Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 07:25, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении современной банковской системы Республики Беларусь, ее структуры, особенностей функционирования и направлений совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть сущность банковской системы Республики Беларусь на современном этапе.
2. Проанализировать особенности функционирования банковского сектора на основе фактических и статистических данных;
3. Рассмотреть основные направления повышения стабильности банковской системы, а также прогнозы по развитию на 2011–2015 гг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ..…………….....5
1.1 Понятие и сущность банковской системы………………......................…5
1.2 Структура, виды и задачи банковской системы.………….....…………...8
1.3 Функции банков и банковской системы в целом……………………….12
1.3.1 Центральный банк страны как основной элемент современной банковской системы, его функции и задачи..………………….……………13
1.3.2 Понятие коммерческого банка, его основные операции………….17
2. СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ……………………………..……………….….22
2.1 Общеэкономические условия функционирования и показатели развития банковской системы в Республике Беларусь……………………………..……....22
2.2 Финансовый анализ деятельности банков Республики Беларусь ……..31
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………….…..…………………………..…35
3.1 Особенности и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь…………………………………………………………….....35
3.2 Совершенствование банковской системы, банковского надзора, финансового рынка, платежной системы РБ.……………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….........48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..50
Банковская система является основной составной частью кредитной системы, которая входит в экономическую систему страны. Таким образом, одной из главных функций банковской системы является активное взаимодействие с другими звеньями общественно-хозяйственного механизма:
‒ бюджетной системой;
‒ налоговой системой;
‒ системой ценообразования.
1.3.1 Центральный банк страны как основной элемент современной банковской системы, его функции и задачи
Центральный банк – это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка. Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет. Известны два пути создания центральных банков:
1) историческое закрепление функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией;
2) учреждение государством эмиссионного банка.
Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитование правительства.
Старейшими центральными банками мира признаны шведский «Риксбанк» (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX – начале XX в. Банк Англии в законодательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г. [21, с. 218].
Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денежном рынке и дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые операции и функции центрального банка, не характерные для других кредитных организаций.
Центральный банк не является государственным ведомством в полном смысле данного термина, он учреждается в форме административно-публичного образования либо акционерного общества. В настоящее время воздействие государства осуществляется главным образом путем формирования законодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций и контроля за исполнением требований законодательства и нормативных актов. Различают прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное участие государства в уставном капитале.
Независимость центрального банка имеет весьма значимые проявления.
• Самостоятельность решений в области денежно-кредитной политики. В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органами государственной власти в области денежно-кредитной политики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредитную политику, разрабатываемую правительством (Франция, Италия). Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятельности (Россия, Япония). Третья: согласно законам страны, центральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наделены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства и денежно-кредитную политику проводит самостоятельно.
• Подотчетность банка. Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетен счетной палате парламента. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Президенту страны.
• Процедура назначения руководства банка. Руководитель банка избирается из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах. В Республике Беларусь назначение и освобождение от должности Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
• Бюджетная независимость банка; участие государства в капитале банка и распределении прибыли. В большинстве стран мира, включая Республику Беларусь, центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах (США, Швейцарии, ЮАР, Японии) их учредителями-акционерами могут быть коммерческие банки и другие юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом самостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов.
• Особый юридический статус имущества центрального банка. К примеру, имущество Национального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за банком на праве оперативного управления. Национальный банк уполномочен владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности, своим Уставов и законодательством страны [42].
Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности.
К числу основных задач центрального банка относятся:
Функции центрального банка:
Важное значение имеет нормотворческая деятельность центральных банков, т.е. центральный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими и физическими лицами на территории государства.
Коммерческие операции центральных банков законодательно ограничены и подчиняются целям и задачам государственной денежно-кредитной политики. Они не должны подрывать конкуренцию в сфере кредитных отношений. Также центральный банк не имеет права заниматься промышленной и торговой деятельностью, операциями с недвижимостью, приобретать акции хозяйствующих субъектов.
В развитии банковской системы нашей страны новый этап начался с приобретением Беларусью самостоятельности. В декабре 1990 г. приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80–90-х гг. стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них – Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие. [3, с. 28]
Национальный банк – центральный банк Республики Беларусь, действующий исключительно в интересах Республики. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативно-правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь, что означает:
• утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;
• назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания РБ на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
• определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;
• утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.
Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, обеспечение эффективного и безопасного функционирования платежной системы являются основными целями деятельности Национального банка, а получение прибыли таковой не является.
Сущность Национального
банка проявляется в его
– разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
– осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
– является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
– осуществляет эмиссию денег и ценных бумаг;
– создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;
– осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
– регулирует кредитные отношения;
– регулирует и организует денежное обращение;
– выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
– устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;
– согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
– осуществляет депозитарную деятельность в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь;
– осуществляет банковский надзор;
– и другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь (ст. 26) и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, ежеквартально информирует об объеме эмиссии денег и размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь. [4, гл. 4]
В целях осуществления контроля за деятельностью коммерческих банков Национальный банк устанавливает экономические нормативы, среди которых: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка (сумма, эквивалентная 5 млн. евро); предельный размер неденежной части уставного фонда (20 % уставного фонда в первые два года после государственной регистрации и 10% в последующие годы); минимальный размер собственных средств для действующего банка; нормативы ликвидности; нормативы достаточности капитала; максимальный размер риска на одного клиента; максимальный размер крупных рисков; норматив валютного риска и др.
В основе устойчивой работы
банков находится динамично развивающа
1.3.2 Понятие коммерческого банка, его основные операции