Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
В последнее десятилетие наблюдается
кардинальное изменение структуры библиотечных информационных
ресурсов, которое повлекло за собой множество проблем организационного,
методологического, технологического характера.
Введение
1.Характеристика форм информационно-библиографического обслуживания
1.1Сущность справочно-информационного обслуживания.
1.2
2.Новые технологии в обслуживании.
2.1Новые технологии в справочно-информационном обслуживании.
2.2Новые технологии в библиографическом обслуживании.
3.Сравнительный анализ традиционных и новых форм информационно-библиографического обслуживания( на примере работы вузовских библиотек.
Заключение
Список использованных источников
Предоставление информационных услуг –это предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу. В каждой библиотеке свой набор информационных услуг- это предоставление документов во временное пользование, выполнение справок, тематический подбор литературы для рефератов, дипломных, курсовых, составление сценариев и т. п. В последнее время в библиотеках широко используется такая услуга, как копирование документов, позволяющая не выдавать документы во временное пользование, а продавать копии документов. Таким образом в ходе –справочно-информационного обслуживания посредством выполнения услуг удовлетворяются потребности читателей в информации (информационные потребности), -это второе общее свойство справочно-информационного обслуживания. Потребности бывают: познавательные, учебные, профессиональные и др. Третья черта справочно-информационного обслуживания- это обеспечение доступа пользователей к информации. В библиотеках создаются информационные ресурсы- информационный фонд, справочный аппарат в виде БД, каталогов и т. п., являющихся необходимым условием для справочно-информационного обслуживания. Итак, цель справочно-информационного обслуживания- удовлетворение информационных потребностей читателей разной направленности (книга, информация, справка и др.).
2.НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБСЛУЖИВАНИИ
2.1 Новые технологии в справочно-информационном обслуживании.
Шаг за шагом, постепенно наша страна входит в информационное общество. Это касается не только самых крупных федеральных и областных библиотек, но и городских и даже сельских. В то же время многие библиотеки еще только приступают к компьютеризации, и выражение «Организация локальной сети» звучит для их сотрудников непривычно и пугающе. Еще в 80-егг. страна не думала о таком буме информационных технологий. Обслуживание читателей традиционными методами составляло предмет особой гордости. Непременной составной частью библиографической работы библиотек всех систем и ведомств являлось справочно-информационное обслуживание (СБО), которое предполагает наличие конкретных (разовых) запросов., с ними в библиотеку обращаются отдельные читатели или коллективные абоненты. Библиотека обязана удовлетворить запрос или оказать содействие в поиске ответа за пределами данной библиотеки. СБО часто называют библиографическим обслуживанием в режиме «запрос- ответ». Сегодня многие библиотеки, не имеющие компьютеров, работают в этом режиме. Цели обращения в библиотеку с запросами очень разнообразны. Это- самообразовательные,
Таким образом, библиотека на всех этапах развития всегда играла важную социальную и культурно-просветительную роль. Наряду с выполнением своих основных функций по организации, сбору, хранению и предоставлению читателям во временное пользование рукописей и произведений печати, в советский период она вынуждена была выполнять также идеологические функции. Нельзя выпускать из виду и то, что библиотека всегда сближала под одной крышей людей разных поколений и профессий, различных мировоззрений и вероисповеданий В конце прошлого столетия отечественные библиотеки все больше стали превращаться в научно-информационные учреждения, в работе которых (наряду с организацией библиотечного и справочно-информационного обслуживания) заметное место отводится научно-методическому и информационному обеспечению библиотечной деятельности. Особенно актуальным данное направление становится в условиях формирования информационной среды украинского общества и быстрого развития в последние годы общемировых процессов глобальной информатизации В условиях информационной революции, все больше затрагивающей и библиотечные вопросы, в последнее время в украинские библиотеки внедряются компьютеры, даже в сельские библиотеки. Сейчас, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации. С внедрением новых технологий в библиотеки, качественно улучшилось и обслуживание читателей. Появился новый термин «информатизация». В последнее время говорят «справочно-библиографическое обслуживание».
2.2. Новые технологии в библиографическом обслуживании.
Развитие новых технологий в последнее десятилетие ХХ века в новом, постиндустриальном обществе, массовое использование ресурсов Интернет в повседневной и научной жизни привели к существенным изменениям как в представлениях людей об окружающем их мире, так и в профессиональной деятельности. С внедрением в работу библиотек новых компьютерных технологий, справочное обслуживание читателей вышло на новый уровень: за последние 2-3 года потребность в информации на электронных носителях значительно возросла. Использование электронных каталогов позволяет осуществлять быстрый поиск по любому из элементов описания документа или их комбинациям, а также выполнять сложные читательские запросы. Оперативное получение информации независимо от места проживания или сферы деятельности в настоящих условиях возможно лишь при внедрении и развитии в библиотеках новых электронных технологий. Общепризнанно, что информация библиотек становится одним из факторов развития образования, науки и культуры в стране, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса. Можно выделить три основных направления информатизации:
- автоматизация внутри библиотечных процессов;
- формирование и актуализация библиотечных информационных ресурсов, и в первую очередь электронных каталогов;
- использование сетей для передачи данных для межбиблиотечного обмена данными.
Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек приводит к значительному увеличению доступа и реализует основные критерии качества информационного обслуживания (ИО)- полноту и оперативность получения данных. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений развития библиотек признано использование электронных ресурсов: базы данных (БД), в том числе полнотекстовые; организация удаленного доступа; оптимизация электронных ресурсов справочно-поискового аппарата и т. п. В настоящее время библиотекам, как украинских, так и зарубежным, очень трудно приобретать все печатные документы, необходимые читателям. Неполнота фондов приводит к потере самодостаточности книжных хранилищ. Требования же читателей неуклонно возрастают. Благодаря широкому распространению библиографических БД информация о необходимых первоисточниках стала доступна большому кругу пользователей, но не во всех библиотеках. Поиск альтернатив и путей решения проблемы привел в результате к внедрению комплекса современных информационных технологий, называемых электронной доставкой документов (ЭДД). Эта служба ЭДД предоставляет электронные копии документов, которые хранятся в библиотеке, а также отсутствующие в ее фондах материалы в виде файлов или их распечаток, полученных от организаций -поставщиков. В основном ЭДД имеются в крупных библиотеках. Необходимо отметить, что использование баз данных «Статьи» и «Книги» позволяют быстро и качественно удовлетворять запросы читателей, выполнять справки. Опыт работы с новыми технологиями показал необходимость проведения комплекса мероприятий по нормированию процессов, связанных со справочным обслуживанием. Библиотеки проводят исследования в различных читательских группах для того, чтобы лучше знать информационные потребности читателей, а также четко планировать справочно-информационное обслуживание.
Мощную информационную систему для библиотек создают сети Интернет. Все больше публикаций (в первую очередь статей, материалов конференций и т. п.) выходит только в электронном виде, что обеспечивает экономию ресурсов и увеличивает оперативность получения актуальной информации.
Автоматизация библиотечных процессов, создание локальной сети, позволяют максимально полно, оперативно, точно удовлетворять информационные потребности читателей, повышать их информационную культуру- это и есть основная цель любой библиотеки. Сегодня для повышения эффективности информационно-
3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ ФОРМ ИНФОРМАЦИОННО-
Компьютерные технологии, изменив жизнь человечества, изменили и жизнь библиотек. Компьютеризация, о которой так много и страстно говорилось, хоть с опозданием, но пришла в библиотечное дело Украины. Отсутствие компьютеров и интернета в наших сельских библиотеках сегодня воспринимается как временное досадное явление. Компьютер в библиотеке сегодня это средство комплектования фонда, это новый справочный аппарат, это новые формы обслуживания читателей. Да и самими читателями использование компьютерных технологий сегодня воспринимается как необходимое условие библиотечного сервиса. Именно библиографическая деятельность сегодня подвергается наиболее глубокой и быстрой трансформации. Новые информационные технологии воздействуют, прежде всего, на базу всей библиографической работы – справочно-библиографический аппарат библиотеки. Электронные справочные издания, электронные каталоги крупнейших украинских библиотек и библиографические и полнотекстовые базы данных интернета влившись в традиционный справочный аппарат, значительно повысили его эффективность. Простота использования, низкая трудозатратность , и в тоже время большая глубина поиска приводит к тому, что интернет становится достойным источником выполнения библиографических и фактографических справок. А значит и повышается качество обслуживания наших читателей.
Интернет, являющийся гигантским хранилищем всевозможных сведений, представляет первостепенную ценность для всех видов информационной работы. Библиографические разыскания не являются исключением. Библиограф, получивший доступ к Интернет, за счет колоссального информационного потенциала. Сети одномоментно расширяет свой инструментарий в десятки раз. Даже небольшие по масштабам и составу справочно-библиографического фонда библиотеки становятся в состоянии успешно и в максимально сжатые сроки выполнять сложнейшие запросы универсальной тематики. Интернет позволяет в течении получаса буквально “прочесать” самые авторитетнейшие библиографические источники мира и на их основе составить солидный список литературы.
Библиографические ресурсы Интернет представлены прежде всего электронными каталогами библиотек. В настоящее время в Интернет их существует более 600: от крупнейших книгохранилищ мира до городских публичных библиотек.
Технологический процесс библиотечного обслуживания
Наименование операций | Традиционные(ручные) операции | Автоматизированные операции | |
локальная сеть | интернет | ||
Регистрация пользователя | x | x | x |
Формулировка запроса | x |
|
|
Поиск местонахождения документа | x | x | x |
Оформление заказа на выдачу документа | x |
|
|
Поиск документа в фонде и его транспортировка на кафедру выдачи |
x |
|
|
Выдача документа | x |
|
|
Прием документа | x |
|
|
Выявление должников и работа с ними | x |
|
|
Доступ електронному документу |
| x | x |