Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всей мировой экономики. К одной из основных глобальных проблем всего мира относится сырьевая, так как земельные ресурсы являются главными источниками жизнеспособности и процветания любой страны.
Введение
1Общая характеристика Республики Татарстан
2Анализ существующих проблем социально – экономического развития Республики Татарстан
3 Анализ перспектив развития экономики Республики Татарстан
Заключение
Список использованных источников
В соответствии с действующим законодательством деятельность в личных подсобных хозяйствах сегодня не относится к предпринимательской деятельности и не облагается налогами. Однако программ по активному использованию этого «безналогового сектора» сегодня нет.
При прокладке инженерных коммуникаций через земельные участки, не принадлежащие компаниям, по решению которых эта работа выполняется, как правило, превалируют интересы именно крупных компаний. Особенно много проблем при прокладке, ремонте и реконструкции коммунальных сетей через земельные участки, занятые жилым фондом.
Не везде завершена работа по межеванию прилегающих к жилым домам придомовых территорий, что означает отсутствие налогоплательщика. Отсутствует эта информация в большинстве технических паспортов жилых домов.
Не снято недовольство сельского населения, своевременно не оформившего свои права на земельные паи.
С 1 января 2012 года при отсутствии в муниципальном образовании документов территориального планирования и правил землепользования и застройки будет запрещено осуществлять основные виды градостроительной деятельности.
Несмотря на это, в настоящее время работа по разработке и утверждению документов территориального планирования не завершена в большинстве муниципальных образований республики.
Так, на сегодняшний день утверждены схемы территориального планирования Зеленодольского и Альметьевского муниципальных районов Республики Татарстан, в разработке находятся 30 схем территориального планирования, в стадии согласования находятся проекты схем территориального планирования Лаишевского, Высокогорского, Пестречинского, Верхнеуслонского, Тукаевского, Азнакаевского, Спасского, Нижнекамского, Елабужского, Бугульминского и Заинского муниципальных районов Республики Татарстан.
Также на сегодняшний день утверждены 22 генеральных плана, в том числе городов Казань и Набережные Челны, проекты 10 генеральных планов разработаны и находятся на стадии согласования, разрабатываются генеральные планы 15 поселений – административных центров муниципальных районов, 56 генеральных планов городских и сельских населенных пунктов.
Но даже и разработанные Генеральные планы уже сегодня неактуальны, так как в них не вносятся текущие изменения в сфере социально-экономического развития муниципальных образований. Такая ситуация делает невозможным создание рациональной схемы развития и размещения производительных сил, включая объекты общественной инфраструктуры.
В настоящее время более 940 предприятий находится в стадии банкротства. Обсуждению проблем финансового оздоровления предприятий было посвящено специальное заседание Совета Безопасности Республики Татарстан. Одной из важнейших проблем была отмечена распродажа арбитражными управляющими, как правило, имущественных комплексов предприятий по частям. Кроме того, еще до начала процедур банкротства этот комплекс оказывается уже частично выведенным из активов предприятий и малопригоден для последующей экономической реабилитации предприятия. Значительно влияние органов местного самоуправления на принятие решений арбитражными управляющими, и это влияние не всегда «работает» на сохранение целостности имущественного комплекса и его последующей коммерциализации.
Вместе с тем, как правило, отсутствует пакет предложений по реабилитации инвестиций и самих предприятий. Государственные и муниципальные органы, ответственные за управление имуществом, не являются участниками процедур выкупа имущественных комплексов с целью последующего эффективного их использования в интересах республики.
Объем незавершенных строительством объектов социально-культурной сферы составляет порядка 22,1 млрд. руб. остаточной стоимости, включая объекты, не вышедшие за нормативные сроки строительства, и 9,8 млрд. руб. освоенных средств на эти объекты. Более того, часть объектов строится по 8-10 лет. Редко соблюдаются нормативные сроки строительства. Один и тот же застройщик может получить разрешение на строительство нового объекта, не завершив к этому времени целый ряд предыдущих. Как правило, в связи с превышением нормативных сроков строительства увеличивается и стоимость работ. Многие объекты общественной инфраструктуры строятся без должного учета уровня обеспеченности данного муниципального образования этими объектами, а также без учета перспективы развития соответствующих отраслей экономики и социальной сферы. Отсутствует единый реестр существующих, строящихся и планируемых к строительству объектов.
Сегодня
предприятия республики занимают около
70 млн. кв. м производственных площадей,
включая земельные участки
Вместе с тем, необходимо отметить, что существует ряд объективных причин неэффективного использования площадей предприятий. В частности, оборонные предприятия вынуждены относить затраты на содержание неиспользуемого имущества специального назначения на производство гражданской продукции и по понятным причинам не могут коммерциализировать данные пощади. На некоторых предприятиях в структуре затрат содержание этого имущества составляет значительную долю.
Уровень
воды в реках Кама и Волга более
чем на 2 метра ниже критической
отметки. Сегодня он составляет около
49 м. В результате нарушен судовой
ход, серьезные проблемы появились
с водозабором и водоотведением
Может
также достичь критической
Источником социальной напряженности в ряде муниципальных районов может стать прямое или косвенное участие представителей муниципальной власти в приватизации объектов естественных монополий коммунального комплекса (водоснабжение, водоотведение, сбор, вывоз, захоронение и утилизация отходов). При этом возникает конфликт интересов между населением, муниципальной властью и частным бизнесом при установлении тарифов на эти услуги, где муниципальная власть порой становится заинтересованной стороной в завышении тарифов и непрозрачности отношений в этой сфере.
Влияние проблем размещения производительных сил на развитие отраслей (секторов) экономики
Опыт работ по разработке комплексных инвестиционных планов по трем защищенным в федеральных органах КИПам (г. Набережные Челны, п.г.т. Камские Поляны, г. Чистополь), показал, что самым сложным блоком проблем при их разработке стало отсутствие крупных инвестиционных проектов. Аналогичные проблемы возникли при формировании проекта государственного заказа на прикладные научные исследования, а также при проведении конкурсов - таких, например, как «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан». Создание малых инновационных предприятий при вузах и, соответственно, концентрация локализации в них вузовских инициатив еще более обостряют эти проблемы.
Кроме того, как показали исследования Всемирного банка, хотя Татарстан в целом относится к числу регионов с привлекательным инвестиционным климатом, однако все еще имеются значительные административные барьеры, связанные с получением различного рода разрешительной документации и подбором индустриальных площадок для размещения инвестиционных проектов.
Существует также проблема «инкубирования» проектов в бизнес-инкубаторах, которые, по сути своей, являются сегодня бизнес-гостиницами. В инновационном меморандуме Республики Татарстан на 2010 год для каждого субъекта инновационной и инвестиционной инфраструктуры определены индикаторы оценки эффективности их работы.
Сегодня в республике существует нормативная база, определяющая уровень государственных гарантий в обеспечении услугами объектов социальной сферы. Определены также стандарты нормативной обеспеченности этими объектами. Однако все еще значителен разброс по этому параметру между муниципальными районами и городскими округами и тем более между поселениями. В значительной степени это обусловлено тремя причинами:
Кроме того, при принятии решения о строительстве нового объекта не всегда учитываются приоритеты развития отраслей социальной сферы. Не развиваются также вариативные формы предоставления социальных услуг.
Создание
единого реестра объектов инфраструктуры,
включая ведомственные объекты,
позволило бы иметь точное представление
об обеспеченности ими муниципальных
образований. Кроме того, стало бы
возможным обоснованно принимат
Если предыдущая проблема была обусловлена необходимостью снижения размаха асимметрии в обеспеченности объектами общественной инфраструктуры, то данная проблема, прежде всего, ориентирована на создание привлекательных условий для привлечения трудовых ресурсов из других регионов республики и из-за ее пределов.
В частности, для развития производства на ОАО «КАМАЗ» и ОАО «СОЛЛЕРС» остро требуются высококвалифицированные специалисты из-за рубежа, для которых привлекательным условием (кроме заработной платы и условий работы) является еще и наличие привычной среды для получения образовательных, медицинских, спортивных и рекреационных услуг. Кроме того, лицам, готовым принять решение о работе на предприятии в населенном пункте, где они не проживают, довольно сложно подобрать по приемлемой цене жилые помещения для временного проживания семьи, устроить детей в дошкольные и школьные образовательные учреждения, а также, учитывая недостаточно развитую дорожную и транспортную инфраструктуру, обеспечить необходимую транспортную мобильность, в случае, если место проживания и место работы человека расположены в разных населенных пунктах.
В настоящее время в республике завершается работа по формированию 11 образовательных кластеров. Главное их назначение – это создание системы непрерывного профессионального образования, а также баланса потребностей экономики с выпуском специалистов из образовательных учреждений. Результатом этой работы, кроме перечисленного, станет еще и создание новых специальностей в образовательных учреждениях, а также ликвидация отдельных учреждений начального профессионального образования.
Проводимая работа является лишь начальным этапом реформирования системы профессионального образования. В последующем потребуется принять решение, связанное с учетом территориального расположения вновь создаваемых или расширяющих свою деятельность образовательных учреждений. По понятным причинам они станут центрами притяжения выпускников школ и учреждений начального и среднего профессионального образования, проживающих в данном муниципальном образовании, с большой степенью вероятности остаться в нем работать.
Информация о работе Анализ проблем и перспектив развития региона на примере Республики Татарстан