Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всей мировой экономики. К одной из основных глобальных проблем всего мира относится сырьевая, так как земельные ресурсы являются главными источниками жизнеспособности и процветания любой страны.
Введение
1Общая характеристика Республики Татарстан
2Анализ существующих проблем социально – экономического развития Республики Татарстан
3 Анализ перспектив развития экономики Республики Татарстан
Заключение
Список использованных источников
Наибольшее количество проблем накопилось в сфере земельных отношений. Сегодня в Республике Татарстан нет межселенных территорий, а значит, основной имущественный комплекс в виде земельных участков строго распределен по территориям поселений. При этом часть земель является собственностью муниципалитетов, Российской Федерации, Республики Татарстан, хозяйствующих субъектов и населения.
На
сегодня площадь земель на территории
Республики Татарстан составляет 6783,7
тыс. га, из них в частной, либо долевой
собственности граждан и органи
Право распоряжения земельными участками распределено следующим образом: у федеральных органов власти – 1676,1 тыс. га, у муниципальных образований – 1946,1 тыс. га, у Республики Татарстан – 25 тыс. га.
Земельный фонд республики состоит из 4631,1 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, 79 тыс. га земель промышленности и иного специального назначения, 436,1 тыс. га земель водного фонда, 1217,7 тыс. га земель лесного фонда.
При выполнении таких операций как изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, перевод земель из одной категории в другую, а также вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков необходима скоординированная деятельность всех перечисленных субъектов право обладания и обязательная публичность данных процессов.
Сегодня
есть ряд ограничений с
Важным имущественным ресурсом являются особо охраняемые природные территории. Их 160, в том числе 1 заповедник (Волжско-Камский), 1 национальный парк (Нижняя Кама), 129 памятников природы, 29 природных заказников. Их формирование и развитие сопряжено с рациональным использованием земельных, лесных и водных ресурсов. Необходимо отметить, что сегодня не завершена работа по их паспортизации, нет и стратегии их развития.
Ряд проблем
накопился в сфере
В Республике
Татарстан отсутствует
Так же, но уже в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Татарстан не может принимать управленческие решения по эффективности использования водных путей и ресурсов крупных магистральных рек Волга, Кама, Вятка, транзитом протекающих по территории республики. Забор воды, использование общераспространенных полезных ископаемых со дна реки, повышение уровня Куйбышевского водохранилища и т.д. - все это не является исключительной компетенцией Республики Татарстан. Особую озабоченность сегодня вызывает процесс снижения уровня воды, который в настоящее время составляет порядка 49 метров, что более чем на 2 метра ниже нормативного значения. Это привело к нарушению судового хода, к проблемам забора воды для питьевых и хозяйственных нужд, к обострению экологических проблем, связанных с сохранением объектов биоразнообразия и инженерными коммуникациями, сопряженными с использованием водных ресурсов.
Серьезные
проблемы существуют и в управлении
лесным фондом. Особенно это проявилось
в прошедшее лето. Структура лесов
характеризуется
Кроме того, чрезвычайная ситуация, сложившаяся в лесах в прошедшее засушливое лето, привела российское правительство к необходимости обсуждения вопроса о передаче полномочий по управлению лесными массивами в исключительное ведение федеральных органов.
Значительная
часть лесных массивов расположена
на землях сельскохозяйственного
Усугубляются проблемы, связанные с «засорением» лесов в результате большого количества упавших и не вывезенных из лесов деревьев.
Влияние проблем в сфере управления имуществом на развитие отраслей (секторов) экономики
Сегодня налицо административная разобщенность системы, которая на уровне страны должна осуществлять государственное управление земельными ресурсами и недвижимостью. Так же как и в России в целом, в Республике Татарстан земельными и имущественными вопросами занимается одновременно несколько ведомств:
Необходимо отметить, что в области управления земельными и имущественными отношениями принято достаточное количество нормативных правовых актов, выполнение которых позволило бы с достаточной эффективностью осуществлять управление имущественным комплексом. Вместе с тем, многие документы, например, федерального уровня носят рамочный характер, а по некоторым - так и не приняты подзаконные нормативные акты, детализирующие реализацию законодательных норм. Подтверждением этого являются Федеральный закон от 27 декабря 1995 года № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В первом из названных документов существуют нормы о том, что государственный оборонный заказ формируется для предприятий этого комплекса до принятия Федерального бюджета на очередной финансовый период. Однако фактически оборонные предприятия, расположенные на территории Республики Татарстан, получают этот заказ в течение первого и второго квартала следующего года. Объем этого заказа, как правило, не позволяет в полной мере обеспечить содержание незадействованного имущественного комплекса. Данные организации, находятся в сложном финансовом положении и несут убытки в связи с неисполнением соответствующими федеральными органами названного закона. Кроме того, появляются проблемы с выплатой заработной платы, содержанием имущества и т.п.
Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» практически в полной мере не может быть введен в действие, так как не прописан механизм участия, когда в качестве концедента выступает, например, не только один субъект Федерации, а субъект и муниципальное образование, отсутствует и порядок формирования земельных участков для договора концессии, а также ряд других норм.
В настоящее время объем площадей зданий и сооружений, занимаемых учреждениями социальной сферы, составляет более 15 млн. кв. м. Проводимая работа по реструктуризации их сети привела к высвобождению значительных площадей в отраслях образования и здравоохранения. Вместе с тем, учитывая, что освобождающиеся помещения не имеют в данном населенном пункте и, прежде всего, в сельских поселениях, коммерческой ценности, балансодержатель вынужден нести затраты по консервации этого помещения и его охране, что классифицируется как неэффективное или даже нецелевое использование бюджетных средств.
Не решены также проблемы сохранения формы собственности при передаче имущества организациям, не совпадающим по статусу с формой передаваемой собственности. Например, федеральному вузу предоставляется право использовать имущественный комплекс учреждения начального профессионального образования при наличии лицензии на эту деятельность, однако присоединение учреждения начального профессионального образования к вузу означает передачу имущественного комплекса в федеральную собственность.
- Не преодолены административные барьеры для инвесторов и других хозяйствующих субъектов при получении документов на разрешение использования земельных участков или правоустанавливающих документов на земельные участки.
Сроки принятия решений по выдаче различного рода разрешительных документов по ряду процедур по-прежнему более продолжительные по времени, чем в других субъектах Российской Федерации.
Административные услуги на выдачу разрешительных документов не переведены в электронный вид, что делает невозможным для пользователя отследить текущее положение дел по рассмотрению заявления.
Пользователь не имеет полной информации о характеристиках соседних земельных участков, а также намерениях органов власти по их использованию.
Дублируются виды деятельности ряда территориальных федеральных и республиканских органов при выполнении процедуры выдачи разрешений. Например: ФГУ «Глав гос экспертиза России» и Управление государственной вневедомственной экспертизы Республики Татарстан по строительству и архитектуре.
Разрешение на перевод земель из одной категории в другую практически всегда связано с разрешением конфликта интересов, например, между органами местного самоуправления и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а также органами местного самоуправления и предприятиями, к примеру, при выделении участков под объекты нефтедобычи, создания новых транспортных и инженерных коммуникаций и т.д. Кроме того, в этот контур взаимодействия включены ряд территориальных федеральных органов, таких как Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Исходя из стратегии развития агропромышленного комплекса, а также Стратегии национальной безопасности России каждый регион страны в интересах производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции должен иметь сбалансированную структуру ее производства. В этой связи, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан должно иметь полную, комплексную информацию о планируемой продуктовой структуре посевных площадей и своевременно информировать об этом товаропроизводителей.
Индустриализация
сельского хозяйства в
До 2005 года в Республике Татарстан существовала система учета дохода домохозяйства, если оно владело участком земли размером не менее 25 соток. Был реализован тезис «Земля должна работать». В течение нескольких лет по специально разработанной методике рассчитывался доход с одной сотки земли, что позволяло учитывать реальный доход личных подсобных хозяйств.
Информация о работе Анализ проблем и перспектив развития региона на примере Республики Татарстан