Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:05, курсовая работа
Цель: Изучение особенностей составления должностной инструкции.
Объект: Процесс совершенствование должностной инструкции.
Предмет: Особенности составления должностной инструкции.
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………………..3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ..…………………..….. ...5
1.1 Определения понятия «должностная инструкция» ……………….……………... ..5
1.2 Значение должностной инструк-ции………………………………………………… 7
1.3 Основные требования к составлению должностных инструк-ций………………....8
1.4 Содержание и структура должностных инструкций ……………………………..10
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУК-ЦИИ…………………...19
2.1 Анализ существующих должностных инструкций …………... ………………….19
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………………..........35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………… 38
Приложение 1 ………………………………………………………………………….. .40
В разделе VI "Взаимоотношения (связи по должности)" регулируются производственные контакты между должностными лицами данного и иных структурных подразделений организации, устанавливается круг служебных связей. В этом же разделе могут перечисляться связи со сторонними организациями.
Для повышения качества должностной инструкции целесообразно установить в данном разделе порядок и периодичность предоставления (а также получения) данным работником отчетов, планов и других документов.
Несмотря на то, что должностная инструкция - документ унифицированный по правилам оформления и структуре текста (разделов), в дополнение к основным разделам в должностную инструкцию могут быть включены и иные разделы.
Например, в должностную инструкцию может быть включен раздел "Оценка работы", где на основе разделов "Функции" и "Должностные обязанности" устанавливаются критерии оценки труда. К таким критериям можно отнести, например, соблюдение сроков подготовки документов и их соответствие установленным нормам, обеспечивающим юридическую силу документа.
К дополнительным разделам относится и разд. "Порядок пересмотра должностной инструкции". В нем устанавливают или срок действия инструкции (например: "Инструкция подлежит пересмотру 1 раз в год"), или условия пересмотра должностной инструкции, в числе которых: изменение организационной структуры, пересмотр штатного расписания, появление новых видов работы, ведущих к перераспределению должностных обязанностей, внедрение новых технологий, меняющих характер работы и др. Данный раздел располагают в заключение должностной инструкции.
Более информативно выглядят инструкции, в которых устанавливаются виды ответственности за каждый вид выполняемой работы.
Для кадровых служб, например, характерны связи с территориальными отделениями Пенсионного фонда России, отделом соцобеспечения, военкоматом, Центром занятости и др.
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ
2.1 Анализ существующих должностных инструкций
В практической части курсовой работы надо проанализировать должностные инструкции, сотрудников Отдела организационно-кадровой работы. Для анализа нами взяты должностные инструкции: секретаря-референта и менеджера.
Должностная инструкция секретаря-референта.
Наименование организации ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ___________№_____________ Новокузнецк Секретаря референта |
УТВЕРЖДАЮ: Директор _________________________ (наименование организации) _______________/______________ (подпись) (фамилия, инициалы) «_____» ___________________г. |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | |
1.1. Секретарь-референт
относится к категории | |
2. ФУНКЦИИ | |
На секретаря-референта
возлагаются следующие функции: | |
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ | |
Секретарь-референт
должен: | |
4. ПРАВА | |
Секретарь-референт
имеет право: | |
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | |
Секретарь-референт
несет ответственность за: | |
С инструкцией ознакомлен: «____» _________________ 200__г. |
|
Заведующий канцелярией |
И.О. Фамилия |
Первый раздел секретаря-референта называется “Общие положения”. Его содержание также соответствует структуре, т.е. в нем отражены все пункты (Назначение должности; Структура подчинения и взаимодействия; Нормативные документы, регламентирующие деятельность; Процедуры назначения на должность и освобождения от должности). Недочетом является только то, что не указаны Процедуры замещения должности во время отсутствия. Кроме того, не освещено внутридолжностное квалификационное категорирование.
Второй раздел называется “Должностные обязанности”, и в нем перечислены обязанности работника, что также соответствует требованиям. Важно, чтобы все функции, возложенные на подразделение, были отражены в должностных обязанностях его работников.
Следующий раздел
“Права” соответствует структур
Четвертый раздел как по нормативным требованиям, так и по моей инструкции называется “Ответственность”. Содержание его в целом соответствует требованиям.
В большинстве источников четвертый раздел является последним. Но так же могут существовать и еще несколько разделов: “Требования объективной квалификации”, который в случае четырех разделов должен был быть освещен в Общих положениях, а так же Профессиональные знания” (что является одним из подпунктов Требований объективной квалификации) и “Квалификационные требования” (которые и нужно было указать в Общих положениях).
По нормативам в конце документа должно быть три подписи. Но в моей должностной инструкции одна в принципе отсутствует: нет подписи лица, разрабатывавшего должностную инструкцию (руководителя кадровой службой или структурного подразделения).
Анализ должностной инструкции менеджера.
Наименование организации ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ _____________№___________ Г. Новокузнецк менеджера |
«УТВЕРЖДАЮ» Генеральный директор Компании «ХХХ» _________________Иванов И.И. «___»_________200_ г
|
.
I. Общие положения
1. Менеджер по персоналу относится к категории специалистов.
2. На должность Менеджера по персоналу назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы по специальности в данной области не менее 3 лет.
3. Назначение на должность Менеджера по персоналу и освобождение от нее производится приказом Генерального директора Предприятия.
4. Менеджер по персоналу должен знать:
4.1. Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Предприятия по управлению персоналом.
4.2. Трудовое законодательство.
4.3. Цели и стратегию развития Предприятия.
4.4. Методы анализа количественного и качественного состава работающих.
4.5. Методику планирования и прогнозирования потребности в персонале.
4.6. Основы экономики, социологии и психологии труда.
4.7. Современные теории и практику управления персоналом.
4.8. Формы и системы оплаты труда, его стимулирования.
4.9. Порядок разработки и заключения трудовых договоров (контрактов) и регулирования трудовых споров.
4.10. Методы оценки работников и результатов их труда.
4.11. Стандарты
и унифицированные формы
4.12. Основы производственной педагогики, конфликтологии, способы предотвращения и разрешения конфликтов.
4.13. Правила и нормы охраны труда.
4.14. Конъюнктуру
рынка рабочей силы и
4.15. Формы и
методы образовательной и
5. Менеджер по персоналу подчиняется непосредственно Генеральному директору Предприятия.
6. На время отсутствия Менеджера по персоналу (командировка, отпуск, болезнь, пр) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке Генеральным директором. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
1. Под руководством Владельцев Компании разрабатывает «Корпоративную Политику (Концепцию) в Отношении Персонала»
2. Совместно с Владельцами и Топ-менеджментом Компании формирует основы корпоративной культуры, участвует в управлении ее развитием.
3. Совместно с Руководством Компании участвует в принятии и осуществлении решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, объявления благодарностей, поощрений и наложения взысканий, понижения в должности, а также увольнения работников.
4. При поддержке Руководства Компании проводит работу по управлению социальными процессами на Предприятии, созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, принимает участие в разрешении трудовых споров и конфликтов.
5. При поддержке Владельцев и Топ-менеджмента Компании возглавляет работу по формированию кадрового резерва из состава действующих сотрудников Предприятия.
6. Проводит на рынке труда поиск и подбор персонала необходимых Предприятию профессий, специальностей и квалификаций.
7. Участвует в разработке перспективных и текущих планов по работе с персоналом. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры.
8. Организует необходимый кадровый учет и кадровое делопроизводство на Предприятии в соответствии с требованиями законов и государственных стандартов.
III. Должностные обязанности
Менеджер по персоналу:
1. В соответствии с разработанной «Корпоративной Политикой (Концепцией) в Отношении Персонала», а также исходя из стратегических задач Компании и реально складывающейся обстановки, на полугодовой, ежеквартальной и ежемесячной основе планирует свою деятельность. Полугодовой, ежеквартальный и ежемесячный планы отличаются степенью детализации заданий и конкретизацией сроков их выполнения. Каждый из планов разрабатывается в обязательной увязке с бюджетом Службы Персонала на соответствующий период.
2. Изучает и анализирует конъюнктуру рынка труда. Ежеквартально делает письменный аналитический обзор-отчет для Руководства по уровням и системам оплаты труда аналогичных должностей в аналогичных компаниях.
3. Осуществляет поиск персонала — как собственными силами, так и (при наличии выделенного соответствующего бюджета) во взаимодействии с государственными и частными структурами по подбору персонала. Поиск осуществляет в соответствии с принятым в Компании порядком — на основе Заявок, составленных руководителями Отделов и Служб и утвержденных Генеральным директором.
4. Проводит предварительную работу с претендентами на вакантные должности (анкетирование, первичные собеседования и так далее). Выявляет наиболее перспективных, рекомендует их для последующего собеседования с Руководителями служб и Отделов, с Руководством Компании.
5. Проводит адаптационные мероприятия в отношении новых сотрудников: знакомство с Предприятием, Правилами внутреннего трудового распорядка, неформальными правилами, ценностями и бизнес-обычаями Компании. Контролирует ход, полноту и качество реализации «Плана вхождения в должность» новых сотрудников, совместно с Руководителями соответствующих Отделов и Служб Компании организует необходимые экзаменационные мероприятия по завершению соответствующих этапов.
6. Организует подготовку и проведение ежегодной профессиональной Аттестации сотрудников структурных подразделений Предприятия и их Руководителей. Разрабатывает планы, программу аттестации, графики, добивается подготовки руководителями отделов предварительных заключений по каждому проходящему аттестацию их сотруднику. Участвует в работе Аттестационной Комиссии, по результатам работы Комиссии готовит проекты «Заключения аттестационной Комиссии». Осуществляет иные действия и мероприятия, необходимые для успешного проведения Аттестации.
7. Совместно с руководителями Отделов и Служб выявляет перспективные кадры, проводит работу по формированию и подготовке кадрового резерва — как из числа сотрудников московского офиса, так и сотрудников Филиалов (когда и если они будут) — для выдвижения на руководящие должности в Компании.
8. На постоянной основе ведет мониторинг социально-психологической атмосферы в коллективе, проводит анализ деловых, функциональных, морально-психологических качеств сотрудников. Особое внимание уделяет достаточности мотивации персонала, его удовлетворенности условиями и качеством работы, его лояльности и управляемости. Ежеквартально готовит и предоставляет Руководству Компании аналитический отчет по социальным и кадровым вопросам. При выявлении проблем, требующих неотложного вмешательства, оперативно информирует Руководство, готовит возможные варианты решений.
9. Совместно с Руководителями Отделов и Служб дважды в год, в период формирования полугодовых бюджетов, разрабатывает планы целевого обучения и тренингов персонала. Обеспечивает выполнение утвержденного «Плана». По возможности и при необходимости, привлекает к тренерской работе собственный персонал Компании из числа топ-менеджеров, руководителей среднего звена и наиболее способных линейных менеджеров.
10. Предлагает меры по повышению мотивации работников, по улучшению условий труда, вносит предложения по рационализации системы оплаты труда и материального стимулирования.
11. Проводит
работу по рационализации
Информация о работе Совершенствование должностной инструкции