Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в приобретении навыков постановки эксперимента, определения исследуемых факторов и области планирования эксперимента, составления матриц планирования полного и дробного факторного эксперимента, расчета коэффициентов регрессии. При выполнении курсовой работы необходимо научиться работать с математическими моделями, использовать статистические критерии для оценки однородности, нормальности экспериментальных данных, значимости коэффициентов и адекватности полученной математической модели.
Выполнение курсовой работы будет способствовать закреплению знаний в области применения методов планирования эксперимента для исследования конструкций, систем, технологических процессов и их оптимизации.
b2b4=b 24+b 15+b 1346+b 1237;
X3X4= Х1X2X3X5=Х1X2X4X6=X1X7
b3b4=b 34+b 1235+b 1246+b 17;
X2X3X4= Х1X3X5=Х1X4X6=X1X2X7
b2b3b4=b 234+b 135+b 146+b 127;
X1X2X3X4= X3X5=X4X6=X2X7
b1b2b3b4=b 1234+b 35+b 46+b 27.
Есть подозрение, что эффекты взаимодействия первого порядка отличаются от нуля. Ставим вторую серию опытов:
1= -Х1Х2Х4X5=-Х1Х2Х3X6=-Х1Х3Х4X7;
X1= -Х2Х4X5=-Х2Х3X6= -X3Х4Х7
b1=b 1-b 245-b 236-b 347;
X2= -Х1Х4Х5=-Х1Х3X6=-Х1Х2X3X4X7
b2=b 2-b 145-b 136-b 12347;
X3= -Х1Х2X3X4X5=-Х1Х2Х6= -Х1Х4X7
b3=b 3-b 12345-b 126-b 147;
X4= -Х1Х2X5=-Х1Х2Х3Х4X6= -Х1Х3Х7
b4=b 4-b 125-b 12346-b 137;
X5=- Х1Х2Х4=-Х1Х2X3X5X6= -Х1Х3Х4Х5X7
b5=b 5-b 124-b 12356-b 13457;
X6= -Х1Х2Х4Х5X6=-Х1Х2Х3=-Х1Х3X4X6X
b6=b 6-b 12456-b 123-b 13467;
X7= -Х1Х2Х4Х5X7=-Х1Х2Х3X6X7=-Х1Х3X
b7=b 7-b 12457-b 12367-b 134;
X1X2= -Х4Х5=-Х3X6=-Х2Х3X4X7
b1b2=b 12-b 45-b 36-b 2347;
X1X3= -Х2Х3X4X5=-Х2X6=-X4X7
b1b3=b 13-b 2345-b 26-b 47;
X1X4= -Х2X5=-Х2X3X4X6=-X3X7
b1b4=b 14-b 25-b 2346-b 37;
X2X3= -Х1X3X4X5=-Х1X6=-X1X2X4X7
b2b3=b 23-b 1345-b 16-b 1247;
X2X4= -Х1X5=-Х1X3X4X6=-X1X2X3X7
b2b4=b 24-b 15-b 1346-b 1237;
X3X4= -Х1X2X3X5=-Х1X2X4X6=-X1X7
b3b4=b 34-b 1235-b 1246-b 17;
X2X3X4= -Х1X3X5=-Х1X4X6=-X1X2X7
b2b3b4=b 234-b 135-b 146-b 127;
X1X2X3X4= -X3X5=-X4X6=-X2X7
b1b2b3b4=b 1234-b 35-b 46-b 27.
Используем метод перевала, при этом получаем:
b1=b 1; b2=b 2; b3=b 3; b4=b 4; b5=b 5; b6=b 6; b7=b 7; b1b2=b 12; b1b3=b 13; b1b4=b 14; b2b3=b 23; b2b4=b 24; b3b4=b 34; b2b3b4=b 234; b1b2b3b4=b 1234.
Используя метод перевала, мы добились того, что проведя 2 серии экспериментов, 1 серия с генеральным соотношением: X5=X1X2Х4; X6=X1X2X3; X7=X1X3X4, 2 серия с генеральным соотношением: X5=-X1X2Х4; X6=-X1X2X3;
X7=-X1X3X4. Таким образом при сложении результатов обеих серий они взаимоуничтожаются.
4.3 Задание 3 – Применение ДФЭ
По информации, полученной при проведении полного факторного эксперимента (ПФЭ) в задании 1 выяснилось, что одно из парных взаимодействий и тройное оказались статистически незначимыми. Требуется проведение дробного факторного эксперимента (ДФЭ) с учетом дополнительных факторов: скорости нагрева , ( ) и изотермической выдержки , мин ( ). Условия проведения ДФЭ представлены в таблице 8 и 9. Таблица 8 – Условия проведения ДФЭ
Таблица 9- Значения функции отклика при проведении пяти параллельных опытов
|
Порядок выполнения работы:
Gэкс=0.21
f1=n-1=5-1=4 и f2=N=8, отсюда следует, что Gтабл=0.391
Gтабл>Gэкс , дисперсии однородны.
Sb=0.1175 и S2y=0.0147.
Составим линейную математическую модель, где x4=x1x2 и x5=x1x2x3:
y=b0+b1x1+b2x2+b3x3+b4x4+b5x5
y=8.654+1.332x1+0.671x2+1.
Проверим адекватность данной ММ, дисперсия адекватности определяется по формуле 16:
Определяем FТ по таблице, в зависимости от чисел степеней свободы, согласно тому, что f1=n(N-1)=5(8-1)=35
и f2=N(n-1)=8(5-1)=32, получаем FТ=1.6
Fр>FТ , гипотеза об адекватности отклоняется.
8 Составим новую ММ с добавлением всех парных коэффициентов b:
y=8.654+1.332x1+0.671x2+1.
Проверим адекватность данной ММ:
Проверим адекватность данной ММ, дисперсия адекватности определяется по формуле 16:
Fр>FТ , гипотеза об адекватности отклоняется.
Таблица 10 – Сводная таблица для задания 3
Номер точки факторного пространства |
Номер опыта |
X0 |
X1 |
X2 |
X3 |
X1X2 |
X1X3 |
X2X3 |
X1X2X3 |
Yi1 |
Yi2 |
Yi3 |
Yi4 |
Yi5 |
Yi |
S2yi | |||||||||
С1 |
С2 |
С3 |
С4 |
C5 | |||||||||||||||||||||
1 |
7 |
8 |
4 |
4 |
6 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
5.931 |
5.664 |
5.631 |
5.686 |
5.717 |
5.726 |
0.0141 | |||||
2 |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
7.925 |
8.238 |
8.181 |
8.126 |
7.921 |
8.078 |
0.0216 | |||||
3 |
4 |
4 |
7 |
5 |
1 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
6.706 |
6.964 |
6.993 |
6.986 |
6.701 |
6.870 |
0.0232 | |||||
4 |
1 |
6 |
3 |
7 |
5 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
9.297 |
9.403 |
9.309 |
9.181 |
9.210 |
9.280 |
0.0077 | |||||
5 |
3 |
3 |
8 |
1 |
4 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
7.700 |
7.607 |
7.730 |
7.637 |
7.831 |
7.701 |
0.0077 | |||||
6 |
2 |
7 |
2 |
2 |
2 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
10.595 |
10.295 |
10.381 |
10.535 |
10.346 |
10.430 |
0.0164 | |||||
7 |
8 |
1 |
1 |
8 |
8 |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
8.939 |
9.112 |
9.118 |
8.956 |
8.842 |
8.993 |
0.0143 | |||||
8 |
6 |
2 |
6 |
6 |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12.082 |
12.101 |
12.149 |
12.182 |
12.268 |
12.156 |
0.0054 | |||||
|
69.232 |
10.656 |
5.368 |
9.328 |
0.492 |
1.128 |
0.672 |
0.376 |
Критерий Кохрена Gp=0.21 Gкр=0.391 (f1=4; f2=8; α=0.05 ) Вывод: дисперсии однородны |
||||||||||||||||
Критерий Стьюдента α=0.05 f=24 tкр=2.06 |
bj |
8.654 |
1.332 |
0.671 |
1.166 |
0.0615 |
0.141 |
0.084 |
0.047 |
||||||||||||||||
tj |
588.71 |
90.61 |
45.65 |
79.32 |
4.18 |
9.59 |
5.71 |
3.197 |
Критерий Фишера α=0.05; f1=35; f2=32 |
||||||||||||||||
Вывод |
З н |
З н |
З н |
З н |
З н |
З н |
З н |
З н |
Fp |
Fкр |
Вывод | ||||||||||||||
Линейная
ММ y=8.654+1.332x1+0.671x2+1. |
31.384 |
1.6 |
ММ не адекватна | ||||||||||||||||||||||
Не
линейная ММ y=8.654+1.332x1+0.671x2+1. +0.084х2х3+0.0615х1х2 |
5.77 |
1.6 |
ММ не адекватна |
Заключение
Использование теории планирования эксперимента является одним из путей существенного повышения эффективности многофакторных экспериментальных исследований. Под планированием эксперимента понимают процедуру выбора числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью. Основные преимущества активного эксперимента связаны с тем, что он позволяет:
1 Минимизировать общее число опытов;
2 Выбирать четкие
логически обоснованные
3 Использовать математический аппарат, формализующий многие действия экспериментатора;
4 Одновременно варьировать всеми переменными и оптимально использовать факторное пространство;
5 Организовать эксперимент
таким образом, чтобы
6 Получать математические модели, имеющие лучшие в некотором смысле свойства по сравнению с моделями, построенными из пассивного эксперимента;
7 Рандомизировать условия опытов, то есть многочисленные мешающие факторы превратить в случайные величины;
8 Оценивать элемент неопределенности, связанный с экспериментом, что дает возможность сопоставлять результаты, полученные разными исследователями.
В планировании экспериментов применяются в основном планы первого и второго порядков. Планы более высоких порядков используются в инженерной практике редко. В данном работе было кратко изложена методика составления плана эксперимента для моделей первого порядка.
Итоги работы: