Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 03:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и методы регулирования социально-трудовых отношений Международной организацией труда. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обозначить цели, задачи, функции МОТ, охарактеризовать ее структуру;
выявить механизм и основные направления деятельности МОТ;
определить эффективность деятельности МОТ;
дать оценку сотрудничеству России и МОТ, выявит проблемы и перспективы развития данного сотрудничества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
1.1Создание Международной организации труда…………...………………….6
1.2 Цели, задачи, функции Международной организации труда………………7
1.3 Структура Международной организации труда и ее основополагающие документы…………………………………………………………………………9
2 АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
2.1 Методы работы Международной организации труда……………………16
2.2 Современная политика Международной организации труда…………….21
2.3Эффективность деятельности Международной организации труда……24
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И МОТ
3.1 Проблемы сотрудничества России и Международной организации труда………………………………………………………………………………34
3.2 Перспективы развития сотрудничества России и Международной организации труда……………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………40
Цели
МОТ в сфере занятости
-предоставление
партнерам инструментария, необходимого
для анализа рынка труда и
состояния экономики,
-повышение
занятости путем развития
-оказание помощи женщинам в получении большего числа рабочих мест лучшего качества;
-проведение
действенной политики и
-предоставление
консультаций по проблемам
-принятие или расширение целевых программ для особых категорий трудящихся, таких как молодежь, инвалиды, мигранты и коренные народы, с целью обеспечить им достойное качество занятости.
Поддержка
малых предприятий – ключевой
элемент стратегии МОТ по созданию
новых рабочих мест; ее важным элементом
является реструктуризация предприятий
[5].
Международная организация труда (МОТ) была создана почти 90 лет назад и с тех пор пользуется колоссальным авторитетом в мире трудового права. В 1969 г. Международной организации труда была присуждена Нобелевская премия мира за содействие улучшению условий жизни трудящихся.
По состоянию на июнь 2011г. МОТ приняла 189 международных Конвенций и 201 Рекомендаций. В МОТ состоят почти все государства мира. Тем не менее, очевидно, что без постоянного анализа эффективности работы МОТ она, так же как и любая другая организация, достаточно быстро превратится в бюрократическую машину, обслуживающую исключительно свои собственные нужды [2].
При рассмотрении вопроса об эффективности международных трудовых стандартов следует говорить о двух ее аспектах.
Во-первых, очевидно, что эффективность заключается в принятии международных норм и в контроле за соблюдением государствами-участниками МОТ принятых на себя обязательств по ратифицированным Конвенциям.
Во-вторых, эффективность проявляется в воздействии на национальное законодательство: внутренние законы принимаются с учетом существующих фундаментальных принципов в сфере труда и конкретных международных актов, даже если они не были ратифицированы конкретной страной. Кроме того, организация оказывает консультативную помощь при принятии внутреннего законодательства.
В первом случае влияние МОТ можно «измерить» с помощью анализа количества принимаемых актов, их ратификаций и соответствующей динамики во времени, а также обзора жалоб в адрес контрольных органов и замечаний, сделанных ими. Во втором случае анализ носит более оценочный характер, поскольку точно определить, что именно послужило поводом к принятию того или иного закона или изменению действующего трудового законодательства, достаточно затруднительно [1].
Принятие
международных трудовых стандартов
к настоящему времени существенно
замедлилось по сравнению с ранним
периодом существования Международной
организации труда. Если во времена
«золотого века»
Так, специалисты отмечают, что к 1990 г. было более 2100 существенных стандартов в сфере труда, содержащихся в Конвенциях, и еще около 2500 – в Рекомендациях. Во всех Конвенциях было уже к тому времени более 10 тыс. статей. Даже в странах с большим объемом правовой «зарегулированности» трудно найти такое большое количество норм.
Таким образом, Международная организация труда находится в ситуации «перепроизводства» международных правовых норм.
Помимо большого количества уже действующих норм принятие новых актов затрудняется также существенно возросшим количеством участников международного нормотворчества МОТ. Сразу после окончания Второй мировой войны в МОТ было 52 страны-участницы, большая часть которых имела хорошо развитую экономику. К настоящему времени количество стран – членов МОТ увеличилось более чем в 3 раза, причем в основном это увеличение произошло за счет образования новых независимых государств, ранее бывших колониями. Существенная разница экономических и социальных условий в развитых и развивающихся странах, безусловно, затруднила принятие новых актов, в равной степени применимых и в богатых, и в бедных странах [5].
Кроме
того, от Международной организации
труда потребовалось
Точка зрения о «перепроизводстве» международных трудовых стандартов пользуется существенным влиянием, особенно среди специалистов, представляющих интересы работодателей. Однако видный британский юрист Б. Хеппл с этой точкой зрения не согласен, утверждая, что проблема не в количестве, а в качестве международных трудовых стандартов, в том, что принимаются не те акты, которые необходимы работникам для того, чтобы преодолевать негативные последствия глобализации. В подтверждение своей позиции он говорит о том, что признаком проблем в Конвенциях можно назвать также и то, что большая часть развивающихся стран не ратифицирует Конвенции или не исполняет их положений [7].
Кроме того, представляется, что акцент, который делается самой Международной организацией труда на четырех основополагающих принципах в сфере труда также не способствует появлению новых Конвенций и Рекомендаций [11].
Что касается ратификации конвенций МОТ, то, на первый взгляд, выглядит более оптимистично. На рисунке 2.1 наглядно видны динамика и общее количество ратификаций Конвенций МОТ странами-участницами.
Рисунок 2.1 – Общее количество ратификаций Конвенций МОТ за 2006-2010 г.г.
Из приведенных данных явственно следует, что количество ратифицированных Конвенций ежегодно увеличивается. Кроме того, даже если рассмотреть динамику не общего количества, а ежегодного прироста количества ратификаций, то и она будет выглядеть относительно благоприятно (рисунок 2.2).
Рисунок
2.2 – Количество ратификаций конвенций
по годам
Из рисунка 2.2 видно, что количество ратификаций Конвенций МОТ за последние пять лет не имело явной тенденции к уменьшению.
Известно,
что более богатые страны охотнее
ратифицируют Конвенции МОТ. Во многом
это объясняется тем, что они
также и главные инициаторы принятия
международных трудовых норм. Мотивом
для установления международных
трудовых стандартов для экономически
развитых стран помимо гуманитарных
соображений считается желание
оградить себя от «социального демпинга»
со стороны развивающихся
В значительной степени это объясняется ростом экспорта из более бедных стран, издержки на труд в которых незначительны, а трудовые стандарты низки.
Если
сравнить объем валового внутреннего
продукта на душу населения и количество
ратификаций Конвенций в
Рисунок
2.3 – Отношение ВВП на душу населения к
количеству ратифицированных Конвенций
МОТ
Рисунок 2.3 показывает, что среди наиболее богатых стран с ВВП на душу населения $ 25 тысяч и более самый высокий средний показатель ратификаций – 67,8.
В группе стран с ВВП на душу населения от $ 10 тыс. до $ 25 тыс. (куда входит и Россия) среднее количество ратификаций – 44,05. Если в этой группе не учитывать ближневосточные страны, среднее количество ратификаций также будет больше – 49,2.
Далее, в группе стран с ВВП от $ 5 тыс. до $ 10 тыс. среднее количество ратификаций уменьшается до 42,2, в группе от $ 2 тыс. до $ 5 тыс. – соответственно до 35,8, и в беднейшей группе до $ 2 тыс. на душу населения – 27,1 ратификаций.
Упоминавшееся
экономическое соображение
Государство, опирающееся на дешевый труд, не тратит значительных денежных средств на образование и технические инновации. Даже если экспортируемый предмет труда высокотехнологичен (как, например, труд индийских программистов), это государство обрекается быть либо поставщиком комплектующих для бизнеса, организованного в другой стране, либо экспортером дешевого ширпотреба или сырья для развитых стран. Такая экономика обречена быть вечно «развивающейся», т. е. бесконечно догоняющей и обслуживающей более развитые. Наиболее устойчивый, хотя и не такой быстрый, рост экономики достигается за счет увеличения внутреннего потребления, основанного прежде всего на высоком уровне заработной платы работников.
Попытки
более богатых стран
Последнее
соображение послужило основой
тому, что в течение последнего
десятилетия Международная
Благодаря
концентрации внимания МОТ на упомянутых
фундаментальных Конвенциях они
стали абсолютными
Среди
Конвенций МОТ есть и немало таких,
которые были ратифицированы очень
небольшим количеством
Для
оценки эффективности международных
стандартов труда недостаточно понимания
объемов нормотворчества и
Специалисты разработали систему оценки соблюдения странами – членами МОТ обязательств по ратифицированным Конвенциям. Система основывается на соотношении общего количества ратифицированных страной Конвенций и сделанных этому государству замечаний Комитетом экспертов Международного Бюро Труда по применению Конвенций и Рекомендаций (далее – Комитет экспертов) в связи с их нарушениями. Государства были поделены на пять категорий в зависимости от количества ратифицированных Конвенций: более 80 (14 стран), от 40 до 80 (60 стран), от 20 до 40 (64 страны), от 10 до 20 (24 страны) и менее 10 ратификаций – 12 стран [15].
Информация о работе Деятельность Международной организацией труда