Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа
Цель: Изучить цивилизационную теорию Н.Я. Данилевского
Задачи:
Ознакомиться с личностью Н.Я. Данилевского
Выяснить исторические предпосылки возникновения его теории
Проанализировать источники формирования труда Н.Я. Данилевского «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому»
Проанализировать концепцию культурно-исторических типов. Изучить законы культурно-исторического движения. Рассмотреть славянский культурно-исторический тип.
Введение 3
Глава 1. Генезис общественно-политической концепции Н.Я. Данилевского 5
1.1 Краткая биография Н.Я.Данилевского 5
1.2 Исторические предпосылки возникновения концепции Н.Я. Данилевского 7
1.3 Славянофильская традиция в творчестве Н.Я. Данилевского 8
Глава 2. Концепция культурно исторических типов Н.Я. Данилевского 14
2.1 Культурно-исторические типы 14
2.2 Законы культурно-исторического движения 19
2.3 Жизненный цикл культурно-исторических типов 22
2.4 Славянский культурно-исторический тип 24
2.5 Разряды культурной деятельности 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Генезис общественно-политической концепции Н.Я. Данилевского 5
1.1 Краткая биография Н.Я.Данилевского 5
1.2 Исторические предпосылки возникновения концепции Н.Я. Данилевского 7
1.3 Славянофильская традиция в творчестве Н.Я. Данилевского 8
Глава 2. Концепция культурно исторических типов Н.Я. Данилевского 14
2.1 Культурно-исторические типы 14
2.2 Законы культурно-исторического движения 19
2.3 Жизненный цикл культурно-исторических типов 22
2.4 Славянский культурно-исторический тип 24
2.5 Разряды культурной деятельности 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Актуальность:
Изучение одной из концепций общественного развития непосредственно связано со сферой международных отношений как взаимосвязанной системы. В наше время столкновение цивилизаций составляет главное содержание эпохи. Основным деятелем является цивилизация западная, объединяющая США и ее западноевропейские союзники, которые активно стремятся развивать процесс глобализации, что может привести к исчезновению культурной самобытности многих народов. В свете происходящего труд Данилевского, очевидно, сохраняет свою актуальность в современности.
Цель:
Изучить цивилизационную теорию Н.Я. Данилевского
Задачи:
Анализ литературы:
Основой курсовой работы стал главный труд русского мыслителя«Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», основоположника учения о цивилизациях Николая Яковлевича Данилевского. В своей книге "Россия и Европа" он впервые дал определение цивилизации как главной формы человеческой организации пространства и времени, выражающейся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытные культурно-исторические типы. Каждая цивилизация представляет собой замкнутую духовную общность, существующую в собственной шкале координат. Попытка одной цивилизации навязать другой собственную систему духовных ценностей ведет к катастрофе и разрушению последней. Впервые рукопись напечатана в журнале «Заря» за 1869 год, № 1–6, 8–10, в форме книги – в 1871, 1888, 1889 гг. Следующее издание в сокращенном виде было предпринято лишь в 1991 г., в полном варианте – в 1995 г., после чего труд был уже не раз переиздан.
Также использовались
статьи-отзывы о труде Данилевского
и критика его теории: Бестужев-Рюмин «Теория
культурно-исторических типов», Брындиков
«Николай Яковлевич Данилевский», Пирогов
«Актуальность “Россия и Европа” Николая
Данилевского», Белик. «Критика В.С. Соловьёвым
концептуальных идей Н.Я. Данилевского»
и иные.
Николай Яковлевич Данилевский родился 27 ноября 1822г. в селе Оберец Орловской губернии в дворянской семье. С 1837 по 1842 он обучался в Царскосельском лицее, затем стал вольнослушателем Петербургского университета. В 1847 г. он получил степень кандидата, а в 1849 г. – магистра ботаники. В 1849 г. за связи с петрашевцами был выслан в Вологду, где работал в канцелярии вологодского губернатора. В 1853 г. участвовал в научных экспедициях под руководством К. Бэра, перед которым стояла задача исследования озер и морей России для определения перспектив рыболовства. Данилевским в этот период был собран богатый естественнонаучный материал, использованный им позже, при написании книги «Дарвинизм. Критическое исследование» (1879-1885). Однако как естествоиспытатель он не оказал большого влияния на науку своего времени. Теоретически его больше интересовали философско-исторические и культурологические проблемы. Осенью 1865 г. он начал писать труд, принесший ему впоследствии известность, – «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому». В 1868 г. работа над книгой была закончена, и она была опубликована в журнале «Заря» за 1869-1871гг. В 1871г. было осуществлено первое издание «России и Европы», встреченное публикой весьма прохладно. Однако последующие ее издания разошлись почти сразу, что было обусловлено изменившейся социально-политической атмосферой России 80-х гг. Книга Данилевского с ее попыткой дать ответ на возникшие в русском обществе вопросы о дальнейших судьбах России, ее взаимоотношений с европейским миром, с оригинальной концепцией всемирной истории, перевертывавшей традиционные представления, обрела популярность. Данилевский тем временем продолжал исследование вод европейской части России, а в 1879-1880 гг. был директором Никитского ботанического сада в Крыму.[5]
В 1890 г. вышел
«Сборник политических и экономических
статей», которые были написаны Данилевским
в разные годы и свидетельствовали
о консервативно-монархической
Появление труда "Россия и Европа" и прочих работ Н.Я. Данилевского исторически обосновано. «Россия и Европа» была написана в 1860-х г.г. Это было время после поражения России в Крымской войне, унизительнейшего Парижского мирного соглашения. В ходе этих событий обнаружилась тотальная неприязнь к России практически всех государств Европы.
Помимо этого 1860-г.г. были годами надежд в плане внутренней политики. Были налицо факты политического освобождения славян Южной Европы от австрийской и турецкой гегемонии. Многие политические статьи последующих лет – «Война за Болгарию», «Горе победителям!» были навеяны как раз этими событиями и в не меньшей степени дипломатическим проигрышем России. Вообще фактор национального унижения России играл в трудах Н.Я. Данилевского отнюдь не последнюю роль. Наконец, одной из главных тем трудов Н.Я. Данилевского и основным вопросом, занимающим умы русского общества тех лет, является Восточный вопрос, который Н.Я. Данилевский понимал как «огромный исторический процесс,.. о том, должно ли Славянское племя… оставаться только ничтожным придатком, так сказать прихвостнем Европы, или же в свою очередь приобрести миродержавное значение и наложить свою печать на целый период Истории».
Более того, весь
свой фундаментальный труд «Россия
и Европа» Данилевский
Теоретические
положения трудов Н.Я. Данилевского
формировались из различных источников.
Что касается политической составляющей
его концепции, то тут основополагающим
оказывается влияние
Если говорить о естественнонаучных источниках теории культурно-исторических типов, то существенное методологическое влияние на ее формирование оказали труды Кювье и Бэра. В качестве заключения можно сказать, что творчество Н.Я. Данилевского протекало в уникальном историческом промежутке, когда лоб в лоб столкнулись две враждебные идеологии – традиционного консерватизма и революционного радикализма, когда Россия оказалась в весьма трудном внешнеполитическом положении.
Если говорить
об источниках формирования концепции
Н.Я. Данилевского, то в первую очередь
следует выделить учение славянофилов.
Именно оно наполнило его концепцию
содержанием. Что же касается его
концепции в целом – а это
и охранительский подход к внутренней
политике, и отстаивание интересов
России в плане внешней политики
(его политические статьи), то тут
влияние славянофильства
Славянофилы доказывали, что славянский мир и Россия как его безусловный лидер в силу ее положения в мире призваны обновить Европу своими нравственными и религиозными началами. Н.Я. Данилевский прямо утверждал, что в силу того, что славянский тип моложе западноевропейского, он должен прийти последнему на смену.
Славянофилы не отрицали достижений западной культуры и науки, но их активное неприятие вызывало господство в Европе индивидуализма, рационализма, а также фетишизация достижений науки и техники. Главным пороком европейского рационализма они считали разрушение цельности человеческого духа, абсолютизацию логического мышления, которое, по их мнению, отделялось от других познавательных способностей человека и противопоставлялось им.
Одним из основных представителей славянофильской мысли, оказавшим существенное влияние на формирование концепции Н.Я. Данилевского, является один из основоположников славянофильства Алексей Степанович Хомяков. В его многочисленных работах, особенно в его главном историософском сочинении «Семирамида. И(сследование) и(стины) и(сторических) и(дей)» четко прослеживаются идеи, впоследствии кристаллизованные Н.Я. Данилевским. Так, именно А.С. Хомяков первым из славянофилов поднял вопрос о глубинных различиях между славянским и германо-романским мирами. Хомяков при этом отмечал близость германцев и славян в этническом отношении. Это очень важный момент, если учесть позицию по данной проблеме Н.Я. Данилевского.
О славянах и
германцах, принадлежавших к одному
«белолицему племени», А.С. Хомяков
писал следующее: «Важность ее начинается
с самым ранним началом истории,
и время упадка для нее не наступало.
В наш век она все еще
растет и крепнет. Народы, принадлежащие
к ней, занимали поочередно первое место
в летописях человечества;.. германская
семья берет неоспоримое
Таким образом мы видим объективно обоснованное признание А.С. Хомяковым доминирующей роли Западной Европы на том историческом этапе в области экономики, политики, науки. Однако, А.С. Хомяков признает и большое преимущество славянской семьи народов по сравнению с германо-романским миром. Следует, правда, заметить, что он не разделял этнографически германские и романские народы. О славянских народах он писал так: «Рядом с германцами, сходные с ними по всем наружным признакам, почти равные силой и важностью, славянские народы покрывают своими ветвями и колониями все Восточную Европу и Северную Азию от гор древней Фессалии, Кавказа и Алтая до Ледовитого моря, от Одера до Тихого океана… русский, чех, далматинец и болгар узнают друг в друге братьев при первом взгляде, при первом слове. Это преимущество великое, и оно не может оставаться без последствий…».
Параллельно с делением по нациям, А.С. Хомяков в «Семирамиде» осуществляет классификацию народов по вероисповеданиям, а также приводит объяснение различий между различными христианскими конфессиями, обусловленные пра-верами различных народов. В этой связи интересно то, что А.С. Хомяков проводил различия между понятиями «вера» и «религия». Понятие «вера» в представлении А.С. Хомякова значительно шире понятия «религия». По его мнению, вера представляет собой сконцентрированное выражение духа жизни верующего народа, ибо неверующих народов в представлении А.С. Хомякова просто не существует. Доисторические народы начинали свою историю с первоначальной веры, с пра-веры. Она по-своему выражала достаточно неизменную народную психологию, народный дух. Но принятое позднее Христианство видоизменялось среди разных народов. Так происходит потому, что индивидуальный характер пра-веры у разных народов всегда в большей или меньшей степени накладывает свой отпечаток на принятую позднее более совершенную религию.
Особое место в духовном наследии А.С. Хомякова занимает его полемика с клеветниками Православия и России из католического лагеря, ведущаяся в форме писем на французском языке. Этот пласт наследия А.С. Хомякова нашел свое бесспорное отражение в воззрениях Н.Я. Данилевского на взаимоотношения России и Европы, на враждебность европейцев к России, не в последнюю очередь обусловленную их совершенным незнанием России и ее культуры. Причем эта тенденция сохраняется даже в наше время. Россию по-прежнему боятся, боятся за ее непохожесть на Запад, за ее непредсказуемость. И борьба против России в сознании многих западных народов была и остается «делом Божьим».
Таким образом, в сочинениях А.С. Хомякова уже достаточно четко прослеживается тезис об отличиях славянского мира от германо-романского в плане религии, политики, культуры и техники. Это можно вполне считать фундаментом изысканий Н.Я. Данилевского.
Юрия Федоровича Самарина можно отнести к ученикам А.С. Хомякова. Принадлежа к группе так называемых «молодых славянофилов», он развивал их консервативные идеи, отстаивал фундаментальные ценности Православия, при этом труды Ю.Ф. Самарина носят в большей степени социальный характер. Новым в концепции Ю.Ф. Самарина был тезис о духовной экспансии Запада одновременно через католицизм и радикальный либерализм в русское общество. Надо сказать, что в то время в высшем свете России сформировался широкий пласт «русских-иностранцев» – людей, живущих в России, но являющихся зачастую носителями иностранных мыслей, образа жизни, а зачастую даже западных вероисповеданий (включая атеизм как своеобразную форму пантеизма, как его понимал А.С. Хомяков). Этим пользовались западные проповедники и эмиссары, прежде всего католические, подыскивая различные «ключи» к России.
Информация о работе Цивилизационная теория Николая Яковлевича Данилевского