Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всей мировой экономики. К одной из основных глобальных проблем всего мира относится сырьевая, так как земельные ресурсы являются главными источниками жизнеспособности и процветания любой страны.
Введение
1Общая характеристика Республики Татарстан
2Анализ существующих проблем социально – экономического развития Республики Татарстан
3 Анализ перспектив развития экономики Республики Татарстан
Заключение
Список использованных источников
Анализ проблем и перспектив развития региона на примере
Республики Татарстан
Содержание
Введение
1Общая характеристика Республики Татарстан
2Анализ существующих
проблем социально –
3 Анализ перспектив развития экономики Республики Татарстан
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всей мировой экономики. К одной из основных глобальных проблем всего мира относится сырьевая, так как земельные ресурсы являются главными источниками жизнеспособности и процветания любой страны.
В этой связи большое значение приобретает изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о региональном и оптимальном освоении природных богатств.
Объектом исследования данной курсовой работы является Приволжский федеральный округ, в частности Республика Татарстан.
Предмет исследования - природно-ресурсный потенциал, экономическое состояние, внешнеэкономические и межрегиональные связи ПФО и регионов, входящих в его состав.
Цель исследования – изучить современное состояние экономики ПФО и определить перспективы его развития.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:
- изучить экономическое
состояние Приволжского
- исследовать минерально-сырьевую базу, уровень технологий в производстве и добыче полезных ископаемых региона;
- оценить потенциал
экономического развития и
- рассмотреть пути повышения эффективности использования природных ресурсов;
- выявить экологически
опасные производства региона,
предприятия с устаревшим
1Общая характеристика Республики Татарстан
Один из субъектов
Российской Федерации Республика Татарстан
была образована в 1920 году 27 мая. Согласно
декретам нового социалистического
государства она входила в
состав СССР на правах автономии и
именовалась Татарской
Государство находится в центре РФ, занимает часть Восточно-Европейской равнины. Главные водные артерии - реки Волга и Кама и её притоки: Вятка и Белая. Протяженность территории Татарстана с севера на юг составляет 290 км, а с запада на восток - 460 км.
Преобладает климат умеренный, континентальный с тёплым летом и относительно холодной зимой.
Леса составляют около 16 % территории государства. Преобладают лиственные породы деревьев. Республика обладает большим потенциалом – плодородными почвами различных видов. Но главное богатство – это нефть. На территории Республики открыто 127 нефтяных месторождений, из которых добывается более 800 миллионов тонн. При этом прогнозируется увеличение добычи чёрного золота. Попутно ведётся добыча газа и незначительное количество каменного угля. Из полезных ископаемых на территории Татарстана ещё имеются: известняки и доломиты, строительный песок и глина, песчано-гравийная смесь и строительный камень, гипс, битум, сланцы, медь и бокситы, подземные воды: минерализованные и пресные. Добыча полезных ископаемых негативно отразилась на экологии Татарстана. Поэтому остро встал вопрос о строительстве очистных сооружений.
Республика Татарстан
– многонациональное
На территории государства зарегистрированы: 43 района, 21 город, из которых 14 являются городами республиканского значения и 20 посёлков городского типа. Самый крупный город – столица Республики Казань.
Государственными языками утверждены два языка: татарский и русский.
Татарстан – многоконфессиональное
государство. Регистрацию прошли более
1000 религиозных объединений, но главными
считаются – ислам и
Культура этого государства многообразна. Она вобрала в себя черты западной цивилизации и восточной. Эта культурная тенденция сложилась исторически, много веков здесь сосуществовали три мировые религии, строились их культовые здания, слагались произведения, отражающие традиции жителей страны. Эти тенденции сохранились до сих пор: отреставрированы и восстановлены православный Благовещенский собор и мечеть Кул-Шариф. Казанский Кремль – это особая страница в культурной жизни Татарской Республики. Ансамбль - воплощение не только всех культур и народов, но всех эпох. Неповторимость и уникальность архитектурного ансамбля Кремля отмечена занесением его в Список всемирного культурного и природного наследия. Это великое событие произошло в 2000 году. Правительство Татарстана создало на территории Кремля Государственный историко-культурный музей-заповедник.
825 наименований газет
и журналов издаются на
В Республике Татарстан хорошо развитая сеть образовательных услуг. Базовое 9-летнее образование бесплатное и обязательное. Далее молодёжь Татарстана может продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях, вузах и академиях. Уже более двухсот лет столица Республики Казань – ведущий научный центр Восточной Европы. Здесь появились научные школы физиков, астрономов, лингвистов и т. д., которые известны во всём мире. Огромный вклад в обороноспособность страны внесли учёные этих школ в годы Второй мировой войны, сотрудничая с эвакуированными в Казань сотрудниками Академии наук СССР. Образовательные традиции в государстве развиваются и ныне, здесь насчитывается более тридцати ВУЗов, половина из них имеет статус государственных. С 1991 года функционирует Академия наук Республики Татарстан, которая постоянно совершенствует свою структуру. В Академии ведётся большая научно-исследовательская работа, имеющая практический характер и выход на мировое пространство. Сотрудники Академии поддерживают связи со всеми Академическими центрами стран СНГ и некоторыми научными центрами стран дальнего зарубежья.
Республика Татарстан поддерживает и развивает тесные экономические связи со многими иностранными государствами.
Международные связи Республики Татарстан представляют одну из форм самоопределения нашего народа в рамках федерации, эффективный механизм развития нашей государственности. Географически республика обладает международной открытостью, импортирует из-за границы такие факторы производства как капитал, труд и услуги, активно участвует в международной торговле. Татарстан имеет свои зарубежные институты, обладает прямыми транспортными связями с иностранными государствами, активно участвует в научных, культурных, образовательных программах и проектах с партнерами из зарубежных стран.
За прошедший период накоплен значительный международный опыт, позволяющий республике уверенно смотреть в будущее. Сегодня Татарстан не только способен самостоятельно участвовать в международной деятельности, активно развивать свои зарубежные контакты, но и вносить существенный вклад в развитие федерализма, укрепление авторитета России на международной арене.
Основными приоритетами международной деятельности Татарстана продолжают оставаться дальнейшее развитие принципов федерализма, расширение торгово-экономического, научно-технического, культурного и гуманитарного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, гибкая стратегия привлечения иностранных инвестиций и формирование эффективной структуры поддержки конкурентоспособности экспорта, развитие связей с диаспорой, проживающей за пределами республики, интеграция Татарстана в международную экономику, обеспечение благоприятных внешних условий для всестороннего внутреннего развития Татарстана, для укрепления его суверенитета.
2Анализ
существующих проблем
Социально-экономическое
развитие страны и ее регионов в
последнее десятилетие
свободного рынка и демократического - общества, содержат в себе институциональные ловушки, не учет наличия которых может привести к системным ошибкам. Причем здесь важно учитывать совокупность формальных и неформальных ограничений, которые, как показывает мировой опыт, являются следствием сохранения противоречивых институциональных проблем.
Решение задач, требующих создания инновационной диверсифицированной экономики и на этой основе повышения ее конкурентоспособности, потребовало анализа наличия институциональных факторов и ловушек, которые могут стать ограничениями для дальнейшего развития республики.
В качестве инструмента
функционального анализа
- Имущественные отношения;
- Размещение производительных сил;
- Человеческий капитал и рынок труда;
- Инновационное развитие;
- Деятельность монопольных организаций;
- Урбанизация и рурализация;
- Теневая экономика;
- Средний класс;
- Финансовые институты;
- Участие государства в экономике;
- Либерализация цен и тарифная политика;
- Уровень жизни – экономические и экологические факторы.
До настоящего времени система программирования в республике была построена по отраслевому, территориальному (муниципальному) и ведомственному разрезам. В этой связи из поля зрения выпадали угрозы и риски, возникающие по причине наличия или появления проблем, носящих институциональный характер. Выбор подхода к разработке настоящей программы, построенной на анализе влияния институциональных факторов, обусловлен именно этим обстоятельством. Аналогичные подходы применяются при разработке программ в других странах, однако на сегодня отсутствует информация о применении институционального подхода в системах программирования других субъектов Российской Федерации. Важно отметить, что отраслевые и территориальные программы целесообразно разрабатывать тогда, когда необходимо решить проблемы (стратегические и тактические) в пределах установленных «коридоров» институциональных факторов, когда с высокой степенью уверенности можно считать, что эти факторы отсутствуют. Вместе с тем, как показывает многолетний опыт, в реализуемых и разрабатываемых сегодня в республике программах делается акцент на финансирование программных мероприятий, которые нередко являются текущими задачами министерств, ведомств и органов местного самоуправления.
Характеристика проблем в сфере управления имущественными отношениями
Сегодняшняя
ситуация в сфере управления имуществом
характеризуется, с одной стороны,
достаточной нормативной
Именно эта сложность предопределила появление целого блока проблем в этой сфере. Прежде всего, это касается координации взаимодействия субъектов управления и владения имуществом. Мировой опыт, а также лучшая практика в субъектах Федерации подтверждают целесообразность четкого разграничения полномочий между ними. При этом государство всегда должно быть активным «игроком» на рынке имущественных отношений.
Информация о работе Анализ проблем и перспектив развития региона на примере Республики Татарстан