух странах, в частности в Фестивале дружбы туркменского и узбекского народов, который проходит ежегодно в Туркменистане.

В настоящее время активно реализуется Программа сотрудничества между Правительствами Туркменистана и Республики Узбекистан в культурно-гуманитарной сфере на 2011-2013 годы., подписанная 20 октября 2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДИПЛОМАТИИ УЗБЕКИСТАНА

Проанализировав все вышеперечисленное  можно смело утверждать, что отношения между Туркменистаном и Узбекистаном носят партнерский и динамично развивающийся характер.

Это во многом обуславливается  общностью или схожестью позиций  обоих государств по большинству актуальных вопросов международных отношений. Узбекистан и Туркменистан, несмотря  на проводимые независимые друг от друга  и самостоятельные внешние политики, едины как в вопросах борьбы с распространением в регионе экстремистской идеологии, деятельностью преступных группировок, занимающихся наркотрафиком, контрабандой оружия, торговлей людьми и другой незаконной деятельностью, так и во всех вопросах, касающихся урегулирования ситуации в Афганистане.

Помимо схожих позиций  в международных вопросах способствуют дальнейшему развитию сотрудничества и такие факторы как экономические дивиденды от реализуемых совместно проектов:

    • Газопровод  Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай.

Эксплуатация этого газопровода  крайне выгодна Узбекистану, поскольку  это принесет значительные доходы за транзит, а также новые рабочие места. Это не только  расширит двусторонние связи с Китаем в сфере энергетики, но и ускорит сотрудничество в сфере телекоммуникаций, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, поставок оборудования, инфраструктурных проектов и по другим направлениям.

    • Транспортный коридор  Узбекистан –Туркменистан –Иран –Оман – Катар.

Еще один выгодный для Узбекистана  проект, с инициативой которого выступил Президент И.А. Каримов.

В чем заключается выгода Узбекистана?

Напомним, что страны ЦА, кроме Туркменистана и Казахстана, не имеют выхода к морю, и следовательно, к основным коммуникационным линиям мирового значения, благодаря которым, многие страны успешно экспортируют свою продукцию на мировые рынки. А такой коридор – решение проблемы географической замкнутости, и возможность  экспортировать свою продукцию на мировые рынки.

Информация о работе Дипломатия Туркменистана