Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:30, курсовая работа
Организация делопроизводства в России складывалась веками и имеет глубокие корни. Выделяют несколько периодов делопроизводства:
1) приказное (столбцовое) – ХV - XVII вв.
2) коллежское (коллегиальное) – XVII -XIX вв.
3) министерское (исполнительное) – XIX -XX вв.
Введение ………………………………………………………………...
1. Центральные государственные учреждения (коллегии) ……………...
2. Формирование системы коллежского делопроизводства …………….
3. Делопроизводство коллегий ……………………………………….…...
4. Виды документов, особенность их составления ………………………
5. Преемственность структуры и требований к составлению современного протокола с протоколом периода коллежского делопроизводства …………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………...
Список использованных источников и литературы ………………..
Коллежское
делопроизводство отличается от приказного
обилием видов государственных
документов. Законодательные и
Обмен информацией между учреждениями определялся их соподчиненностью. Вышестоящие организации направляли подчиненным указы, подчиненные вышестоящим – рапорты и доношения, равные инстанции обменивались предложениями и сообщениями. Формой письменного обращения частных лиц в государственные учреждения были челобитные, которые позже, как написано выше, стали называться прошениями. Возник новый документ, использующийся при ведении переписки, – справка с краткими вставками из всех документов по обсуждаемому вопросу, экстракт.
В XVIII в. стали также развиваться и другие системы документации:
Для многих документов были установлены официальные бланки и разработаны правила расположения реквизитов на листе бумаги. Для некоторых документов, таких, как дипломы и патенты, были созданы генеральные формуляры – образцы, по которым они должны были оформляться.
Так, в указе 1723 г. «О форме суда» содержание челобитной следовало излагать по пунктам, т.е. была сделана попытка формализовать текст документа, сделать его максимально удобным для чтения. Несколько ранее – указом от 22 февраля 1714 г. – губернаторам предлагалась форма ведомости для присылки сведений о произведенных сборах налогов и казенных расходах, состоявшая из 22 пунктов.
На документах впервые появились резолюции, представляющие собой задания по исполнению. Резолюцию писали на лицевой стороне первого листа.
В коллежском делопроизводстве выделяется из текста и становится самостоятельным элементом формуляра дата документа: во многих документах она пишется под текстом с левой стороны листа: «Октября 17 дня 1723 года».
Самостоятельным элементом формуляра становится и наименование документа; в некоторых случаях к нему примыкает обозначение краткого содержания документа: «Рапорт о получении указа», хотя требование указывать краткое содержание документа (заголовок к тексту) окончательно формируется только в делопроизводстве министерств в XIX в.
Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появляется ряд реквизитов, отражающих различные стадии процесса документирования или стадии обработки документов: подписи, отметки о согласовании, регистрационные индексы, отметка о контроле, отметка о направлении в дело и др. В целом, делопроизводство коллегий характеризовалось значительным увеличением письменной работы и формальностей, на что жаловались современники.
Подведя итог, следует сказать, что изменения в организации делопроизводства коллегий привели к значительному увеличению письменной работы. Даже значительно увеличенные по сравнению с приказами штаты канцелярских чиновников не справлялись с обилием дел, что приводило к медлительности делопроизводства и волоките. Кстати, слово «волокита» мы получили в наследство от приказного делопроизводства. Подклеенные в столбцы длиной в среднем 50-80 м. документы наматывали на палочки в свитки. Ленты при чтении волочились, отсюда родилось и понятие, обозначающее сегодня несвоевременное и не по существу решение того или иного вопроса.
5.
Преемственность структуры
и требований к составлению
современного протокола
с протоколом периода
коллежского делопроизводства
Объект сравнения | Коллежское делопроизводство | Современное делопроизводство |
Требования к оформлению | Правила составления протокола изложены в «Генеральном регламенте» 1720 года | Требования
к оформлению современного протокола
как документа отнесенного к Унифицированной
системе организационно- ГОСТ Р 6.30-2003 |
Оформление реквизитов | Данные о ведомствах и подразделениях отсутствуют, протоколы составлялись только в коллегии | Наименование ведомства
Наименование организации (структурного подразделения), эти данные входят в состав реквизитов «наименование организации» |
Впервые стали использоваться элементы унифицированных документов, появилось наименование вида документа | Вид документа, данные входят в состав реквизитов «вид документа» | |
Дата заседания, оформляется только словесно, в состав входят: год и число, | Дата заседания,
оформляется словесно - цифровым и цифровым
способом, в состав даты входят:
число, месяц, год | |
Протоколы не регистрировались | Стали регистрировать документ, таким образом, как и все | |
организационно- | ||
Место заседания (указывался город, где состоялось заседание коллегии) | Место заседания (указывается город, или поселок с названием района, где состоялось заседание) | |
Гриф утверждения отсутствует | Гриф утверждения (в том случае, если протокол подлежит утверждению) | |
Структура
документа Вводная часть |
Указываются только
«присутствующие члены».
Перечисляются все намеченные дела в коллегии |
Указываются фамилии
и инициалы председателя, секретаря,
присутствующих (их количество) и приглашенных.
Повестка дня, в которой перечисляются вопросы, вынесенные на рассмотрение коллегиального органа, и докладчики по каждому пункту повестки дня |
Основная часть | Запись-протокол
высказанных мнений («разговоров
о важных делех») с отметкой в тех случаях,
когда «о каком деле
большаго изъяснения
требует и оное до другова
времени отстрочить».
Протокол содержал выписку всех полученных документов от вышестоящих, нижестоящих и неподчиненных инстанций; запись
результатов голосования с |
Подразделяется
на пункты в соответствии с вопросами
повестки дня
«СЛУШАЛИ». Если имеются тексты (или тезисы) докладов и выступлений, они не записываются в протокол, а через тире после фамилии докладчика или выступившего указывается «Текст доклада (выступления, сообщения) прилагается» «ВЫСТУПИЛИ». Ф.И.О. каждого из выступающих оформляются с красной строки и пишутся в именительном падеже. После тире в форме косвенной речи записывается краткое или подробное содержание выступления. Запись принятого по обсуждаемому вопросу решения, записывается после слова «Решили». В случае необходимости указываются результаты голосования по каждому пункту решения. А при выборах должностных лиц результаты голосования фиксируются по каждой кандидатуре отдельно. В протоколах общих собраний акционеров или учредителей указывается также количество и процент голосующих акций. Содержание
особого мнения, записывается в тексте
протокола после |
Способы фиксации протоколов | По способу
фиксации протокол был только рукописным. Протоколы ежемесячно переписывались «набело» и сшивались. В таком случае считать оригиналом, либо переписанный протокол, или тот, который вели во время заседания коллегии не известно. |
В зависимости
от способа фиксации протоколы могут
быть рукописными (машинописными), стенографическими
и фонографическими, т.е. весь ход заседания
фиксируется на магнитофоне.
Рукописные (машинописные) протоколы оформляются на следующий день после заседания коллегиального органа. Стенографические и фонографические в пятидневный срок уточняются, добавляются, редактируются и оформляются на бумажном носителе |
Подписи | Протокол заканчивался подписями членов коллегии и секретаря | Протокол подписывается председателем и секретарем заседания |
Как
видно из проведенного анализа, составление
и оформление современного протокола,
как документа, берет начало из коллежского
делопроизводства. Многие реквизиты установленные
в документе того периода используются
и в наше время. Именно в то время было
создана основа разработки строения современного
документа коллегиального органа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение
обширного комплекса
Характерной особенностью коллежского делопроизводства XVIII в. является то, что его важнейшие основы утверждались законодательно. Также в это период были заложены основы организации учета и хранения документов.
В начале XVIII в. создавалась новая система государственных учреждений, причем возникновение новых учреждений оформлялось законодательно, а для многих из них издавались регламенты, регулировавшие деятельность учреждения, и в том числе делопроизводство. Основополагающим законодательным актом, определившим систему коллежского делопроизводства, стал «Генеральный регламент» 1720 г.
Принятие «Генерального регламента» способствовало унификации документов одного жанра, устранению личного начала в практике их составления, упраздняло старые виды и разновидности документов и вводило другие, соответствующие новому типу канцелярий центральных и местных органов власти. В преобладающем большинстве случаев это сводилось к изменению названия документа, ибо большинство жанров оставались в своей внутренней сущности теми же самыми. Традиция в именовании документов, сложившаяся в приказном делопроизводстве, резко прервалась.
Многообразие разновидностей делопроизводственных документов в рассматриваемый период обусловлено, прежде всего, сложной структурой государственного аппарата XVIII в.
Некоторые порядки составления, хранения документов сохранились и до наших дней. Например, составление протокола, практически все реквизиты остались с тех времен. Впервые появилось слово «архив», и по сей день, он остается, как хранилище документов.
В целом, делопроизводство коллегий характеризовалось значительным увеличением письменной работы и формальностей, на что жаловались современники. Даже значительно увеличенные по сравнению с приказами штаты канцелярских чиновников не справлялись с обилием дел, что приводило к медлительности делопроизводства и волоките.
Уже следующий этап реформирования российского государственного делопроизводства наступает в начале XIX века при императоре Александре.
Список
использованных источников
и литературы
Периодические издания
Журнал «Делопроизводство» № 1 2009 года. Статья «Развитие распорядительной документации в XVIII веке» стр. 83-87.
Информация о работе Система коллежского делопроизводства в России (XVIII вв.)