Система коллежского делопроизводства в России (XVIII вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Организация делопроизводства в России складывалась веками и имеет глубокие корни. Выделяют несколько периодов делопроизводства:
1) приказное (столбцовое) – ХV - XVII вв.
2) коллежское (коллегиальное) – XVII -XIX вв.
3) министерское (исполнительное) – XIX -XX вв.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...
1. Центральные государственные учреждения (коллегии) ……………...
2. Формирование системы коллежского делопроизводства …………….
3. Делопроизводство коллегий ……………………………………….…...
4. Виды документов, особенность их составления ………………………
5. Преемственность структуры и требований к составлению современного протокола с протоколом периода коллежского делопроизводства …………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………...
Список использованных источников и литературы ………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая ДОУ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     Коллежское  делопроизводство отличается от приказного обилием видов государственных  документов. Законодательные и распорядительные акты государственной власти оформлялись  повелениями, указами, регламентами, инструкциями, наказами, протоколами. Появилось много форм переписки: письма, доношения, известия, требования, ведомости.

     Обмен информацией между учреждениями определялся их соподчиненностью. Вышестоящие  организации направляли подчиненным  указы, подчиненные вышестоящим – рапорты и доношения, равные инстанции обменивались предложениями и сообщениями. Формой письменного обращения частных лиц в государственные учреждения были челобитные, которые позже, как написано выше, стали называться прошениями. Возник новый документ, использующийся при ведении переписки, – справка с краткими вставками из всех документов по обсуждаемому вопросу, экстракт.

     В XVIII в. стали также развиваться  и другие системы документации:

    • финансовая, в которой впервые были применены термины «дебет», «кредит», «баланс», «бухгалтер»;
    • военная – реляции, рапорты, донесения, предписания, диспозиции;
    • договорная международная – ноты, меморандумы, депеши;
    • судебная – допросы, клятвенные обещания, показания, приговоры;
    • статистическая – подушные переписи, называемые ревизиями, «ревизские сказки» (результаты ревизий), губернские сводки.

     Для многих документов были установлены  официальные бланки и разработаны  правила расположения реквизитов на листе бумаги. Для некоторых документов, таких, как дипломы и патенты, были созданы генеральные формуляры – образцы, по которым они должны были оформляться.

     Так, в указе 1723 г. «О форме суда» содержание челобитной следовало излагать по пунктам, т.е. была сделана попытка формализовать  текст документа, сделать его максимально удобным для чтения. Несколько ранее – указом от 22 февраля 1714 г. – губернаторам предлагалась форма ведомости для присылки сведений о произведенных сборах налогов и казенных расходах, состоявшая из 22 пунктов.

     На  документах впервые появились резолюции, представляющие собой задания по исполнению. Резолюцию писали на лицевой стороне первого листа.

     В коллежском делопроизводстве выделяется из текста и становится самостоятельным элементом формуляра дата документа: во многих документах она пишется под текстом с левой стороны листа: «Октября 17 дня 1723 года».

     Самостоятельным элементом формуляра становится и наименование документа; в некоторых  случаях к нему примыкает обозначение  краткого содержания документа: «Рапорт  о получении указа», хотя требование указывать краткое содержание документа (заголовок к тексту) окончательно формируется только в делопроизводстве министерств в XIX в.

     Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появляется ряд реквизитов, отражающих различные  стадии процесса документирования или стадии обработки документов: подписи, отметки о согласовании, регистрационные индексы, отметка о контроле, отметка о направлении в дело и др. В целом, делопроизводство коллегий характеризовалось значительным увеличением письменной работы и формальностей, на что жаловались современники.

     Подведя итог, следует сказать, что изменения в организации делопроизводства коллегий привели к значительному увеличению письменной работы. Даже значительно увеличенные по сравнению с приказами штаты канцелярских чиновников не справлялись с обилием дел, что приводило к медлительности делопроизводства и волоките.  Кстати, слово «волокита» мы получили в наследство от приказного делопроизводства. Подклеенные в столбцы длиной в среднем 50-80 м. документы наматывали на палочки в свитки. Ленты при чтении волочились, отсюда родилось и понятие, обозначающее сегодня несвоевременное и не по существу решение того или иного вопроса.

 

5. Преемственность структуры и требований к составлению современного протокола с  протоколом периода  коллежского делопроизводства  

Объект  сравнения Коллежское  делопроизводство Современное делопроизводство
Требования  к оформлению Правила составления протокола изложены в «Генеральном регламенте» 1720 года Требования  к оформлению современного протокола как документа отнесенного к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации изложены в

ГОСТ Р 6.30-2003

Оформление  реквизитов Данные о  ведомствах и подразделениях  отсутствуют, протоколы составлялись только в  коллегии Наименование ведомства

Наименование  организации (структурного подразделения), эти данные входят в состав реквизитов «наименование организации»

Впервые стали использоваться элементы унифицированных документов, появилось наименование вида документа Вид документа, данные входят в состав реквизитов «вид документа»
Дата  заседания, оформляется только словесно, в состав входят: год и число, Дата заседания, оформляется словесно - цифровым и цифровым способом, в состав даты входят:

число, месяц, год

  Протоколы не регистрировались Стали регистрировать документ, таким образом, как и все
    организационно-распорядительные документы, протокол стал иметь юридическую  силу
  Место заседания (указывался город, где состоялось заседание  коллегии) Место заседания (указывается город, или поселок с названием района, где состоялось заседание)
  Гриф утверждения  отсутствует Гриф утверждения (в том случае, если протокол подлежит утверждению)
Структура документа 

Вводная часть

Указываются только «присутствующие члены».

Перечисляются все намеченные дела в коллегии

Указываются фамилии  и инициалы председателя, секретаря, присутствующих (их количество) и приглашенных.

Повестка  дня, в которой перечисляются  вопросы, вынесенные на рассмотрение коллегиального органа, и докладчики по каждому  пункту повестки дня

Основная  часть Запись-протокол высказанных мнений («разговоров о важных делех») с отметкой в тех случаях, когда «о каком деле большаго изъяснения требует и оное до другова времени отстрочить».

Протокол содержал выписку всех полученных документов от вышестоящих, нижестоящих и неподчиненных инстанций;

запись  результатов голосования с отметкой «когда члены в голосах не согласны», если же решение принимается единогласно, то окончательное мнение каждого в протокол не записывалось, «но только краткая запись»

Подразделяется  на пункты в соответствии с вопросами  повестки дня

«СЛУШАЛИ». Если имеются тексты (или тезисы) докладов и выступлений, они не записываются в протокол, а через тире после  фамилии докладчика или выступившего указывается «Текст доклада (выступления, сообщения) прилагается» «ВЫСТУПИЛИ». Ф.И.О. каждого из выступающих оформляются с красной строки и пишутся в именительном падеже. После тире в форме косвенной речи записывается краткое или подробное содержание выступления.

Запись  принятого по обсуждаемому вопросу решения, записывается после слова «Решили». В случае необходимости указываются результаты голосования по каждому пункту решения. А при выборах должностных лиц результаты голосования фиксируются по каждой кандидатуре отдельно. В протоколах общих собраний акционеров или учредителей указывается также количество и процент голосующих акций.

Содержание  особого мнения, записывается в тексте протокола после соответствующего постановления.

Способы фиксации протоколов По способу  фиксации протокол был только рукописным. 

Протоколы ежемесячно переписывались «набело» и сшивались. В таком случае считать оригиналом, либо переписанный протокол, или тот, который вели во время заседания коллегии не известно.

В зависимости  от способа фиксации протоколы могут быть рукописными (машинописными), стенографическими и фонографическими, т.е. весь ход заседания фиксируется на магнитофоне.

Рукописные (машинописные) протоколы оформляются  на следующий день после заседания  коллегиального органа. Стенографические и фонографические в пятидневный срок уточняются, добавляются, редактируются и оформляются на бумажном носителе

Подписи Протокол заканчивался подписями членов коллегии и секретаря Протокол подписывается  председателем и секретарем заседания
 
 

     Как видно из проведенного анализа, составление и оформление современного протокола, как документа, берет начало из коллежского делопроизводства. Многие реквизиты установленные в документе того периода используются и в наше время. Именно в то время было создана основа разработки строения современного документа коллегиального органа. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Изучение  обширного комплекса делопроизводственных материалов имеет важное значение. Оно может дать представление  о том, как управлялась Российская империя, каковы были механизм и эффективность функционирования государственной власти.

     Характерной особенностью коллежского делопроизводства XVIII в. является то, что его важнейшие основы утверждались законодательно. Также в это период были заложены основы организации учета и хранения документов.

     В начале XVIII в. создавалась новая система  государственных учреждений, причем возникновение новых учреждений оформлялось законодательно, а для многих из них издавались регламенты, регулировавшие деятельность учреждения, и в том числе делопроизводство. Основополагающим законодательным актом, определившим систему коллежского делопроизводства, стал «Генеральный регламент» 1720 г.

     Принятие  «Генерального регламента» способствовало унификации документов одного жанра, устранению личного начала в практике их составления, упраздняло старые виды и разновидности документов и вводило другие, соответствующие новому типу канцелярий центральных и местных органов власти. В преобладающем большинстве случаев это сводилось к изменению названия документа, ибо большинство жанров оставались в своей внутренней сущности теми же самыми. Традиция в именовании документов, сложившаяся в приказном делопроизводстве, резко прервалась.

     Многообразие разновидностей делопроизводственных документов в рассматриваемый период обусловлено, прежде всего, сложной структурой государственного аппарата XVIII в.

     Некоторые порядки составления, хранения  документов сохранились и до наших дней. Например, составление протокола, практически все реквизиты остались с тех времен. Впервые появилось слово «архив», и по сей день, он остается, как хранилище документов.

     В целом, делопроизводство коллегий характеризовалось  значительным увеличением письменной работы и формальностей, на что жаловались современники. Даже значительно увеличенные по сравнению с приказами штаты канцелярских чиновников не справлялись с обилием дел, что приводило к медлительности делопроизводства и волоките.

     Уже следующий этап реформирования российского государственного делопроизводства наступает в начале XIX века при императоре Александре.

 

Список  использованных источников и литературы 

  1. Генеральный регламент 1720 г.
  2. Общее губернское учреждение 1775 г. //Свод законов Российской империи. Ч.2. Спб., 1842
  3. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. Спб., 1997
  4. Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления) / Под ред. Т.В. Кузнецовой. М.: ЮНИТИ, 2001
  5. Илюшенко, М.П. История делопроизводства в дореволюционной России: учеб. Пособие / РГГУ. - М., 1993с
  6. Илюшенко, М.П. Возникновение и развитие делопроизводства на Руси (XIV – XVIII вв.) // Делопроизводство. – 1998. - № 2. – С.
  7. История развития делопроизводства в СССР / МГИАИ; под ред. Я.З.Лившица, В.А. Цикулина. - М., 1974.
  8. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990
  9. Пшенко А.В. Делопроизводство: документационное обеспечение работы офиса: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Мастрество, 2000.
  10. Шепелев Л.Е. Чиновный мир России XVIII — начало ХХ в. Спб., 1999.

    Периодические издания

    Журнал  «Делопроизводство» № 1 2009 года. Статья «Развитие распорядительной документации в XVIII веке» стр. 83-87.

Информация о работе Система коллежского делопроизводства в России (XVIII вв.)