Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:30, курсовая работа
Организация делопроизводства в России складывалась веками и имеет глубокие корни. Выделяют несколько периодов делопроизводства:
1) приказное (столбцовое) – ХV - XVII вв.
2) коллежское (коллегиальное) – XVII -XIX вв.
3) министерское (исполнительное) – XIX -XX вв.
Введение ………………………………………………………………...
1. Центральные государственные учреждения (коллегии) ……………...
2. Формирование системы коллежского делопроизводства …………….
3. Делопроизводство коллегий ……………………………………….…...
4. Виды документов, особенность их составления ………………………
5. Преемственность структуры и требований к составлению современного протокола с протоколом периода коллежского делопроизводства …………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………...
Список использованных источников и литературы ………………..
Министерство
образования Республики Коми
государственное учреждение среднего профессионально образования
«Сыктывкарский
колледж сервиса
и связи»
Спец.
032002. Документационное
обеспечение управления
и архивоведение
Дисциплина
Документационное
обеспечение управления
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Система коллежского делопроизводства
в
России (XVIII вв.)
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………... | |
1. Центральные государственные учреждения (коллегии) ……………... | |
2. Формирование системы коллежского делопроизводства ……………. | |
3. Делопроизводство коллегий ……………………………………….…... | |
4. Виды документов, особенность их составления ……………………… | |
5. Преемственность структуры и требований к составлению современного протокола с протоколом периода коллежского делопроизводства ………………………………………………………….. | |
Заключение ………………………………………………… |
|
Список использованных |
Введение
В настоящее время регламентации делопроизводственных процессов уделяется особенное внимание: разрабатывается законодательная база, нормативные документы, создатели которых стремятся, как можно более отчётливо отразить принципы работы с документами, избрав своей целью выработать свод единых правил документирования деятельности того или иного учреждения.
Изучение
современных принципов
Н.И.
Павленко утверждает, что «…В XVII веке
как правительственные
Авторы учебного пособия «История развития делопроизводства в СССР» под редакцией В.А. Цикулина и Я.З. Лившица1, акцентировали внимание на развитии делопроизводства. Вопросы истории делопроизводства в дореволюционной России были рассмотрены и в работах М.П. Илюшенко2.
Анализируя работы по истории дореволюционного делопроизводства, можно отметить, что данные проблемы поднимались в трудах исследователей начала XX в. Интересны статьи Н.Бондаренко, посвященные изучению приказного и коллежского делопроизводства.
Организация делопроизводства в России складывалась веками и имеет глубокие корни. Выделяют несколько периодов делопроизводства:
1) приказное (столбцовое) – ХV - XVII вв.
2) коллежское (коллегиальное) – XVII -XIX вв.
3) министерское (исполнительное) – XIX -XX вв.
Цель курсовой работы – установить связь между коллежским и современным делопроизводством, его влияние на работу и оформление результатов коллегиальных органов, созданных на современном предприятии.
В связи с этим представляется необходимым решить следующие задачи:
Источниками
по исследуемому вопросу служат законодательные
акты властных учреждений Российской
империи, относящиеся к XVIII веку, а
также различные
1.
Центральные государственные
учреждения (коллегии)
Административный
хаос, вызванный отсутствием в
прежних учреждениях
12 февраля 1712 года Пётр издал указ «учинить коллегиум для торговаго дела исправления, чтоб в лучшее состояние привесть». Согласно указу, «взяты были к Москве иноземцы нарвские жители» – два человека и один дерпский купец, к ним присоединили несколько человек знатных московских купцов и шестерых слободских жителей, и всем им поручили выработать правила работы коллегии коммерции. Комиссия эта проработала около двух лет, сочинила правила для коллегий и занялась пересмотром таможенного устава. Однако этим кончаются все сведения о работе этой комиссии. Так понемногу обозначался характер и само название учреждений, которыми будут заменены приказы. 23 марта 1715 года царь рассматривает ещё одно предложение о переустройстве системы государственного аппарата. Согласно проекту, предлагалось ввести в России семь коллегии, семь отделов, в которых сосредоточилось бы всё управление государством. Вначале намечалось создание семи коллегий: юстиц-коллегии, канцелярии иностранных дел, коллегии адмиралтейской, кригс-коллегии, камер-коллегии, штатс-коллегии, коммерцколлегии. Но реестр и штат всех коллегий был утвержден Петром лишь спустя два года 12 (25) декабря 1717 года. Коллегий, по этому реестру оказалось двенадцать.
Каждая коллегия состояла из председателя и нескольких членов. Кроме руководителя в состав коллегий входили: 4 советника, 4 асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик, подъячие. Дела в каждой коллегии решались по большинству голосов. Коллегии ведали всеми отраслями управления, суда и государственного хозяйства.
Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:
1) Иностранных дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государственных расходов); 9) Берг-коллегия (промышленная); 10) Мануфактур-коллегия (горнодобывающая).
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении – все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
Следует отметить, что в процессе создания коллегий сразу же выделяется группа коллегий военного и внешнеполитического ведомства: военная, адмиралтейская и иностранных дел. Они занимали привилегированное положение в системе государственных учреждений благодаря тому огромному значению, которое придавал Пётр армии, флоту, дипломатии, а также той роли, которую играли в управлении их руководители – первейшие сподвижники Петра. Из всех коллегий особо выделяется группа финансовых коллегий. Главной фискальной коллегией стала камер-коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием денежных поступлений. Расход на нужды государства осуществлялся через штатс-контор-коллегию, игравшую роль центральной кассы, а контроль и наблюдение за работой финансовых органов предписывался независимой от других ревизион-коллегии. Юстиц-коллегия заменила сразу несколько судных приказов, отобрала судебные функции у многих приказов неюридического профиля. Но из её компетенции выпали многочисленные социальные и профессиональные группы населения: горожане, купцы, промышленники, работные люди отошли в ведение коммерц- и берг-мануфактур-коллегий. Военными занимались военная и адмиралтейская коллегии, церковнослужителями – Синод.
Итак,
к 1920 году в Российском государстве сложилась
новая система органов власти государственного
управления, частично существовавшая
еще и в XIX веке. Ее можно представить
следующим образом:
ИМПЕРАТОР |
ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР |
СЕНАТ |
Главный магистр | Вотчина | Коммерц-коллегии | Иностранная | |||
Берг-коллегии | Адмиралтейская | |||||
Камер-коллегия | Мануфактур-коллегия | Военная | ||||
Штатс-коллегия | ||||||
Ревизион-коллегия | Юстиц-коллегия | Синод-духовная коллегия |
ГУБЕРНАТОР | |
ГУБЕРНАТОРСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ | |
ВОЕВОДА | |
ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ | УЕЗДНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ |
2.
Формирование системы
коллежского делопроизводства
В 1718 приказная система управления сменилась коллежской. Образование коллегий вытекало из предшествовавшего развития приказного строя. Это подтверждается тем, что большинство коллегий создавались на базе старых учреждений и являлись их правопреемниками.
Деятельность коллегий как части бюрократического аппарата подвергалась тщательной регламентации. Бюрократизация государственного аппарата нашла свое выражение в консолидации однородных функций управления, установлении стройной системы подчиненности низших органов высшим, организационном отделении присутствия от канцелярии, складывании чиновничества — особой касты людей, назначаемых царем и формально только перед ним ответственных.
В допетровское время, государь, управляя государством, опирался, с одной стороны, на почитание подданными идущей от Бога власти православного самодержца и, с другой стороны, на систему службы, устойчивую иерархию служилых чинов — «холопей государевых». «Эти два начала — традиционное и служилое — соединяли, как мощная система опор и перекрытий, все здание российской государственности, делали власть московских царей реальной, несмотря на несовершенные средства коммуникации, слабую систему управления гигантскими пространствами России с редким населением и огромной протяженностью границ». Новое время с его представлениями о власти, влияние европейского опыта, разрушение самоизоляции — все это потребовало иных подходов к реализации доктрины самодержавной власти. Петр I осуществляет глубокие административные реформы, позволяющие говорить о формировании в России бюрократической административной системы. Ее основные признаки следующие: зависимость чиновников от монарха; существование строгой иерархии учреждений и должностных лиц, руководствующихся в своей деятельности уставами и регламентами; унификация структуры и штатов учреждений и обязанностей должностных лиц; углубление разделения труда в управленческом аппарате, выражавшееся хотя бы в таком первичном его виде, как разграничение гражданской службы и военной, и т.д.
Информация о работе Система коллежского делопроизводства в России (XVIII вв.)