Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Антимонопольная политика важна для экономики любой современной страны. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Возрождение субъектов конкуренции и создание конкурентной среды — неотъемлемые условия для развития рыночных отношений. Развитие конкуренции не только мотивирует формирование рынка, но и позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Антимонопольная политика: цели, теоретическое обоснование необходимости, инструменты…………………………………………………..…4
Становление и методы антимонопольной политики в России………...11
Перспективы развития антимонопольной политики РФ в 2008-2010г..21
Анализ конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах России………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 272.76 Кб (Скачать)

      Наряду  с запретами на заключение вредных  для конкуренции соглашений и  на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции  применяется контроль над экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

      Согласно  закону "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие  достигает определенного порога по объему операций, оно обязано  получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный  контроль) или уведомить его о  них (последующий контроль).

      Предварительно  контролируются:

  • создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ5;
  • ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

      Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

  • лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
  • одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
  • лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

      В последних трех случаях предварительное  согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих  в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или  одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих  субъектов, доля которых на рынке  определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого  предприятия6.

      При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить  антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после  регистрации. В случае если создание новой фирмы ведет к ограничению  конкуренции, МАП может потребовать  от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются негативных для конкуренции последствий  своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

            В целом, можно сказать, что  контрольная деятельность антимонопольного  ведомства пока недостаточно  эффективна. Оно не привлекает  отраслевые министерства к проведению  конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской  Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые  сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется.

        Важным для антимонопольной политики  является также запрет на недобросовестную конкуренцию.

      А что же такое недобросовестная конкуренция?

      Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые  противоречат законодательству, обычаям  делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые  причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

      Так же, безусловно, растёт интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия  и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования7.

      В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

      Однако  власти субъектов Федерации и  органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу  или покупку товаров, указывают  на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и так далее8.

      Подобные  действия органов власти имеют экономическую  подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает  финансовую поддержку на выборах. Между  тем законодательство многое запрещает  должностным лицам государственной  власти и управления, как-то:

  • заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;
  • самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;
  • совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

          Кроме того, не разрешается создавать  министерства, госкомитеты и т.п.  для монополизации производства  или реализации товаров, а также  наделять уже существующие органы  полномочиями, способными ограничить  конкуренцию. Поэтому решения  исполнительной власти и местного  самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий  или предоставления льгот должны  согласовываться с антимонопольным  ведомством.

      Кроме уже перечисленных мною методов, в  политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

      В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями  в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее.

      Количество  включенных в реестр предприятий  зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем  детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий  может быть включено в реестр. Антимонопольные  органы выявляют предприятия, имеющие  значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей  и социально значимой продукции.

      Но  внесение предприятия в реестр еще  не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует  применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие  крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим  доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен  платежеспособный спрос или ресурсы  для развития производства. 

3. Перспективы развития антимонопольной политики РФ в 2008-2010 г. 

     Принятие  ФЗ от 21 июля 2005 года № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд» и от 26 июля 2006 года № 135ФЗ «О защите конкуренции», введение штрафов от 1 до 15% от суммы  выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение (но не более 1/50 оборота компании), за злоупотребление доминирующим положением (апрель 2007 года) и т.п. свидетельствуют о попытках должным образом защитить конкуренцию, сделать в целом предпринимательскую деятельность в России более свободной и защищенной. Однако очевидных успехов здесь пока еще не достигнуто, многие правильные и крайне необходимые нормы законодательства с трудом находят практическое применение.

     Весьма  показательным является тот факт, что именно в последние годы резко  возросла антиконкурентная деятельность органов власти. За период 1996—2005 годов, по сведениям ФАС9 России, число выявленных нарушений, которые можно квалифицировать как антиконкурентные действия органов власти, выросло в 5 раз, в то время как число злоупотреблений доминирующим положением - на 10,5%. В общем количестве антиконкурентных нарушений более 60% приходится именно на действия органов власти.

     Все эти цифры необходимо оценивать  с точки зрения того, что в последние годы значительные усилия были направлены на построение жесткой вертикали власти, а это естественным образом дестимулировало обращение хозяйствующих субъектов в контрольные органы, в суды по поводу антиконкурентных действий властных органов. Поэтому к официальным показателям динамики антиконкурентных действий органов власти необходимо относиться как к минимально возможным для их учета в нынешних условиях.

     Таким образом, одна из важнейших проблем  защиты конкуренции - антиконкурентная политика органов власти. Главная причина такого поведения органов власти - неэффективный мотивационный механизм чиновничества. Чиновники по-прежнему мотивированы, прежде всего, возможностью получения административно-статусной ренты. Административная реформа до настоящего времени никоим образом не затронула решение этой проблемы. Приоритеты этой реформы совершенно другие (административные регламенты и т.п.), они далеки от того, что реально необходимо делать сегодня.

     Показательным в данном отношении является тот  факт, что в соответствии с федеральным законом10 в мае 2007 года было утверждено Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра должно осуществляться уполномоченным по контролю в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. К началу сентября 2007 года в реестр было включено уже более 150 хозяйствующих субъектов. Ситуация, когда из смысла закона получается, что недобросовестными могут быть только поставщики, абсолютно неприемлема. Необходимо точно так же ведение реестра недобросовестных государственных и муниципальных заказчиков на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

     Ведение реестра недобросовестных государственных  и муниципальных заказчиков направлено на противодействие антиконкурентному наступлению органов власти, наблюдаемому в последние годы. В условиях попытки внедрения бюджетирования таких органов по результату реестр будет одним из механизмов, с помощью которых данная технология бюджетного планирования может быть успешно внедрена. Установленные целевые показатели надо достигать, а для этого придется с максимальной эффективностью задействовать институт госзакупок. В таком положении добросовестное выполнение функций заказчика становится необходимостью.

     Показателем того, откуда в настоящее время  исходит главная опасность для развития конкуренции, является также тот факт, понадобилось почти два года для утверждения правительством России перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Указанный Перечень был утвержден только в мае 2007 года и до настоящего времени практически не работает. Требуется оперативный и жесткий контроль за тем, чтобы товары, размещение заказов, на поставки которых должно осуществляться путем проведения аукциона, закупались именно таким образом.

Информация о работе Антимонопольная политика