Планирование и организация эксперимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в приобретении навыков постановки эксперимента, определения исследуемых факторов и области планирования эксперимента, составления матриц планирования полного и дробного факторного эксперимента, расчета коэффициентов регрессии. При выполнении курсовой работы необходимо научиться работать с математическими моделями, использовать статистические критерии для оценки однородности, нормальности экспериментальных данных, значимости коэффициентов и адекватности полученной математической модели.
Выполнение курсовой работы будет способствовать закреплению знаний в области применения методов планирования эксперимента для исследования конструкций, систем, технологических процессов и их оптимизации.

Работа содержит 1 файл

задание.doc

— 637.50 Кб (Скачать)

Необходимо получить математическую модель вида =f (T,q, x) для последующей оптимизации параметров процесса пластической обработки.

Экспериментальное исследование условий горячего прессования алюминиевого сплава 1915 позволило установить технологически разумные пределы, в которых могут изменяться факторы. Они представлены  в таблицах 4 и 5.

Для решения задачи моделирования  принято решение провести ПФЭ 23.

Таблица 4 – Значение факторов на нижнем, основном и верхнем  уровнях

Уровни факторов

Факторы процесса

X1

X2

X3

Нижний

3

25

0.20

Основной

8

30

0.40

Верхний

13

35

0.60


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5- Значение функции  отклика при проведении четырех параллельных опытов

Y1

Y2

Y3

Y4

0.12

0.12

0.14

0.12

0.06

0.07

0.06

0.08

0.20

0.18

0.19

0.20

0.18

0.16

0.16

0.17

0.13

0.12

0.15

0.16

0.11

0.12

0.11

0.10

0.24

0.23

0.22

0.21

0.20

0.21

0.19

0.18


Порядок выполнения задания 1:

  1. Составим матрицу планирования для ПФЭ 23 с использованием дополнительного нулевого фактора x0 и рандомизировать опыты с помощью таблицы случайных чисел. Все результаты будут занесены в таблицу 6.
  2. Проведем эксперимент во всех точках факторного пространства, повторим их четыре раза, получим значение функции отклика yi1; yi2; yi3; yi4. Рассчитаем для каждой i-й точки среднее значение выходной величины yi построчную дисперсию S2yi, используя следующие формулы 9, 10:

     ,                               (9)

  где n- количество опытов (n=4)

                                (10)

  1. Проверим однородность дисперсий по критерию Кохрена, при уровне значимости α=0.05. Критерий Кохрена выбираем потому, что число сравниваемых дисперсий больше двух.

    ,                                          (11)

где N- количество точек факторного пространства

Gэкс=0.30

f1=n-1=4-1=3 и f2=N=8, отсюда следует, что Gтабл=0.438

Gтабл>Gэкс , дисперсии однородны.

    1. Определим коэффициенты уравнения регрессии по формуле 12:

   ,                          (12)

где j- номер коэффициента

  1. Проверим гипотезу о статистической значимости (отличной от нуля) коэффициентов регрессии с помощью критерия Стьюдента. Для этого произведем расчет, используя следующие формулы 13; 14; 15:

,                                       (13)

  ,                                     (14)

,                              (15)

Sb=0.0016 и S2y=0,013

  1. Составим уравнение регрессии в кодированном виде, используя найденные коэффициенты.

Сначала составим линейную математическую модель:

y=b0+b1x1+b2x2+b3x3;

y=0.153-0.018x1+0.042x2+0.015x3.

Проверим  адекватность данной линейной мм, дисперсия  адекватности определяется по формуле 16:

,                       (16)

где L- число значимых коэффициентов, без учета b0

    1. Адекватность  ММ проверяем  по F-критерию Фишера:

,                                           (17)

  

Определяем  Fт по таблице, в зависимости от чисел степеней свободы, согласно тому, что f1=n(N-1)=4(8-1)=28

и f2=N(n-1)=8(4-1)=24, получаем =1.7

Fр>FТ , гипотеза об адекватности отклоняется.

  1. Составим новую ММ с добавлением следующего наибольшего коэффициента b:

y=0.153-0.018x1+0.042x2+0.015x3+0.004x1 x2.

Проверим  адекватность данной ММ:

Fр>FТ , гипотеза об адекватности отклоняется.

  1. Составим новую ММ с добавлением следующего наибольшего коэффициента b:

y=0.153-0.018x1+0.042x2+0.015x3+0.004x1 x2+0.0028x1x3.

Проверим  адекватность данной ММ:

  Fр < FТ , гипотеза об адекватности принимается.

    1. Переходим к исходным физическим переменным:

 ;  ;

Записываем  уравнение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6 – Сводная таблица  для расчета задания 1

Номер точки факторного пространства

Номер опыта

X0

X1

X2

X3

X1X2

X1X3

X2X3

X1X2X3

Yi1

Yi2

Yi3

Yi4

Yi

S2yi

С1

С2

С3

С4

1

1

6

8

4

+

-

-

-

+

+

+

-

0.12

0.12

0.14

0.12

0.125

0.00010

2

4

1

5

6

+

+

-

-

-

-

+

+

0.06

0.07

0.06

0.08

0.068

0.00009

3

2

4

4

5

+

-

+

-

-

+

-

+

0.20

0.18

0.19

0.20

0.193

0.000092

4

3

5

6

7

+

+

+

-

+

-

-

-

0.18

0.16

0.16

0.17

0.168

0.00009

5

5

2

3

1

+

-

-

+

+

-

-

+

0.13

0.12

0.15

0.16

0.140

0.00033

6

6

8

7

2

+

+

-

+

-

+

-

-

0.11

0.12

0.11

0.10

0.110

0.000067

7

8

7

1

8

+

-

+

+

-

-

+

-

0.24

0.23

0.22

0.21

0.225

0.00017

8

7

3

2

3

+

+

+

+

+

+

+

+

0.20

0.21

0.19

0.18

0.195

0.00017

1.224

-0.144

0.336

0.12

0.032

0.0224

0.0024

-0.032

Критерий  Кохрена

Gэкс=0.3

Gтабл=0.44    (f1=3; f2=8; α=0.05 )

Вывод: дисперсии однородны

 

Критерий  Стьюдента

α=0.05

f=24

tкр=2.06

bj

0.153

-0.018

0.042

0.015

0.004

0.0028

0.0003

-0.004

 

tj

95.63

11.25

26.25

9.38

2.5

1.75

0.19

2.5

Критерий  Фишера 

α=0.05; f1=28; f2=24

Вывод

З н 

З н 

З н 

З н 

З н 

Н з 

Н з 

З н 

Fp

FТ

Вывод

Линейная  ММ y=0.153-0.018x1+0.042x2+0.015x3

3.07

1.7

ММ  не адекватна

Не  линейная ММ y=0.153-0.018x1+0.042x2+0.015x3+0.004x1x2

1.86

1.7

ММ  не адекватна

Не  линейная ММ y=0.153-0.018x1+0.042x2+0.015x3+

+0.004x1x2+0.0028x1x3

1.26

1.7

ММ адекватна

ММ в натуральном масштабе y=0.0278-0.0196T+0.00712Q-0.149E+0.00016TQ+0.028TE


 

4.2 Задание  2 – Расчет коэффициентов

 

В соответствии со своим вариантом составить план эксперимента для построения линейной математической модели. Построить систему оценок коэффициентов регрессии.

Таблица 7 – Сводная  таблица для расчета задания 2

варианта

ДФЭ

Определяющий контраст

11

27-3

1= Х1Х2Х4X51Х2Х3X61Х3Х4X7


Первая серия опытов:

1= Х1Х2Х4X51Х2Х3X61Х3Х4X7;

X1= Х2Х4X52Х3X6= X3Х4Х7

b1=b 1+b 245+b 236+b 347;

X2= Х1Х4Х51Х3X61Х2X3X4X7

b2=b 2+b 145+b 136+b 12347;

X3= Х1Х2X3X4X51Х2Х6= Х1Х4X7

b3=b 3+b 12345+b 126+b 147;

X4= Х1Х2X51Х2Х3Х4X6= Х1Х3Х7

b4=b 4+b 125+b 12346+b 137;

X5= Х1Х2Х41Х2X3X5X6= Х1Х3Х4Х5X7

b5=b 5+b 124+b 12356+b 13457;

X6= Х1Х2Х4Х5X61Х2Х31Х3X4X6X7

b6=b 6+b 12456+b 123+b 13467;

X7= Х1Х2Х4Х5X71Х2Х3X6X71Х3X4

  b7=b 7+b 12457+b 12367+b 134;

X1X2= Х4Х53X62Х3X4X7

b1b2=b 12+b 45+b 36+b 2347;

X1X3= Х2Х3X4X52X6=X4X7

b1b3=b 13+b 2345+b 26+b 47;

X1X4= Х2X52X3X4X6=X3X7

b1b4=b 14+b 25+b 2346+b 37;

X2X3= Х1X3X4X51X6=X1X2X4X7

b2b3=b 23+b 1345+b 16+b 1247;

X2X4= Х1X51X3X4X6=X1X2X3X7

Информация о работе Планирование и организация эксперимента