Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:58, курсовая работа
На сегодняшний день, когда обостряется борьба за энергоресурсы, когда многие страны проявляют повышенный интерес к беспрепятственному доступу к энергоресурсам для развития своих экономик, Центральная Азия превратилась в пространство столкновения интересов США, ЕС, РФ, КНР, Индии и ИРП.
В этих условиях актуальным представляется изучение и анализ внешней политики Туркменистана, как государства, занимающее 4 место (после РФ, ИРИ и Катара) в мире по запасам природного газа.
ВВЕДЕНИЕ
МЕСТО И РОЛЬ ТУРКМЕНИСТАНА В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ В XXI ВЕКЕ И ЕГО НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ.
Теоритическое обоснование темы
Элементы национальной мощи
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРКМЕНИСТАНА.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ ТУРКМЕНИСТАНА
Сотрудничество в рамках международных организаций:
- ООН
- СНГ
- ОБСЕ
Туркмено-узбекские отношения
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДИПЛОМАТИИ УЗБЕКИСТАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ДИПЛОМАТИИ
КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ
КУРСОВАЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА»
НА ТЕМУ: «ДИПЛОМАТИЯ ТУРКМЕНИСТАНА»
Выполнила: Ахмедова Майра
Гр: 3-3с-08
Принял: Саипов З.С.
Ташкент 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- ООН
- СНГ
- ОБСЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, когда обостряется борьба за энергоресурсы, когда многие страны проявляют повышенный интерес к беспрепятственному доступу к энергоресурсам для развития своих экономик, Центральная Азия превратилась в пространство столкновения интересов США, ЕС, РФ, КНР, Индии и ИРП.
В этих условиях актуальным представляется изучение и анализ внешней политики Туркменистана, как государства, занимающее 4 место (после РФ, ИРИ и Катара) в мире по запасам природного газа.
Актуальность выбранной темы обуславливается еще и тем фактом, что Узбекистан, наряду с Туркменистаном является крупнейшим добытчиком и экспортером природного газа и нефти в ЦА, что способствует выработки согласованности своих позиций и координации действий двух государств в этой сфере.
В настоящей работе была проведена параллель между внешней политикой Туркменистана и основными положениями либерализма, дана характеристика основным элементам национальной мощи Туркменистана, проведен анализ механизма формирования внешней политики, выявлены основные цели и задачи внешнеполитического курса Туркменистана, а также дана характеристика взаимоотношений между Узбекистаном и Туркменистаном.
Для начала анализа внешней политики Туркменистана представляется целесообразным определиться с научным подходом, способным осветить все аспекты внешнеполитического курса Туркменистана, его формирование, приоритетные цели и задачи. Для этого необходимо обратиться к изучению основных подходов в рамках теории МО.
Применительно к анализу внешней политике Туркменистана наиболее подходящими можно назвать либерально-идеалистический подход.
Итак, раскроем основные положения либерализма.
Представители школы политического идеализма такие как У. Липпман, В. Дин, Т. Кук, Д. Перкинс, Т. Мюррей, рассматривали мировую политику с помощью правовых и этических категорий.
Идеалисты акцентируют внимание на наличии универсальных, общечеловеческих интересов, ценностей и идеалов, неотъемлемых прав человеческой личности.
Политические реалисты настаивают на том, что основные международные процессы представлены конфликтами, идеалисты же говорят о переговорах и сотрудничестве.
Основой убеждений сторонников
либерально-идеалистического подхода
является отказ от признания силовых
и военных средств как
Несмотря на то, что по замечанию Александра Вендта, идеалистическое направление в международной теории межвоенных лет было весьма сильно оболгано, а сам термин "идеализм", начиная с уничтожающей критики Э. Карра (в книге The Twenty Years of Crisis: 1919–1939, первое издание которой увидело свет в 1939 г.), отождествлялся с умиротворенностью, утопизмом и наивностью1, идеализм выдвинул свой альтернативный балансу сил реалистов механизм урегулирования межгосударственных отношений, а именно — механизм коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики.
Концепция системы коллективной безопасности стала наиболее актуальной после окончания холодной войны, когда авторитет политического реализма был серьезно поколеблен. Некоторые из представителей неореализма даже стали называть себя «либеральными реалистами», или же «утопическими реалистами», показывая тем самым готовность к определенному пересмотру ряда положений реалистической парадигмы.2
Идея создания системы коллективной безопасности практически впервые была озвучена в 1918 г., когда американский президент В. Вильсон, сформулировав 14 пунктов послевоенного урегулирования, практически концептуализировал взгляды идеалистов.
Предполагалось, что арбитром межгосударственных споров станет международный политический орган (тогда речь шла о Лиге Наций), наделенный исключительным правом принимать решения о коллективном наказании агрессора. Однако сформированная тогда Лига Наций не справилась с возложенными на нее обязанностями, в частности, оказалась бессильна предотвратить IIМВ. Однако крах Лиги Наций не помешал ведущим государствам мира сформировать ООН.
Итак, в чем же суть концепции системы коллективной безопасности?
Идея системы коллективной безопасности базируется на соображении, что все государства имеют общую цель — мир и всеобщую безопасность, поскольку нестабильность силового баланса сил и войны причиняют государствам огромный ущерб, ведут к бессмысленной трате ресурсов. Агрессия же даже одного государства против другого приносит ущерб всем.3
Силы и средства системы коллективной безопасности, сотрудничество государств (по поддержанию мира, предотвращению и устранению угрозы миру) направлены на сдерживание возможного агрессора, своевременное вскрытие подготовки возможной агрессии и, в случае необходимости, подавлению актов агрессии, обеспечение охраны границ государств-участников, участие в операциях по поддержанию мира и т.д.
Система коллективной безопасности может осуществляться в рамках всеобщей, универсальной международной организации или в рамках региональных организаций и соглашений.
Главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности в рамках всемирной системы коллективной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН. Он является единственным органом ООН, который обладает правом предпринимать от имени ООН действия превентивного и принудительного характера, включая создание международных вооруженных сил. 4
Выбор либерально-идеалистического
подхода обуславливается
География
Туркменистан – государство, которое находится на Юго-западе Центральной Азии. Его также называют "мостом" между Европой, центральной частью России и странами Центральной и Южной Азии. Общая территория Туркменистана равна 488,1 тыс. кв. км.
Туркменистан территориально расположен между горами Хораcана на юге, и высокогорным плато Устюрт и Аральским морем на севере, Каспийским морем на западе и рекой Амударья на востоке. Туркменистан граничит с Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном, Ираном.5
Природные ресурсы
Вариация полезных ископаемых
в Туркменистане очень
Один из важных факторов экономических поступлений в страну является добыча нефти и газа. Сейчас Туркменистан занимает 6-е место в мире по добыче газа.
В стане имеются запасы золота, большие запасы серы, ртути, озокерита, минеральных солей.6
Туркменистан богат минеральными лечебными водами. Но, несмотря на это Туркменистан является вододефицитным государством. Реки страны расположены на периферийных территориях: Аму-Дарья - самая значительная река, Каракумский канал и идущие к бассейну Каспийского моря — реки Мургаб, Теджен, Атрек.
На западе Туркменистан омывают воды Каспийского моря, его недра богаты нефтью и газом. Всего лишь около 3 % площади земли пригодно для земледелия.7
Население
По докладу Amnesty International численность населения составляет 5,1 млн. человек. В стране имеется множество национальностей, но преобладают туркмены -85%, узбеки - 6%, русские - 4%, прочие - 6%.
Интересным является то, что более 3 млн. туркмен проживают за пределами республики, в том числе в Иране - 1 млн. 100 тыс., в Афганистане - 900 тыс., в Ираке - 220 тыс., в Турции - 140 тыс. человек, в Узбекистане - 121,6 тыс., в Китае - 72 тыс., в России - 39,7 тыс. человек.8
Ежегодный прирост населения составляет 24,3. 50% населения люди моложе 30 лет.
По докладу ЦРУ уровень безработного населения составляет 60%.
Военная подготовка
В связи с нейтральным статусом страны численность армии лимитирована. На сегодняшний день туркменская армия состоит из 40.000 человек из них ВМФ, численностью в 2 тыс. человек; имеет в своём арсенале 2.000 самолетов, 1.500 танков Т-72.
Одной из важнейших проблем
Туркменистана в военной
Национальный характер
По мнению многих исследователей, как прошлого, так и настоящего: Туркмены - "...народ уравновешенный, стойкий, рассудительный, не поддающий паническим настроениям. Имеют склонность к сплочению вокруг одной личности - лидера, особенно в критических ситуациях".
Качество правительства
Туркмения - президентская республика. Глава государства — президент, избираемый прямым тайным голосованием сроком на 5 лет.
Необходимо отметить, что ранее в Конституции упоминался орган - Халк маслахаты. Он играл наиважнейшую роль в политической системе Туркменистана. Он правомочен был издавать законы и единственный орган рассматривающий все изменения конституции. Халк маслахаты также называли «четвёртой властью». Орган, который контролировал парламент и правительство, но при этом полностью находясь в руках президента.10
С вступлением на должность президента Гурбангулы Бердымухамедова и с принятием новой конституции в 2008 году функции Халк маслахаты упразднены, он остался как совещательный орган местных органов власти.
Меджлис - Законодательный орган увеличился до 125 членов. Депутаты избираются на 5 лет в одномандатных округах. По новой Конституции в компетенцию меджлиса вошли принятие законов, принятие и изменение Конституции.
Кабинет - министров возглавляет и формирует президент.
Судебная власть не может воздействовать на другие власти и не обладает функцией конституционного контроля.
Отсутствуют правовые механизмы обеспечивающие верховенство Международного Права над внутренним законодательством страны.
В Туркменистане однопартийная система. Партия - Демократическая партия Туркменистана (ДПТ), созданная в 1991 г.
По словам Проклова Аспиранта
ИВ РАН: «В Туркменистане преобладание
государственно-
Качество дипломатии
Если в целом говорить о внешнеполитической деятельности дипломатии, то Туркменистан всегда предпочитал развивать двухсторонние отношения, которые отличаются большей детальностью, проработанностью и ответственностью за исполнение принятых на себя взаимных обязательств.
Приоритетным направлением дипломатии Туркменистана является экономическая дипломатия - экономическое направление внешней политики государств.12
У дипломатии Туркменистана есть ряд проблем, одной из самых важных является нехватка кадров - квалифицированных ученых-международников, опытных дипломатических работников.
Стратегия национальной безопасности
Важно отметить, что как таковой Стратегии Национальной Безопасности у Туркменистана не имеется. Существуют общие положения национальной безопасности.
Для обеспечения безопасности Туркменистан акцентирует усилия на достижении стабильной ситуации в Центральноазиатском и Прикаспийском регионах. Достигнуть этого можно путём партнёрства с ООН и другими международными или региональными организациями. Предлагает выработать совместные модели решения спорных вопросов.