Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 03:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и методы регулирования социально-трудовых отношений Международной организацией труда. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обозначить цели, задачи, функции МОТ, охарактеризовать ее структуру;
выявить механизм и основные направления деятельности МОТ;
определить эффективность деятельности МОТ;
дать оценку сотрудничеству России и МОТ, выявит проблемы и перспективы развития данного сотрудничества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
1.1Создание Международной организации труда…………...………………….6
1.2 Цели, задачи, функции Международной организации труда………………7
1.3 Структура Международной организации труда и ее основополагающие документы…………………………………………………………………………9
2 АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
2.1 Методы работы Международной организации труда……………………16
2.2 Современная политика Международной организации труда…………….21
2.3Эффективность деятельности Международной организации труда……24
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И МОТ
3.1 Проблемы сотрудничества России и Международной организации труда………………………………………………………………………………34
3.2 Перспективы развития сотрудничества России и Международной организации труда……………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………40
Каждый член делегации может выступать и голосовать самостоятельно, что означает, что трудящиеся и наниматели имеют равные права наравне с представителями правительств в вопросах выработки политики и программ МОТ. Их деятельность включает избрание Административного Совета, принятие программы МОТ и утверждение бюджета МОТ, который образуется за счет финансовых средств, предоставляемых всеми государствами – членами МОТ [4].
Международная
конференция труда также
Административный Совет является исполнительным органом МОТ, который руководит ее работой в период между конференциями. Он проводит свои заседания три раза в год в Женеве: в марте, в июне (после Международной конференции труда) и в ноябре. Также как и Международная конференция труда Административный Совет имеет трехстороннюю структуру. В его состав входят 56 полных членов (28 представителей правительств, 14 представителей нанимателей и 14 представителей трудящихся) и 66 заместителей членов (28 представителей правительств, 19 представителей нанимателей и 19 представителей трудящихся).
Административный Совет принимает решения по политике Организации, определяет ее программу и бюджет, которые затем представляют на Конференцию для утверждения. Совет также избирает Генерального директора Международного бюро труда [9].
Международное бюро труда (МБТ) в Женеве выполняет функции постоянного секретариата МОТ, ее штаб-квартирой, исследовательским центром и издательством. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов и т.д.).
Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ. Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся. Руководит Секретариатом Генеральный директор МБТ, избираемый на пятилетний срок с возможностью переизбрания [10].
Административному совету и МБТ в их работе помогают трехсторонние комитеты по основным отраслям экономики. Свой вклад вносят также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, совершенствование методов управления, охрана труда, трудовые отношения, рабочее образование и особые проблемы женщин и трудящейся молодежи.
Периодически проводятся региональные совещания государств-членов МОТ, где рассматриваются вопросы, представляющие особый интерес для данного региона [6].
Деятельность всех органов MOТ определяется и регламентируется ее основополагающими документами. Важнейшие из них следующие:
1. Устав МОТ. В первоначальный текст Устава, принятого в 1919 г., впоследствии были внесены поправки и дополнения, которые не изменили его основного содержания. В его преамбуле изложены в краткой форме причины создания и главные задачи Организации. Затем Устав определяет членство в Организации, порядок приема в нее и выхода, структуру, права и задачи основных органов, порядок назначения, права и обязанности Генерального директора и персонала МБТ, условия сотрудничества с ООН, другими международными и правительственными организациями. Значительное место занимают в нем вопросы определения членских взносов государств-участниц, санкции к неплательщикам, вопросы формирования бюджета и контроль над его расходованием. Определены задачи и порядок разработки международных трудовых норм и обязанности государств по их рассмотрению и выполнению и другие вопросы, связанные с деятельностью Организации [19].
2. Филадельфийская декларация, которая была принята в 1944 г. и определяла цели и задачи работы МОТ после второй мировой войны. Она расширяла задачи деятельности МОТ и стала составной частью Устава. Президент США Франклин Д. Рузвельт, выступивший на Конференции, назвал ее документом «чаяний эпохи, познавшей две мировые войны». Декларация в определенной мере предвосхитила устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека. Она подтвердила основные принципы МОТ, в том числе то, что свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса; нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния.
Далее она обосновала положение Устава о социальной справедливости, записав, что все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства экономической устойчивости и равных возможностей Устав Международной Организации труда и Регламент Международной конференции труда.
4. Регламент Международной конференции труда определяет подробно порядок ее работы. В нем устанавливается состав Конференции, право доступа на ее заседания, порядок избрания руководства Конференции, порядок формирования постоянных и других комитетов и секретариата. Определяются процедуры рассмотрения проектов конвенций, рекомендаций и поправок к Уставу, программы и бюджета, вопросов, включенных в повестку дня для общей дискуссии и прочее [3].
Регламент определяет функции Председателя Конференции и его заместителей, права слова, вопросы прекращения Прений, голосования, кворума, применяемых языков и т.д.
5. Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Эта декларация была принята восемьдесят шестой сессией Международной конференции труда в 1998 г. Необходимость и важность ее принятия определялась тем, что далеко не все страны ратифицировали конвенции, в том числе наиболее важные и базовые. Это значит, что они не приняли на себя и ответственность за их выполнение. В отличие от конвенций декларация, как и устав, обязательна для выполнения всеми странами-членами МОТ [5].
Кроме
того, ее необходимость определяется
глобализацией мировой
Принимая
во внимание, что экономический рост
имеет важнейшее значение, но не
достаточен для обеспечения равенства,
социального прогресса и
-свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
-упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
-действенного запрещения детского труда;
-недопущение дискриминации в области труда и занятий Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации МВТ [16].
Эти принципы заложены в восьми ключевых трудовых нормах МОТ. К ним относятся следующие конвенции:
1. Конвенция №29 о принудительном или обязательном труде (1930 год) предусматривает запрещение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы и труд при чрезвычайных обстоятельствах - во время войны, при пожаре, землетрясениях;
2. Конвенция №87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 год) устанавливает право всех трудящихся и работодателей на создание организаций и вступление в них по своему выбору без получения предварительного разрешения и определяет ряд гарантий свободы из деятельности без вмешательства органов государственной власти;
3. Конвенция №98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949 год) предусматривает защиту от любых дискриминационных действий, направленных против профсоюзов, защиту организаций трудящихся и работодателей от любых актов вмешательства со стороны друг друга и меры по поощрению процедуры ведения коллективных переговоров;
4. Конвенция №100 о равном вознаграждении (1951 год) призывает устанавливать равную плату и пособия мужчинам и женщинам за труд равной ценности;
5. Конвенция №105 об упразднении принудительного труда (1957 год) запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или дискриминации;
6. Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий (1958 год) с целью установления равенства возможностей и обращения призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национального или социального происхождения;
7. Конвенция №138 о минимальном возрасте для приема на работу (1973 год) имеет целью устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования;
8.
Конвенция №182 об устранении нетерпимых
форм детского труда (1999 год) призывает
к принятию немедленных и эффективных
мер с целью запрещения и устранения нетерпимых
форм детского труда, включая рабство
и аналогичную практику, принудительную
вербовку для использования в вооруженных
конфликтах, для занятия проституцией
или в целях порнографии, для какой-либо
незаконной деятельности, а также работы,
которая может причинить вред здоровью,
безопасности и нравственности детей
[4].
В своей работе МОТ использует четыре основных метода:
-развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм);
-разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль над их использованием (нормотворческая деятельность);
-оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем (техническое сотрудничество);
-проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам [8].
Трипартизм — основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей [11].
Нормотворческая деятельность – разработка конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы, и контроль над их применением. В свою очередь конвенция - это международный трудовой акт, который после его ратификации государством-членом является обязательным для выполнения.
Конвенции МОТ разрабатываются по особой схеме. Они принимаются Конференцией, половину членов которой составляют представители правительств, а половину - представители организаций, выражающих интересы предпринимателей и трудящихся каждой страны-участницы. Для принятия Конвенции требуется две трети голосов этого трехстороннего собрания [7].
Рекомендации - это ориентиры при выработке политики, разработке национального законодательства и практических мероприятий в социально-трудовой сфере.
Информация о работе Деятельность Международной организацией труда