Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа
Цель: Изучить цивилизационную теорию Н.Я. Данилевского
Задачи:
Ознакомиться с личностью Н.Я. Данилевского
Выяснить исторические предпосылки возникновения его теории
Проанализировать источники формирования труда Н.Я. Данилевского «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому»
Проанализировать концепцию культурно-исторических типов. Изучить законы культурно-исторического движения. Рассмотреть славянский культурно-исторический тип.
Введение 3
Глава 1. Генезис общественно-политической концепции Н.Я. Данилевского 5
1.1 Краткая биография Н.Я.Данилевского 5
1.2 Исторические предпосылки возникновения концепции Н.Я. Данилевского 7
1.3 Славянофильская традиция в творчестве Н.Я. Данилевского 8
Глава 2. Концепция культурно исторических типов Н.Я. Данилевского 14
2.1 Культурно-исторические типы 14
2.2 Законы культурно-исторического движения 19
2.3 Жизненный цикл культурно-исторических типов 22
2.4 Славянский культурно-исторический тип 24
2.5 Разряды культурной деятельности 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
…Без ненависти и без любви (ибо в этом чуждом мире ничего не может и не должно возбуждать ни наших симпатий, ни наших антипатий), равнодушные и к красному, и к белому, к демагогии и к деспотизму, к легитимизму и к революции, к немцам, к французам, к англичанам, к итальянцам, к Наполеону, Бисмарку, Гладстону, Гарибальди, - должны быть верным другом и союзником тому, кто хочет и может содействовать нашей единой и неизменной цели. Если ценою нашего союза и дружбы мы делаем шаг вперед к освобождению и объединению славянства, приближаемся к Цареграду, не совершенно ли нам все равно: купятся ли этою ценою Египет - Францией или Англией, рейнская граница — французами или вогезская - немцами, Бельгия — Наполеоном или Голландия – Бисмарком?».[3]
Не существует
понятия «общечеловеческой
Данилевский
вводит понятие разрядов культурной
деятельности. Под эти разряды
подпадают все стороны
Какие же стороны
деятельности присущи различным
культурно-историческим типам? Данилевский
дает такой ответ на этот вопрос:
еврейский культурно-
Европейская
наука достигла очень высокого уровня
по сравнению с другими
Славянский
культурно-исторический тип имеет
все возможности для того, чтобы
стать первым четырехосновным культурно-
Какова дальнейшая
судьба славянского культурно-
Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – выдающийся русский философ, социолог, публицист и культуролог; один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма; ученый-естествоиспытатель, практический деятель в области народного хозяйства. Научные интересы Н.Я.Данилевского распространялись на целый ряд естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: ботанику, зоологию, экономику, этнографию, статистику, историю и, естественно, философию истории.
Труд Данилевского был написан в довольно сложный для России исторический период: поражение России в Крымской войне, Парижское мирное соглашение, которое было крайне невыгодным для России, несмотря на то, что русская дипломатия добилась некоторого смягчения условий договора (Россия возвращала Турции Каре; Чёрное море объявлялось нейтральным с запрещением России и Турции иметь там военный флот и арсеналы; провозглашалась свобода плавания по Дунаю под контролем международных комиссий; Россия передавала Молдавии устье Дуная и часть Южной Бессарабии; державы, обязываясь не вмешиваться в дела Турции, гарантировали автономию Сербии, Молдавии и Валахии в рамках Османской империи (что исключало притязания царизма на особое «покровительство» в отношении дунайских княжеств и православных подданных Турции)). В ходе этих событий обнаружилась неприязнь к России практически всех государств Европы. Помимо этого 1860-г.г. были годами надежд в плане внутренней политики. Были налицо факты политического освобождения славян Южной Европы от австрийской и турецкой гегемонии. Фактор национального унижения России играл в трудах Н.Я. Данилевского основную роль.
Если говорить об источниках формирования концепции Н.Я. Данилевского, то тут главное место занимает учение славянофилов. Именно оно наполнило его концепцию содержанием. Что же касается его концепции в целом – а это и охранительский подход к внутренней политике, и отстаивание интересов России в плане внешней политики (его политические статьи), здесь влияние славянофильства оказывается основополагающим.
Основные выводы, вытекающие из книги Данилевского:
Идеи Данилевского
во многом спорны — его оценка культурных
контактов, отрицание существования
единой мировой культуры, перспективы
развития России и призывы к панславизму.
Но сама концепция культурно-
Информация о работе Цивилизационная теория Николая Яковлевича Данилевского