Банковская система: сущность, функции, структура. Банковская система в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении современной банковской системы Республики Беларусь, ее структуры, особенностей функционирования и направлений совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть сущность банковской системы Республики Беларусь на современном этапе.
2. Проанализировать особенности функционирования банковского сектора на основе фактических и статистических данных;
3. Рассмотреть основные направления повышения стабильности банковской системы, а также прогнозы по развитию на 2011–2015 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ..…………….....5
1.1 Понятие и сущность банковской системы………………......................…5
1.2 Структура, виды и задачи банковской системы.………….....…………...8
1.3 Функции банков и банковской системы в целом……………………….12
1.3.1 Центральный банк страны как основной элемент современной банковской системы, его функции и задачи..………………….……………13
1.3.2 Понятие коммерческого банка, его основные операции………….17
2. СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ……………………………..……………….….22
2.1 Общеэкономические условия функционирования и показатели развития банковской системы в Республике Беларусь……………………………..……....22
2.2 Финансовый анализ деятельности банков Республики Беларусь ……..31
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………….…..…………………………..…35
3.1 Особенности и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь…………………………………………………………….....35
3.2 Совершенствование банковской системы, банковского надзора, финансового рынка, платежной системы РБ.……………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….........48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..50

Работа содержит 1 файл

банковская система.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

2. Задача эффективности кредитования не менее важна, чем привлечение ресурсов. Вопросу эффективного использования ресурсов, особенно в процессе масштабной модернизации экономики, должно уделяться первостепенное внимание. И главным контролером здесь являются банки.

Кредитная поддержка банков, особенно в иностранной валюте, должна быть направлена, в первую очередь, на создание эффективных и конкурентоспособных экспортоориентированных и импортозамещающих производств. В ином случае не будет возврата кредита [23].

Особое внимание следует уделять анализу эффективности кредитуемых проектов, в том числе финансируемых с господдержкой, на всех стадиях их реализации в период кредитования. Если по результатам рассмотрения финансируемый с господдержкой проект признан неэффективным, необходимо оперативно информировать Правительство или профильное министерство, которое курирует данный проект.

  1. Повышение качества управления ликвидностью. Позиция Национального банка по вопросам рефинансирования банков остается неизменной. Банки могут рассчитывать на ресурсы Национального банка только в исключительных случаях и на короткие сроки.
  2. С 22 января текущего года вступили в силу изменения и дополнения в Банковский кодекс Республики Беларусь (в ближайшее время совместно с Ассоциацией белорусских банков будет утвержден график проведения в первом полугодии семинаров, круглых столов по данному вопросу). В соответствии с новыми требованиями Кодекса банкам необходимо:
  • наладить стратегическое планирование на постоянной основе, разработать стратегические планы развития на ближайшие 2‒3 года и представить их в Национальный банк до 1 июля 2013 г.;
  • привести свои уставы в соответствие с требованиями Банковского кодекса;
  • реализовать комплекс мер по внедрению новых стандартов корпоративного управления, внутреннего контроля, системы управления рисками, в том числе избрать независимых директоров и организовать деятельность аудиторского комитета и комитета по рискам.

5. Повышение стандартов и качества банковских услуг ‒ важное направление для эффективности деятельности банков. Сама цель банковской системы заключается в обслуживании экономики, предоставлении качественных финансовых продуктов. Клиент с его потребностями должен быть в центре внимания банков. Особенно это касается наименее защищенной группы клиентов — физических лиц. В Национальный банк продолжают поступать жалобы населения на предоставление неполной информации по предлагаемым банками продуктам, на недобросовестность отдельных банков.

Задача каждого банка ‒ донести полную информацию до клиента.

Со стороны Национального банка в целях оперативного предоставления справочной и консультационной информации 9 июля был создан Контакт-центр. За прошедший период, наряду с деятельностью Национального банка и операциями на валютном рынке, четверть поступивших от граждан вопросов касалась взаимоотношений между клиентом и банком.

6. Развитие системы безналичных расчетов. Здесь приоритетным видится активное взаимодействие с организациями торговли и сервиса по повышению доступности безналичных расчетов путем увеличения количества платежных терминалов и качества предоставляемых услуг. Необходимо обеспечить безопасность, надежность и непрерывность функционирования инфраструктуры для осуществления безналичных платежей в круглосуточном режиме.

  1. Изъятие из наличного денежного обращения банкнот номиналом 10 и 20 рублей образца 2000 г. С 1 апреля 2014 г. они теряют силу законного платежного средства.
  2. Своевременный и полный возврат в страну валютной выручки. Для обеспечения данного процесса и недопущения необоснованного списания валютных средств необходимо: усилить контроль банков за представлением клиентами документов по внешнеторговым операциям и проводить оценку значимых условий их осуществления с целью выявления подозрительных операций. Одновременно целесообразно расширять практику использования аккредитивной формы расчетов во внешнеторговых договорах. Резервом видится работа с банками-корреспондентами по взаимному снижению размера вознаграждений за обслуживание аккредитива, а также разработка и продвижение удобных схем работы клиентов с иностранными партнерами, в том числе с привлечением иностранных кредитных линий.
  3. Учет информации из реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершенствования правонарушений в экономической сфере. Данный реестр создан в рамках защиты интересов государства от вреда, связанного с деятельностью лжепредпринимательских структур в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488. Обязанность по ведению реестра возложена на Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Сведения, содержащиеся в нем, являются открытыми, общедоступными и должны размещаться на официальном сайте Министерства в сети Интернет.

Использование банками в своей деятельности информации, содержащейся в реестре, позволит существенно снизить риск их вовлечения в процесс легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

Национальным банком ведется работа над проектом Указа, предусматривающего возможность отказа банками в проведении расчетно-кассового обслуживания для субъектов хозяйствования, содержащихся в данном реестре. В целях выполнения принципа «знай своего клиента2 банкам рекомендуется закрепить в локальных нормативных правовых актах использование сведений указанного реестра.

В заключение следует отметить, что на 2013 г. поставлены напряженные задачи по модернизации и развитию экономики. Значительная роль в их достижении принадлежит банковской системе. Но нельзя забывать, что банки распоряжаются деньгами клиентов. Как показал мировой экономический кризис, в сфере финансов как нигде важно доверие.

Устойчивость и доверие ‒ основа работоспособности банковской системы. Эти составляющие должны стать основным вкладом банковской системы в развитие нашей страны и повышение благосостояния граждан в 2013 г.

 

 

 

2.2 Финансовый  анализ деятельности банков Республики Беларусь

 

 

До настоящего времени  финансовый сектор Республики Беларусь достаточно успешно справлялся с внешними шоками, основные показатели эффективности банков продолжают оставаться в приемлемых диапазонах. В целом выполняются пруденциальные нормативы и другие надзорные требования в соответствии с таблицей 2.2.1.

 

Таблица 2.2.1 ‒ Отдельные показатели финансовой устойчивости применительно к банковской системе Республики Беларусь

В процентах

01.01.2010

01.04.2011

Коэффициент достаточности нормативного капитала

19,31

20,18

Коэффициент достаточности  капитала первого уровня

14,03

15,63

Рентабельность капитала

2,30

2,09

Рентабельность активов

13,8

13,81

Текущая ликвидность

98,78

112,37

Краткосрочная ликвидность

1,97

1,11

Удельный вес проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску

1,92

2,23

Отношение проблемных активов  за минусом фактически созданного резерва к капиталу

5,21

6,31

Несбалансированность  долгосрочных активов и обязательств по срокам

14,50

23,5

Несбалансированность краткосрочных активов и обязательств по срокам

1,9

4,3


Примечание ‒ Источник: [29].

Белорусские банки, количество которых составляло 31 по состоянию на начало 2012 г., можно условно разделить на три основные категории:

4 крупных системообразующих банка, контролируемых государством, совокупный объем активов которых превышает 75% активов банковской системы. В дополнение к своей коммерческой деятельности эти банки играют важную роль в реализации государственных программ, обслуживают подавляющее большинство предприятий государственной формы собственности, наиболее активно работают с населением и пользуются значительной финансовой поддержкой государства в форме рекапитализации и размещения депозитов органов государственного управления;

20 банков, контролируемых иностранным капиталом и существенно отличающихся по размеру (от «Приорбанк» ОАО ‒ третий по величине банк в стране по размеру активов, относящийся к группе Райффайзен, до более мелких организаций, являющихся дочерними структурами банков, базирующихся в странах СНГ и дальнего зарубежья). Эти банки ориентированы в основном на обслуживание розничных клиентов и компаний в частном секторе, хотя работают также и с государственными предприятиями, предоставляя отдельные услуги, например, торговое финансирование;

7 прочих банков, к которым относятся преимущественно организации, контролируемые резидентами, занятые обслуживанием более мелких корпоративных клиентов и населения [9, С. 7‒8].

Рассматривая кредитование в настоящих условиях, следует  отметить проявившиеся в последние месяцы 2010 г. признаки снижения качества активов банков. За ноябрь - декабрь 2012 г. объем проблемных активов вырос на 125 млрд. руб.

Требуется пристальное  внимание банков к этой проблеме, особенно учитывая происходившее в 2010-2012 гг. снижение объема сформированных банками специальных резервов по отношению к активам, подверженным кредитному риску (с 1,5% на 1 января 2010 г. до 1,2% на 1 января 2011 г. и 1% на 1 января 2012 г.). Банки должны со всей ответственностью подходить к классификации активов для создания специальных резервов и формировать эти резервы в полном объеме.

Складывающаяся экономическая  и финансовая ситуация потребовала  определенной корректировки процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с декабря 2012 г. до уровня 43% годовых, а с января текущего года ‒ до 28.5%. Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка.

Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам  в национальной валюте в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).

Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2008 г. составила 17,5% годовых, что на 4,4 процентного пункта выше уровня декабря 2007 г. (13,1%).

Средняя процентная ставка по вновь выданным кредитам банков в СКВ в декабре 2008 г. составляла 13,4% годовых, увеличившись на 2,4 процентного пункта относительно декабря 2007 г, (11%).

Достижение целей денежно-кредитной  политики в значительной степени  обеспечено за счет эффективного, надежного  и безопасного функционирования платежной системы. Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2008 г. характеризуется следующими показателями. Проведено 57,8 млн. платежей на сумму 767,6 трлн. руб. Количество проведенных платежей в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 9,8%, сумма - на 50,5%. В 2008 г. среднедневной оборот составил 3,0 трлн. руб. (227,6 тыс. платежей). Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих субъектов в истекшем году, увеличение объемов совершаемых банками операций на валютном и фондовом рынках, рынке межбанковских ресурсов.

Объем нормативного (собственного) капитала банковского сектора по состоянию на 1 января 2009 г. составил 11,3 трлн. руб., увеличившись за истекший год почти на 4,8 трлн. руб., или на 73,3%, что существенно выше прогнозного прироста (17-21%). Основными источниками роста собственного капитала явились инвестиции в уставные фонды банков, увеличение прибыли и фондов, сформированных за счет прибыли банков.

Показатель достаточности  нормативного (собственного) капитала в целом по системе на начало 2009 г. составил 21,8%, что в 2,7 раза превышает установленный для отдельного банка норматив (8%).

Средства физических лиц ‒ основной привлеченный ресурс белорусских банков. На 1 января 2009 г. их объем достиг 13,6 трлн. руб., или 21% от всех пассивов банков.

Если на начало 2008 г. в  среднем на одного жителя республики приходилось 1119 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, сберегательных сертификатах и облигациях, то на 1 января 2009 г. - 1402 тыс. руб. За 2008 г. сумма вкладов в расчете на одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублей в 1,25 раза.

Вторым по объему ресурсом банков являются средства субъектов  хозяйствования. Их величина к началу текущего года составила почти 13 трлн. руб., или 20,5% от пассивов банков.

Особенностью прошедшего года стал ускоренный рост средств, размещенных в банках центральным правительством. Их объем увеличился в 2,3 раза, достигнув 10,7 трлн. руб., а доля в ресурсной базе возросла с 11,1 до 17%.

Резкое обострение ситуации с ликвидностью в банковском секторе  произошло в IV квартале 2008 г. в результате снижения остатков на рублевых счетах населения. Разрыв между активами и обязательствами банков составлял 7,9% для краткосрочных и 23,1% ‒ для долгосрочных активов и обязательств. При этом необходимо отметить, что проблемы с ликвидностью наиболее существенным образом проявились у крупнейших государственных банков, несмотря на значительную финансовую поддержку со стороны Правительства Республики Беларусь.

Информация о работе Банковская система: сущность, функции, структура. Банковская система в Республике Беларусь