Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:41, курсовая работа
В работе раскрывается назначение, составление, особенности оформления Устава организации и положения об организации; роль организационных документов.
Пояснительная записка:
Введение ………………………………………………………….. С. 4
Теоретическая часть:
Раздел 1. Роль организационных документов в организации …. 5-7
Раздел 2. Требования к содержанию и оформлению
Устава организации …………………………………….. 8-12
Раздел 3. Требования к содержанию и оформлению
Положения об организации ……………………………. 13-20
Опытно-экспериментальная часть:
Приложения ……………………………………………………........ 21-22
Заключение ………………………………………………………….. 23
Список литературы …………………………………………………
В случае реорганизации деятельности учреждения разрабатываются новые организационные документы.
Устав может дополняться другими сведениями, предусмотренными законодательством о юридических лицах соответствующего вида.
Устав закрепляет организационно-правовую форму организации, ее название, адрес, органы управления, контроля, порядок распределения прибыли, условия реорганизации и ликвидации.
Устав разрабатывается и утверждается учредителями (участниками) хозяйственных обществ, производственных кооперативов и других юридических лиц. Если хозяйственное общество создается одним лицом, то это лицо и утверждает устав. Устав производственного кооператива утверждается общим собранием его членов. Устав государственного и муниципального унитарного предприятия утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Отметка о регистрации проставляется на титульном листе устава. Она состоит из: наименования органа, осуществляющего государственную регистрацию создаваемых организаций; даты регистрации; государственного регистрационного номера; подписи; печати регистрирующего органа.
Гриф утверждения также вносится на титульный лист и заверяется печатью.
В соответствии с уставом организации разрабатывается ее структура, определяется штатная численность.
Устав относится к обязательным учредительным документам при создании негосударственных коммерческих организаций.
Устав негосударственной организации содержит дополнительные разделы, в которых отражается её специфика и деятельность.
Гриф утверждения оформляется на титульном листе и заверяется печатью.
Устав государственной организации утверждается вышестоящим учреждением, а негосударственной – его учредителями, общим собранием акционеров.
РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
И ОФОРМЛЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
Не менее значимым видом организационных документов является Положение (см. Приложение 2).
Положение – правовой акт, определяющий порядок деятельности организации, её статус, а также госслужащих и иных лиц в определённых сферах деятельности организации работы структурных подразделений.
Положение определяется, во-первых, как правовой акт, устанавливающий основные правила деятельности организаций, их структурных подразделений, а также нижестоящих (подведомственных) учреждений, организаций и предприятий. Во-вторых, как свод правил, регулирующих определённое направление деятельности (культурное, политическое, хозяйственное и т.д.).
На основании положений работают обычно бюджетные организации, органы власти и управления. Но и коммерческие структуры, действующие на основании устава, создавая свои филиалы, представительства и отделения, разрабатывают для них положения, в которых определяются задачи, функции, права, порядок организации работы и т.д.
Положения могут быть не только индивидуальными, но также типовыми и примерными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и используются при разработке индивидуальных. Различаются положения об организациях, о структурных подразделениях, положения о коллегиальных и совещательных органах, положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах).
Структурное подразделение или подчиняющееся ему методически, в своей работе опирается на положение об организации, в котором полно очерчены все виды работ по делопроизводственному обслуживанию.
Кроме того, в организации часто создаются комиссии, которые также действуют на основании положений о них.
Например, секретарь часто входит в состав экспертной комиссии организации, создаваемой для проведения экспертизы ценности документов, отложившихся в процессе деятельности организации, и установления сроков их хранения. Эта комиссия также организует и проводит работу на основании положения, в котором закрепляются цели создания комиссии, принципы её работы, как совещательного органа, чем она руководствуется в своей работе, её задачи и права. Экспертные комиссии должны быть в каждой организации и от их деятельности во многом зависит сохранность документов и пополнение государственного архивного фонда.
Не менее часто в своей работе секретарь руководствуется и второй группой положений – документов, в которых регулируется порядок работы по определённому направлению, например Типовым положением о ведении делопроизводства по обращениям граждан, в котором подробно расписана работа с этой группой документов.
Положение также входит в состав УСОРД.
Структура текста положения:
общие положения;
основные задачи;
функции;
права и обязанности;
взаимоотношения, связи;
руководство;
контроль, проверка и ревизия деятельности;
реорганизация и ликвидация.
Положения могут быть типовыми (примерными) и конкретными (индивидуальными). При наличии типового положения конкретные положения разрабатываются на его основе. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений.
Различаются положения об организациях и положения о структурных подразделениях (службах).
Положение об организации – это документ, на основании которого действуют государственные бюджетные организации (органы государственной власти и управления всех уровней).
Положение об организации оформляется на общем бланке. При необходимости текст Положения согласовывается с заинтересованными должностными лицами (например: с руководителем кадровой службы, с юрисконсультом).
Обязательными реквизитами положения об организации являются: заголовок к тексту, текст, подпись, гриф утверждения, печать.
Структура текста положения об организации:
I. Общие положения:
В разделе «Общие положения» содержатся официальные полное и сокращенное наименования организации, определяются цели и основания ее создания с указанием наименования, даты и номера соответствующего правового акта, указывается, чем руководствуется организация в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, какие печати и официальные бланки имеет.
В разделе «Общие положения» указываются:
полное и сокращённое официальное название организации;
её статус;
почтовый адрес;
основания на которых создана организация;
чем она руководствуется в своей деятельности;
наличие филиалов, дочерних фирм, представительств;
предмет и цели деятельности;
наличие зарезервированного товарного знака, фирменного бланка, печати.
II. Цели и задачи:
В разделе «Цели и задачи» перечисляются основные проблемы, решаемые подразделением и определяющие характер и направление деятельности подразделения. Формулирует цели деятельности организации или проблемы, которые призвана решать организация и которые определяют характер и основные направления ее деятельности.
III. Функции:
В разделе «Функции» указываются действия или виды работ, которые должна выполнять организация для осуществления поставленных перед ней задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.
IV. Права и обязанности:
В разделе «Права и обязанности» перечисляются права, которыми наделяется подразделение в лице его руководителя.
Право – это юридически узаконенная возможность запрещать или требовать выполнения каких-либо действий. Права устанавливаются в объеме, необходимом для реализации возложенных на организацию функций.
К правам относятся:
право на издание распорядительных и нормативных документов;
право на ведение переписки;
право давать распоряжения и указания подчиненным подразделениям и лицам;
право представительствовать в вышестоящих и иных органах;
право запрашивать информацию и др.
В этом же разделе устанавливаются виды дисциплинарной, административной, при необходимости и уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей. В числе обязанностей перечисляются действия, которые организация должна выполнять для реализации своих функций.
V. Взаимоотношения и связи:
В разделе «Взаимоотношения и связи» регламентируются информационные и документационные потоки подразделения, основные документы, создаваемые им, указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение, периодичность и сроки предоставления; в каком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.
VI. Руководство:
В разделе «Руководство» устанавливается, кем осуществляется руководство организацией, на каких принципах, кем назначается и освобождается от должности руководитель, а также сфера его компетенции.
VII. Контроль, проверка и ревизия деятельности:
Раздел «Контроль, проверка и ревизия деятельности» устанавливает, кем осуществляются контроль, проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности, их периодичность или сроки, порядок представления итоговых документов.
VIII. Реорганизация и ликвидация:
В разделе «Реорганизация и ликвидация» устанавливается в каком порядке и кем осуществляются реорганизация и ликвидация организации.
Юридическую силу положение об организации получает после утверждения его вышестоящей организации. Как правило, утверждение положения об организации проводится распорядительным документом (приказом, распоряжением, постановлением) вышестоящего органа управления. Положение об организации может утверждаться непосредственно руководителем вышестоящей организации без издания распорядительного документа.
Положения могут регламентировать деятельность должностных лиц совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу.
Уставы и положения являются сложными документами. Их структура и содержание, как правило, определяется учреждениями-разработчиками.
Индивидуальные положения разрабатываются на основе типовых. Типовые положения, как правило, утверждаются вышестоящими органами управления, а индивидуальные - руководителями предприятий и организаций.
Положение об организации утверждается руководителем вышестоящей организации (или распорядительным документом), положение о структурном подразделении – руководителем организации. Утверждение осуществляется либо проставлением грифа утверждения на самом документе, либо изданием другого документа.
Проект положения визируется составителем и должностными лицами, от координации действий которых зависит введение положения. Оформляется положение на общем бланке формата А 4.
В каждой организации, независимо от формы собственности должен быть свой Устав. Если организация является филиалом, то для неё разрабатывается Положение, т.к. у головного предприятия будет Устав, который содержит сведения обо всех его филиалах.
Заголовок к тексту (наименование организации или структурного подразделения) должен согласовываться с наименованием вида документа.
Устав и положение об организации имеют сложную структуру текста.
Констатирующей частью текста является раздел «Общие положения», в котором указываются основания разработки, основное назначение организационного документа, сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий.
Основной текст делится на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.
Датой основания организации является дата утверждения Устава, Положения.
С точки зрения срока действия Устав и Положение об организации относятся к бессрочным и действуют до их отмены или до замены новыми.