Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 07:25, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении современной банковской системы Республики Беларусь, ее структуры, особенностей функционирования и направлений совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть сущность банковской системы Республики Беларусь на современном этапе.
2. Проанализировать особенности функционирования банковского сектора на основе фактических и статистических данных;
3. Рассмотреть основные направления повышения стабильности банковской системы, а также прогнозы по развитию на 2011–2015 гг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ..…………….....5
1.1 Понятие и сущность банковской системы………………......................…5
1.2 Структура, виды и задачи банковской системы.………….....…………...8
1.3 Функции банков и банковской системы в целом……………………….12
1.3.1 Центральный банк страны как основной элемент современной банковской системы, его функции и задачи..………………….……………13
1.3.2 Понятие коммерческого банка, его основные операции………….17
2. СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ……………………………..……………….….22
2.1 Общеэкономические условия функционирования и показатели развития банковской системы в Республике Беларусь……………………………..……....22
2.2 Финансовый анализ деятельности банков Республики Беларусь ……..31
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………….…..…………………………..…35
3.1 Особенности и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь…………………………………………………………….....35
3.2 Совершенствование банковской системы, банковского надзора, финансового рынка, платежной системы РБ.……………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….........48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..50
Примечание ‒ Источник [собственная разработка].
По итогам февраля золотовалютные резервы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ (Мировой валютный фонд) сократились на 12,8 млн. долл. США и, по предварительным данным, на 1 марта 2013 г. составили 8011,8 млн. долларов США в эквиваленте.
В национальном определении уровень золотовалютных резервов увеличился на 236,1 млн. долларов США и на 1 марта 2013 г. составил 9181,6 млн. долларов США.
Сокращение объема золотовалютных резервов в основном обусловлено погашением внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте Национальным банком и Правительством Республики Беларусь, которые в феврале текущего года были исполнены в полном объеме, а также снижением цен на золото на международном рынке драгоценных металлов [23].
Поддержанию объема золотовалютных резервов способствовало положительное сальдо покупки-продажи Национальным банком иностранной валюты на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
В результате совместно с экономическими мерами Правительства были достигнуты цели по инфляции и резервам, стоящие перед Национальным банком в 2012 г. (рисунок 2.1.1).
На фоне гиперинфляционных процессов 2011 г. потребительские цены за 2012 г. выросли на 21,8% (при прогнозе 22%). Более высокими темпами росли регулируемые цены, что компенсировало их отставание в 2011 г. Уровень базовой инфляции, исключающей регулируемые цены, в 2012 г. был существенно ниже — 17,1%.
В прошедшем году удалось нарастить уровень золотовалютных резервов при своевременном и даже досрочном погашении валютных обязательств Правительства и Национального банка.
За год резервные активы увеличились на 180 млн. долл. США. Удалось также сохранить относительный уровень резервов, выраженный в месяцах импорта товаров и услуг. Это важный индикатор экономической безопасности и внешней устойчивости государства.
-,6
-1,2
Рисунок 2.1.1 ‒ Изменение (прирост/снижение) сводной инфляции по сравнению с базовой инфляцией по Республике Беларусь (к предыдущему месяцу; в процентах)
Примечание ‒ Источник: [29]
Обменный курс белорусского рубля оставался устойчивым и ослабился: к доллару США ‒ на 2,6% (до 8570 бел. руб. за долл. США); к евро ‒ на 5% (до 11 340 бел. руб. за евро); к российскому рублю ‒ на 8% (до 282 бел. руб. за российский рубль).
Таблица 2.1.2 ‒ Динамика индексов номинального курса рубля к валютам стран ‒ основных торговых партнеров (белорусских рублей за единицу иностранной валюты)
Год |
к российскому рублю |
к евро |
к доллару США |
эффективный* |
1996 |
0,033 |
0,006 |
0,006 |
0,019 |
1997 |
0,056 |
0,010 |
0,011 |
0,031 |
1998 |
0,067 |
0,016 |
0,018 |
0,041 |
1999 |
0,120 |
0,087 |
0,102 |
0,110 |
2000 |
0,276 |
0,202 |
0,274 |
0,252 |
2001 |
0,603 |
0,441 |
0,623 |
0,555 |
2002 |
0,735 |
0,598 |
0,813 |
0,703 |
2003 |
0,861 |
0,827 |
0,942 |
0,856 |
2004 |
0,977 |
0,974 |
1,001 |
0,973 |
2005 |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
2006 |
1,004 |
1,036 |
0,996 |
1,025 |
2007 |
1,102 |
1,095 |
0,996 |
1,092 |
2008 |
1,132 |
1,169 |
0,992 |
1,127 |
2009 |
1,157 |
1,449 |
1,297 |
1,187 |
2010 |
1,289 |
1,473 |
1,383 |
1,285 |
2011 |
2,068 |
2,399 |
2,147 |
2,060 |
2012 |
3,524 |
3,995 |
3,870 |
3,508 |
Примечание ‒ Источник [23]. Жирным ‒ уточнены по сравнению с ранее опубликованными. *При расчете индексов эффективных курсов белорусского рубля использованы весовые коэффициенты стран ‒ основных торговых партнеров в общем объеме внешнеторгового оборота за 2012 год.
Несмотря на достигнутые успехи, нельзя не отметить ряд проблемных вопросов.
1. Сбалансированность валютного рынка. В прошедшем году на валютном рынке поддерживалась устойчивая ситуация. Предложение иностранной валюты превысило спрос на нее. В течение года сохранялось чистое предложение иностранной валюты со стороны субъектов хозяйствования (1,6 млрд. долл. США в целом за год).
В то же время по мере восстановления доходов и сезонного роста курсовых ожиданий наблюдалось повышение спроса на иностранную валюту со стороны населения. С июня объем спроса превышал предложение, и в целом за год чистая покупка иностранной валюты населением составила 685 млн. долл. США.
2.Рост объемов и эффективность кредитования экономики. В 2012 г. банковская система продолжала оказывать необходимую финансовую поддержку экономике. Общий прирост требований банков к экономике достиг 58 трлн. бел. руб. (прирост на 37%).
Существенным фактором быстрого роста кредитования в условиях жесткой денежно-кредитной политики стало замещение рублевых кредитов валютными, которые составили 2 /3 от общего прироста требований банков к экономике.
Важным направлением кредитования оставалась финансовая поддержка экспорта. На развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств и услуг в 2012 г. было выдано кредитов на сумму свыше 70 трлн. бел. руб., в основном — в иностранной валюте. Однако не всегда валютные ресурсы
использовались эффективно. Почти половина (45%) валютных средств выдавалась на цели, не связанные с развитием экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Значительный объем ресурсов продавался заемщиками на валютном рынке для удовлетворения внутренних потребностей в рублевых средствах.
В целях повышения эффективности использования валютных ресурсов Национальным банком в ноябре были приняты меры по ограничению предоставления валютных кредитов с зачислением на текущие счета субъектов хозяйствования.
Следует отметить, что при выдаче валютных кредитов необходимо более строго оценивать связанные с этим риски, в том числе учитывать валютный риск, связанный с возможностью невозврата кредитов предприятиями, у которых отсутствует валютная выручка в достаточных размерах.
3. Формирование ресурсной базы банков. В прошедшем году продолжилось наращивание ресурсной базы банков. За 2012 г. ее рост составил 62 трлн. бел. руб. (24%), в основном ‒ за счет депозитов физических и юридических лиц. В том числе срочные депозиты населения увеличились более чем в 1,5 раза ‒ на 23 трлн. руб., что свидетельствует о доверии граждан к белорусским банкам.
В то же время качественные характеристики привлеченных средств не менее важны, чем количественные. Отдельного внимания заслуживает вопрос формирования длинных денег, и в первую очередь ‒ за счет сбережений населения, капитализации прибыли, заработанной банками.
В прошедшем году основной формой сбережений оставались срочные вклады. При этом они привлекались банками на короткий срок ‒ в основном до полугода. Только треть средств ‒ на срок свыше года.
Но даже в этих случаях в договоре, как правило, предусматривалась возможность досрочного снятия депозитов без потери процентов.
В данных условиях приток рублевых вкладов носил неустойчивый характер и в течение года подвергался колебаниям курсовых ожиданий. В целом за год рублевые депозиты увеличились почти на 6 трлн. бел. руб., в значительной мере — за счет капитализированных процентов.
В этой связи нельзя не сказать о высокой цене таких ресурсов. Никакая экономика не может выдержать затянувшегося периода «дорогих» денег.
4. Устойчивость банковского
Отдельно необходимо остановиться на результатах комплексных проверок банков: в прошедшем году их было проведено семь. По итогам данных плановых проверок банкам выставлены инспекционные оценки в зависимости от расчетных уровней банковских рисков.
Почти все проверенные банки попали в группу со средним уровнем устойчивости. В ходе проверок были выявлены как положительные, так и отрицательные тенденции в деятельности банков. К положительным можно отнести повышение уровня риск-менеджмента в большинстве этих банков, создание ими внутренней нормативно-правовой базы удовлетворительного качества и в целом выполнение требований Национального банка по надлежащей классификации активов, подверженных кредитному риску и формированию специальных резервов в необходимом размере. К отрицательным ‒ недостатки в организации корпоративного управления, чрезмерные «аппетиты» инсайдеров и акционеров.
5.Развитие безналичных
В 2013 г. Национальному банку предстоит решать следующие основные задачи.
1. Денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Целевой ориентир на 2013 г. — снижение инфляции до 12%.
В течение года ожидается сохранение опережающего роста регулируемых цен и тарифов. Поэтому уровень базовой инфляции, на который необходимо ориентироваться в 2013 г., еще ниже.
Достижение поставленной цели возможно только за счет скоординированной экономической политики Правительства и денежно-кредитной политики Национального банка.
2. Инструменты монетарной политики будут направлены на достижение цели по снижению инфляции. При этом решения по их использованию будут приниматься с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
Кредитная эмиссия будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности. При этом Национальный банк сохранит жесткие подходы относительно предоставления банкам денежных средств.
Для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений сохранится важнейший принцип процентной политики ‒ поддержание положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. Поэтому динамика ставки рефинансирования в течение года будет зависеть от макроэкономической ситуации, в первую очередь — во внешней торговле и на валютном рынке. При закреплении положительных тенденций ставка рефинансирования к концу 2013 г. может снизиться до 13—15% годовых. В то же время для обеспечения макроэкономической стабильности может потребоваться установление ставки на более высоком уровне [30].
Будет осуществляться постепенный переход от управления объемом денег к управлению их стоимостью, то есть повысится роль процентной ставки. В рамках этого перехода Национальный банк будет сближать ставку на межбанковском рынке со ставкой рефинансирования, не допуская значительных колебаний.
С этой целью по мере укрепления макроэкономической и финансовой стабильности возобновится предоставление и изъятие ликвидности через операции на открытом рынке. В перспективе данные операции станут основным инструментом регулирования ликвидности. По мере стабилизации возобновится также предоставление ликвидности банкам в рамках постоянно доступных операций рефинансирования, при этом Национальный банк обеспечит сокращение разрыва между ставкой рефинансирования и ставками попостоянно доступным операциям.
3. В 2013 г. сохранится гибкое курсообразование. Покупка и продажа валюты Национальным банком будет проводиться в ограниченном объеме в целях сглаживания краткосрочных курсовых колебаний. При этом динамика курса в течение года будет определяться исходя из спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. Обеспечение стабильности обменного курса предполагает, в первую очередь, поддержание положительного сальдо внешней торговли. Национальный банк, со своей стороны, будет осуществлять поддержку развития экспорта и поступления в страну валютной выручки за счет:
● стимулирования кредитной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих проектов;
● развития финансовых механизмов экспортного кредитования и лизинга.
Будет рассмотрена возможность ужесточения требований к продлению к продлению сроков завершения внешнеторговых операций.
4. Одной из важнейших задач в 2013 г. является
формирование достаточного объема золотовалютных
резервов для обеспечения
экономической безопасности государства.
С учетом предстоящего погашения внешнего
долга ставится цель по их увеличению
на 0,3‒0,7 млрд. долл. США. Это позволит сохранить
резервы на уровне 2‒2,1 месяца импорта
товаров и услуг.
5. Серьезное внимание Национальный банк будет уделять также вопросам:
• повышения финансовой грамотности населения. Исходя из сказанного выше, целесообразно выстраивать свою политику и банкам. В частности, по следующим направлениям.
1. Повышение ресурсного потенциала. Для этого банкам целесообразно использовать возможности привлечения растущих денежных доходов населения в срочные банковские вклады и другие виды сбережений. При этом особое внимание следует уделить структуре привлекаемых депозитов по срокам. Другим направлением может стать расширение использования альтернативных инструментов сбережения (облигаций, сберегательных сертификатов и других инструментов).
Учитывая, что в ближайшие годы перед экономикой стоят масштабные задачи по модернизации предприятий, требующие значительных инвестиционных вложений, важным направлением расширения ресурсной базы остается привлечение иностранных ресурсов в инвестиционные проекты.
Ведущую роль в данном вопросе должна сыграть банковская система. Важно обеспечить эффективное взаимодействие банков и предприятий в привлечении внешнего финансирования, в частности, по открытию иностранных кредитных линий для закупки импортного оборудования.
Используя возможности своих зарубежных сетей, учредителей и партнеров, банки могут также способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику (посредством проведения информационной работы с целью разъяснения возможностей для бизнеса в Беларуси).