Қазақ лексикографиясы. біртілді оқу сөздігін түзудің ғылыми негіздері

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

Лексикография өзге ғылым салаларымен тығыз байланыстағы, көптеген жағдайларда осы ғылым салаларының тоғысында, шек-арасында дамып отыратын ғылыми пән болып саналады. Қоғамдық сананың көрінісі ретіндегі, ұжымдық тәжірибені жинақты түрде бейнелейтін ғылыми шығарма ретіндегі лексикографиялық туындыларды түзудің ғылыми-теориялық мәселелері тіл білімінің әлеуметтік лингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, лингвомәдениеттаным салаларымен тікелей байланысты.

Работа содержит 1 файл

Қазақ лексикографиясы. біртілді оқу сөздігін түзудің ғылыми негіздері(2).doc

— 208.00 Кб (Скачать)

      Актуальность исследования.  В  социокультурном  и языковом пространстве  современного Казахстана  в обучении  государственному  языку, в усвоении его лексических основ большое  дидактическое значение, безусловно,   принадлежат  словарям. В связи с этим  очень серьезно и остро  стоит вопрос о разработке  научно обоснованных, грамотно составленных  и общедоступных словарей. Актуальность данного диссертационного исследования  определяется тем, что   впервые в казахском языкознании рассматриваются научно-теоретические основы  и оптимальные пути разработки малых одноязычных учебных словарей активного типа. Такие  словари были бы весьма полезны и  эффективны  как для обучения родному  языку, так и для  соотечественников, иностранцев, желающих самостоятельно овладеть государственным языком  Республики Казахстан.  До настоящего момента исследования в области казахской лексикографии в основном  были ориентированы на разработку двуязычных переводных словарей  для иноязычной аудитории.

      В условиях полиэтничного и поликонфессионального Казахстана государственный язык выступает консолидирующим фактором, следовательно, создание оптимальных условий для его овладения  является  одной из первостепенных задач и для  ученых, педагогов.  Недостаточная разработанность теоретических и практических основ учебной лексикографии прямым образом  отражается на качестве усвоения  языка  и негативно отражается на  процессе внедрения  госудаственного языка. В связи с этим   остро стоит необходимость разработки учебных  словарей активного типа, в которых бы учитывалось  пропорциональное  соотношение дидактических, научных и информативных интенций, что в конечном счете также предопределяет актуальность разрабатываемой темы. 

      Объект исследования  -  научно-теоретические основы  создания  малого одноязычного учебного словаря, ориентированного на лексическую основу казахского языка в учебной лексикографии, а также структурные особенности составления их словника.

      Предмет исследования.  Учебная лексикография, представляющая собой отдельное направление лексикографии – раздела языкознания.

      Основные  источники и материалы В качестве исходного исследовательского материала, источниками  исследования послужили  отечественные и зарубежные образцы  малых учебных словарей, научные труды, посвященные  общетеоретическим и структурным проблемам учебной лексикографии. Были  привлечены  исследования по истории казахской лексикографии,  также исследования, обобщающие практические и научные данные по созданию  учебных словарей малого формата.

      Методологической основой исследования являются идеи ученых в области как мировой, так и отечественой лексикографии как Л.В. Щерба, В.П. Берков, Ж. Дюбуа, К. Дюбуа, А. Рей, Л. Згуста, П.Н. Денисов, В.В. Морковкин, Ю.Н. Караулов, Ш.Ш. Сарыбаев, Б.К.Калиев, М. Малбаков, Р. Тусипкалиева и др.

      Цель исследования. Основной целью исследования  является  определение научно-теоретичесих и практических основ составления учебных   словарей для общего употребления, ориентированных на общий лексико-грамматический минимум, охватывающих базисную лексику и структурные единицы словарного состава языка; определение количественно-качественного состава языковых единиц, привлекаемых   в состав словника.

      Для решения указанных целей с в диссертации ставятся следующие задачи:

- провести анализ мировой практики в области  учебной лексикографии, подытожить их общетеоретические проблемы;

-  обобщить опыт  отечественных ученых в области  учебной лексикографии;

- изучить научно-теоретическую  литературу, освещающую  концепцию   создания  малых  учебных словарей;

- определить  состав  языковых единиц, структурных слов, составляющих лексическую базу  языкового сознания, общенаучного  базисного словаря, связанных   с  лексикой   словника малого  словаря;

- определить принципы  отбора словарных единиц для словника, дать оценку  их функциональных особенностей.

      Научная новизна исследования.  Научную новизну диссертацинного исследования, в первую очередь,  предопределяет то, что  впервые  в казахском языкознании проведен системный анализ проблем теоретической лексикографии; во-вторых, впервые объектом исследования  в казахском языке стали  научно-теоретические, структурные  проблемы создания  малых одноязычных  учебных словарей; в-третьих, проблема охвата и отбора  в словнике состава базовой лексики, представляющих собой лексическую основу казахского языка, впервые  стали предметом исследования  в казахском языкознании.

      Основные положения, выносимые на защиту:

- вместо терминов “оқу  лексикографиясы” и “оқу сөздігі”, ранее употребляемых в казахской  лексикографии уместно использование  терминосочетаний “тілүйренім лексикографиясы” и “тілүйренім сөздігі”, более адекватно отражающие их содержание.

- в малом учебном  словаре, включающем  4000 слоаврных  единиц, должна быть  полностью  охвачена базовая лексика, представляющая  собой базисное ядро  лексики казахского языка;

- лексическая основа  казахского языка  выполняет  функцию инварианта;

- структурные слова  входят в базисное ядро лексического  фонда казахского языка;

- в словнике одноязычного  учебного словаря малого типа  должен быть  обеспечен максимальный охват тематически организованного лексического минимума, способствующего закладыванию в сознании обучаемого лексического ядра языка;

- во всех типах словаря   приоритетным  признается дидактическая  интенция.

      Теоретическая значимость исследования. Систематизация знаний и научно-теоретических принципов составления одноязычных учебных словарей малого типа  в казахском языкознании предопределяет теоретическую значимость диссертационного исследования и вносит определенный вклад в развитие теоретической базы казахской лексикографии.  Теоретические положения исследования   могут послужить научной основой   для создания в стране в недалеком будущем   малых одноязычных учебных словарей.  Полученные  теоретические результаты  в дальнейшем будут способствовать  разработке проблем, связанных с  составом и структурой  словника, при  создании одноязычных словарей малого жанра в казахской лексикографии.

     Практическая значимость исследования. В диссертационном исследовании впервые  обосновываются  структурные особенности создания одноязычного малого учебного словаря, ориентированного  на потенциальные возможности лексической базы казахского языка. Это, в свою очередь, будет способствовать  использованию результатов исследования в качестве  пособия и руководства  в  разработке  словарей малого жанра. Результаты исследования могут быть привлечены в процессе обучения  казахскому языку  иноязычных граждан, иностранцев, также при составлении общеязыковых и отраслевых  словарей, включающих лексический минимум, в качестве приложения учебников и учебных пособий, предназначенных  для обучения казахскому языку иноязычной   аудитории, разработке отраслевых словарей-минимумов.

     Методы исследования. В работе использованы  описательный,  сравнительный, сопоставительные методы и приемы, а также приемы  сравнительно-исторического анализа, структурного и лингвостатистического анализа.

     Апробация работы. Содержание и результаты работы отражены  в пяти докладах на международных и республиканских научных конферециях, в 12 статьях и научно-теоретических семинарах Института языкознания им. А. Байтурсынова и Шымкентском институте Международного казахско-турецкого университета им. А. Ясауи.

 

           S U M M A R Y

 

                BAINIYAZOVA ZHANAR TULEuBaikyzy

 

Kazakh lexicography:  scientific bases of

                        making up monolingual educational dictionaries

Speciality - 10.02.02-Kazakh language

 

          The thesis is devoted to one of the newest and actual directions of native lexicography - educational lexicography, namely, research of the bases of making up small monolingual dictionaries, description of peculiarities and structure of their glossary.

           Actuality of the research. In the social-cultural and linguistic space of modern Kazakhstan in teaching the state language, in mastering its lexical bases, great didactic significance, certainly, belongs to dictionaries. In this connection the problem of making up scientifically proved, competently composed and understandable to all dictionaries is very serious and actual. The actuality of this thesis research is determined by the fact, that for the first time in the Kazakh linguistics scientific - theoretical fundamentals and optimum paths of the development of small monolinguistic educational dictionaries of active type are considered.  Such dictionaries would be rather useful and effective both for teaching the native language, and for compatriots, foreigners, wishing  to learn  the state language of the Republic of Kazakhstan. Up to the present moment research in the field of the Kazakh lexicography mainly was oriented on making up bilingual transferable dictionaries for foreign audience.

            In poly-ethnic and polyconfessional Kazakhstan the state language acts as the consolidating factor, therefore, the creation of optimum conditions for its mastering is one of the primary tasks for the scientists and teachers. Insufficient working up the  theoretical and practical bases of  educational lexicography influences the quality of mastering language and negatively influences the process of introduction of the state language. In this connection the necessity of development of educational dictionaries of active type, in which the proportional ratio of didactic, scientific and informative intentions was taken into account, is very actual. It finally predetermines the actuality of the elaborated theme.

        Object of the research - scientific - theoretical bases of creation of small monolinqual educational dictionary, oriented on the lexical basis of the Kazakh language in  educational lexicography and on structural peculiarities of making up glossary.

       Subject of the research. An educational lexicography representing a separate direction of  lexicography - section of linguistics.

       The main sources and materials As basic research material, domestic and foreign samples of  small educational dictionaries, scientific works, devoted to general-theoretical and structural problems of  educational lexicography have served as sources of the research. The research on the history of the Kazakh lexicography and the research generalizing practical and scientific data on creation of educational dictionaries of  small type were involved.

        Methodological basis of the research are the ideas of such scientists as  L.V.Shcherba,V.P.Berkov, Zh.Dubua, K.Dubua, A.Rey,L.Zgusta, P.N.Denisov, V.V.Morkovkin, Yu.N.Karaulov, Sh.Sh.Sarybayev, B.K.Kaliyev, M.Malbakov, R.Tusipkalieva et others in global and native lexicography.

       The purpose of the research. The main purpose of the research is the determination of the  scientific - theoretical and practical bases of working up  educational dictionaries for the general use, oriented on  general lexical and grammatical minimum, including basic vocabulary and structural units of the  vocabulary of the language; determination of the  quantitative - qualitative language units included in glossary.

       For solving these problems the following tasks are put in the thesis:

- To analyze the world practice in the field of educational lexicography, to sum up their general-theoretical problems;

- To generalize experience of the native scientists in the field of educational lexicography;

- To study scientific - theoretical literature covering the concept of creation of  small educational dictionaries;

- To determine the structure of language units, structural words making up the lexical basis of language consciousness, general scientific basic dictionary, connected with the vocabulary of the glossary of the small dictionary;

- To determine principles of the selection of the dictionary units for glossary, to give an evaluation of their functional peculiarities.

 Scientific novelty of the research. The scientific novelty of the thesis   research, first of all, is predetermined by the fact, that for the first time in the Kazakh linguistics the systematic analysis of the problems of  theoretical lexicography is carried out;  secondly, for the first time scientific - theoretical, structural problems of the creation of small monolinguistic educational dictionaries have become the object of the research in the Kazakh language; thirdly, the problem of coverage and selection in  the glossary  basic vocabulary, representing the  lexical basis of the Kazakh language, for the first time has become the subject of the research in the Kazakh linguistics.

 Main theses which are carried out for defence:

- Instead of the terms «оқу лексикографиясы” and  “оқу сөздігі”, used in the Kazakh lexicography before, the use of combinations of terms “тілүйренім лексикографиясы” and  “тілүйренім сөздігі”, is more appropriate, as they reflect their contents more adequately.

- In the small educational dictionary including 4000 lexical units, the base vocabulary, representing the basic nucleus of the vocabulary of the Kazakh language should be completely covered;

- The lexical basis of the Kazakh language executes the function of  invariant;

- The structural words enter into basic nucleus of the lexical fund of the Kazakh language;

- In the glossary of the monolingual educational dictionary of small type the maximum coverage of the thematically organized lexical minimum, promoting putting the lexical nucleus of language in the consciousness of the trainee should be ensured;

- In all types of the dictionary priority of didactic intension is recognized.

        Theoretical significance of the research.  

         Systematization of the knowledge and scientific - theoretical principles of  making up monolingual educational dictionaries of  small type predetermines the theoretical significance of the thesis research in the Kazakh linguistics and makes an important contribution to the development of theoretical basis of the Kazakh lexicography. The theoretical positions of the research can serve as the scientific basis for creation small monolingual educational dictionaries in the country in the near future. The obtained theoretical results will promote working up the problems connected with the structure of glossary in a later time, in creation of monolingual dictionaries of  small type in the Kazakh lexicography.

       Practical significance of the research.

       In the thesis research structural peculiarities of the creation of small monolingual educational dictionary oriented to the potential possibilities of the lexical basis of the Kazakh language are justified for the first time. This, in its turn, will promote the use of the results of the manual and guide in working up  dictionaries of  small type. The results of the research can be used for teaching Kazakh language for foreigners and for working up general language and branch dictionaries including  lexical minimum, as appendix to text-books and manuals for teaching Kazakh language for the foreign audience, working up of branch dictionaries-minimums.

 Methods of the research. In the work descriptive,  comparative methods and  methods of comparative-historical analysis, structural and linguistic-statistical analysis are used.

 Approbation of the work. The contents and the results of the work are shown in five reports of the international and republican scientific conferences, in 12 articles and on scientific - theoretical seminars of the Institute of Linguistics under A.Baitursinov and in Shimkent’s Institute of International Kazakh-Turkish university under H.A.Yasaui.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Қазақ лексикографиясы. біртілді оқу сөздігін түзудің ғылыми негіздері