Анализ проблем и перспектив развития региона на примере Республики Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всей мировой экономики. К одной из основных глобальных проблем всего мира относится сырьевая, так как земельные ресурсы являются главными источниками жизнеспособности и процветания любой страны.

Содержание

Введение
1Общая характеристика Республики Татарстан
2Анализ существующих проблем социально – экономического развития Республики Татарстан
3 Анализ перспектив развития экономики Республики Татарстан
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

эмх равиля.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Наибольшее  количество проблем накопилось в сфере земельных отношений. Сегодня в Республике Татарстан нет межселенных территорий, а значит, основной имущественный комплекс в виде земельных участков строго распределен по территориям поселений. При этом часть земель является собственностью муниципалитетов, Российской Федерации, Республики Татарстан, хозяйствующих субъектов и населения.

На  сегодня площадь земель на территории Республики Татарстан составляет 6783,7 тыс. га, из них в частной, либо долевой  собственности граждан и организаций, находятся 3145,4 тыс. га земель (46%).

Право распоряжения земельными участками  распределено следующим образом: у  федеральных органов власти – 1676,1 тыс. га, у муниципальных образований  – 1946,1 тыс. га, у Республики Татарстан  – 25 тыс. га.

Земельный фонд республики состоит из 4631,1 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, 79 тыс. га земель промышленности и иного специального назначения, 436,1 тыс. га земель водного фонда, 1217,7 тыс. га земель лесного фонда.

При выполнении таких операций как изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, перевод земель из одной категории в другую, а также вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков необходима скоординированная деятельность всех перечисленных субъектов право обладания и обязательная публичность данных процессов.

Сегодня есть ряд ограничений с использованием земель под инженерные и транспортные коммуникации, лесопосадки т.д.

Важным  имущественным ресурсом являются особо  охраняемые природные территории. Их 160, в том числе 1 заповедник (Волжско-Камский), 1 национальный парк (Нижняя Кама), 129 памятников природы, 29 природных заказников. Их формирование и развитие сопряжено с рациональным использованием земельных, лесных и водных ресурсов. Необходимо отметить, что сегодня не завершена работа по их паспортизации, нет и стратегии их развития.

Ряд проблем  накопился в сфере использования  и развития инфраструктурного имущественного комплекса. Так, тарифная политика в  системе железнодорожных грузовых перевозок привела к тому, что  основная часть предприятий перешла на использование автомобильных перевозок в своей хозяйственной деятельности. Можно утверждать, что сегодня налицо транспортная дискриминация хозяйствующих субъектов и населения по причине явного разрыва состояния федеральной трассы М7 «Волга» и требований, предъявляемых к ней.

В Республике Татарстан отсутствует официально принятый минимальный транспортный стандарт.

Так же, но уже в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Татарстан  не может принимать управленческие решения по эффективности использования водных путей и ресурсов крупных магистральных рек Волга, Кама, Вятка, транзитом протекающих по территории республики. Забор воды, использование общераспространенных полезных ископаемых со дна реки, повышение уровня Куйбышевского водохранилища и т.д. - все это не является исключительной компетенцией Республики Татарстан. Особую озабоченность сегодня вызывает процесс снижения уровня воды, который в настоящее время составляет порядка 49 метров, что более чем на 2 метра ниже нормативного значения. Это привело к нарушению судового хода, к проблемам забора воды для питьевых и хозяйственных нужд, к обострению экологических проблем, связанных с сохранением объектов биоразнообразия и инженерными коммуникациями, сопряженными с использованием водных ресурсов.

Серьезные проблемы существуют и в управлении лесным фондом. Особенно это проявилось в прошедшее лето. Структура лесов  характеризуется низкосортностью  и низкой пригодностью в качестве деловой древесины. В то же время  лесные массивы выполняют очень важную экологическую функцию.

Кроме того, чрезвычайная ситуация, сложившаяся  в лесах в прошедшее засушливое лето, привела российское правительство  к необходимости обсуждения вопроса  о передаче полномочий по управлению лесными массивами в исключительное ведение федеральных органов.

Значительная  часть лесных массивов расположена  на землях сельскохозяйственного назначения. Отсутствуют границы лесных поселков, а также лесных участков на землях сельскохозяйственного назначения, причем эти земли формально относятся к муниципальной собственности, что не позволяет Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан как центру ответственности за управление лесным фондом должным образом координировать работу по лесоустройству, увеличению лесистости территории республики и восстановлению лесов. Ряд полномочий, связанных с благоустройством улиц, скверов, дорог и припоселковых территорий, также относится к компетенции муниципальных органов и Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан не имеет возможности принимать участие в планировании этой деятельности.

Усугубляются  проблемы, связанные с «засорением» лесов в результате большого количества упавших и не вывезенных из лесов  деревьев.

Влияние проблем в сфере управления имуществом на развитие отраслей (секторов) экономики 

  • Отсутствие должной координации субъектов правообладания имущественными ресурсами.

Сегодня налицо административная разобщенность  системы, которая на уровне страны должна осуществлять государственное управление земельными ресурсами и недвижимостью. Так же как и в России в целом, в Республике Татарстан земельными и имущественными вопросами занимается одновременно несколько ведомств:

  • Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в компетенцию которого входит управление земельными и имущественными ресурсами;
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, в компетенцию которого входит также управление землями сельскохозяйственного назначения;
  • Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, являющееся центром ответственности за управление лесным фондом, а также особоохраняемыми природными территориями;
  • Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, отвечающее за соблюдение экологических правил и норм;
  • Министерство энергетики Республики Татарстан как орган управления, отвечающий за управление энергосетевым хозяйством и нефтегазохимическим комплексом и природными ресурсами;
  • Органы местного самоуправления, в компетенции которых находится выделение земель.
  • Невыполнение или частичное выполнение директивных норм в сфере имущественных отношений.

Необходимо  отметить, что в области управления земельными и имущественными отношениями  принято достаточное количество нормативных правовых актов, выполнение которых позволило бы с достаточной эффективностью осуществлять управление имущественным комплексом. Вместе с тем, многие документы, например, федерального уровня носят рамочный характер, а по некоторым - так и не приняты подзаконные нормативные акты, детализирующие реализацию законодательных норм. Подтверждением этого являются Федеральный закон от 27 декабря 1995 года № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В первом из названных документов существуют нормы о том, что государственный оборонный заказ формируется для предприятий этого комплекса до принятия Федерального бюджета на очередной финансовый период. Однако фактически оборонные предприятия, расположенные на территории Республики Татарстан, получают этот заказ в течение первого и второго квартала следующего года. Объем этого заказа, как правило, не позволяет в полной мере обеспечить содержание незадействованного имущественного комплекса. Данные организации, находятся в сложном финансовом положении и несут убытки в связи с неисполнением соответствующими федеральными органами названного закона. Кроме того, появляются проблемы с выплатой заработной платы, содержанием имущества и т.п.

Федеральный закон  от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» практически в полной мере не может быть введен в действие, так как не прописан механизм участия, когда в качестве концедента выступает, например, не только один субъект Федерации, а субъект и муниципальное образование, отсутствует и порядок формирования земельных участков для договора концессии, а также ряд других норм.

  • При реорганизации сети подведомственных организаций в отраслях социальной сферы освобождающиеся здания не всегда своевременно передаются для дальнейшего их включения в хозяйственный оборот.

В настоящее  время объем площадей зданий и  сооружений, занимаемых учреждениями социальной сферы, составляет более 15 млн. кв. м. Проводимая работа по реструктуризации их сети привела к высвобождению  значительных площадей в отраслях образования и здравоохранения. Вместе с тем, учитывая, что освобождающиеся помещения не имеют в данном населенном пункте и, прежде всего, в сельских поселениях, коммерческой ценности, балансодержатель вынужден нести затраты по консервации этого помещения и его охране, что классифицируется как неэффективное или даже нецелевое использование бюджетных средств.

Не решены также  проблемы сохранения формы собственности  при передаче имущества организациям, не совпадающим по статусу с формой передаваемой собственности. Например, федеральному вузу предоставляется право использовать имущественный комплекс учреждения начального профессионального образования при наличии лицензии на эту деятельность, однако присоединение учреждения начального профессионального образования к вузу означает передачу имущественного комплекса в федеральную собственность.

- Не преодолены административные барьеры для инвесторов и других хозяйствующих субъектов при получении документов на разрешение использования земельных участков или правоустанавливающих документов на земельные участки.

Сроки принятия решений по выдаче различного рода разрешительных документов по ряду процедур по-прежнему более продолжительные  по времени, чем в других субъектах  Российской Федерации.

Административные  услуги на выдачу разрешительных документов не переведены в электронный вид, что делает невозможным для пользователя отследить текущее положение дел по рассмотрению заявления.

Пользователь не имеет полной информации о характеристиках  соседних земельных участков, а также  намерениях органов власти по их использованию.

Дублируются виды деятельности ряда территориальных федеральных  и республиканских органов при  выполнении процедуры выдачи разрешений. Например: ФГУ «Глав гос экспертиза России» и Управление государственной вневедомственной экспертизы Республики Татарстан по строительству и архитектуре.

  • Сложность межведомственного взаимодействия при переводе земель из одной категории в другую.

Разрешение  на перевод земель из одной категории  в другую практически всегда связано  с разрешением конфликта интересов, например, между органами местного самоуправления и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а также органами местного самоуправления и предприятиями, к примеру, при выделении участков под объекты нефтедобычи, создания новых транспортных и инженерных коммуникаций и т.д. Кроме того, в этот контур взаимодействия включены ряд территориальных федеральных органов, таких как Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

  • Недостаточные координирующие полномочия у Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан при принятии органами местного самоуправления решений по структуре продуктовой специализации сельскохозяйственного назначения.

Исходя  из стратегии развития агропромышленного  комплекса, а также Стратегии национальной безопасности России каждый регион страны в интересах производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции должен иметь сбалансированную структуру ее производства. В этой связи, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан должно иметь полную, комплексную информацию о планируемой продуктовой структуре посевных площадей и своевременно информировать об этом товаропроизводителей.

  • Значительные преференции для развития крупных сельскохозяйственных производств и, как следствие, нередко подавление деятельности личных подсобных хозяйств.

Индустриализация  сельского хозяйства в Республике Татарстан привела, с одной стороны, к росту производительности труда  в этой отрасли, росту заработной платы работников и росту инвестиций. Появилась возможность перспективного развития сельскохозяйственного производства. Вместе с тем, низкопроизводительный труд жителей села, не занятых на предприятиях высокотехнологичных комплексов, сохранился. Очевидно, что продукция, производимая ранее в личных подсобных хозяйствах, не может конкурировать с ними. Следствием этого явились также демографические проблемы, активизировался процесс урбанизации, снизилась рождаемость. Существует риск потери исторически сложившихся устоев жизни на селе.

  • Отсутствие возможности учета доходов с земельных участков в личных подсобных хозяйствах.

До 2005 года в Республике Татарстан существовала система учета дохода домохозяйства, если оно владело участком земли размером не менее 25 соток. Был реализован тезис «Земля должна работать». В течение нескольких лет по специально разработанной методике рассчитывался доход с одной сотки земли, что позволяло учитывать реальный доход личных подсобных хозяйств.

Информация о работе Анализ проблем и перспектив развития региона на примере Республики Татарстан