Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:16, реферат
Деловые письма представляют собой официальную корреспонденцию и применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в управленческой и коммерческой деятельности. Деловое письмо - всегда официальное сообщение. Информация, содержащаяся в деловом письме, носит протокольный характер. Вот почему письма регистрируются, и факт устного сообщения не исключает необходимости почтового отправления. Существует несколько видов классификации деловых писем, в основе их лежат различные классификационные признаки.
1.1 Классификация деловых писем
Деловые письма представляют собой
официальную корреспонденцию и
применяются для решения
По функциональному признаку деловые письма можно разделить на две группы:
- письма, требующие письма-ответа (письмо-запрос; письмо-просьба; письмо-обращение; письмо-предложение; письмо-рекламация и др.). Письма-ответы должны всегда содержать индекс того письма, которое явилось причиной для переписки.
- письма, не требующие письма-ответа (письмо-предупреждение; письмо-напоминание; письмо-приглашение; письмо-подтверждение; письмо-извещение; письмо-заявление и др.). Не требуют ответа и сопроводительные письма, т.к. они выполняют функцию квитанции, ярлыка, прикладываемого к отправляемым документам.
По структурным признакам деловые письма делятся на регламентированные (стандартные) и нерегламентированные.
Регламентированные письма составляются по определенному
образцу (это касается не только стандартных
аспектов содержания, но и формата бумаги,
состава реквизитов и т.д.). Регламентированное
письмо решает типичные вопросы регулярных
экономико-правовых ситуаций и реализуется
в виде стандартных синтаксических конструкций. Нерегламентирован
По тематическому признаку проводится условное разделение корреспонденции на деловую и коммерческую.
Считается, что переписка,
которая оформляет
По признаку адресата деловые письма делятся на обычные и циркулярные. Циркулярное письмо направляется из одного источника в несколько адресов, как правило, подчиненных инстанций (организаций).
По форме отправления можно выделить наряду с традиционным почтовым отправлением электронную деловую корреспонденцию и факсовые отправления. При этом электронная почта и телефакс используются для решения оперативных вопросов. Письма, имеющие большое юридическое значение - договоры, предложения (оферта), рекламация и т.п., - высылаются обычными почтовыми отправлениями.
По композиционным особенностям деловые письма делятся на одноаспектные и многоаспектные.
Одноаспектное письмо рассматривает одну проблему, вопрос, а многоаспектное - несколько.
Многоаспектное письмо может содержать предложение, просьбу и напоминание одновременно. Многоаспектным считается письмо, содержащее однотипные и разнотипные аспекты - просьбы, сообщения, предложения. Каждый аспект формируется речевым действием: просьбой, сообщением, предупреждением, приглашением и т.п.
1.2 ВИДЫ ДЕЛОВЫХ ПИСЕМ
3.1 Виды некоммерческих деловых писем
3.1.1 Письмо - просьба
В письме-просьбе излагается какая-либо просьба, при этом в ней подчеркивается заинтересованность организации в ее исполнении.
Количество ситуаций, вызывающих необходимость обращения с просьбой от имени юридического лица, не поддается учету: получение информации, высылка каталогов, прейскурантов, образцов продукции, согласование действий, побуждение к какому-либо действию и т.д.
Физическими лицами в
форме просьбы пишутся
Почти все многоаспектные письма содержат просьбу. Нередко одно деловое письмо содержит несколько просьб - однотипных актов, представляющих также многоаспектную структуру.
Просьба может излагаться от первого лица единственного числа («Прошу…»); от первого лица множественного числа («Просим…»); от третьего лица единственного числа («Фирма просит…») и от третьего лица множественного числа. Письмо - просьба может и не содержать ключевого слова «просим». Оно может начинаться с атрибута вежливости «пожалуйста» («Пожалуйста, сообщите нам о…»). Иногда просьба выражается словами пожелания («Мы хотели бы получить…»).
3.1.2 Сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо составляется для сообщения адресату о направлении каких-либо документов или материальных ценностей (например, о посылке контрактов, спецификаций, каталогов, протоколов, образцов товара, грузов). Подобного рода письмо оправдывает себя в тех случаях, когда содержит дополнительные разъяснения к приложенному документу. В них указывается, для чего направлен основной документ, что с ним нужно делать и в какие сроки (например, принять к сведению, подписать, заверить печатью и возвратить и т.д.). В этом письме адресата информируют также о том, что за данными документами последуют и другие.
3.1.3 Письмо - сообщение
Такие письма отправляются при необходимости сообщения (извещения, уведомления, информирования) о каких-либо событиях или фактах, представляющих взаимный интерес (например, сообщение о прибытии делегации, назначение деловой встречи, посещении завода-поставщика, проведении переговоров, об отгрузке товаров и т.п. Такие письма наиболее ярко представляют жанровую разновидность информационного письма.
Объем информационного письма может варьировать от размеров обычной справки, состоящей из одного предложения, до сообщения, занимающего несколько страниц.
К разновидностям информационных писем относят рекламно-информационные письма, письма-заявления, письма-напоминания и др.
3.1.4 Письмо - подтверждение
Направление письма - подтверждения является одним из проявлений этической культуры деловых людей. В этих письмах подтверждается получение документов, материалов-писем, телексов, спецификаций, прейскурантов, каталогов, образцов изделий, а также телеграммы или состоявшегося телефонного разговора. Такое письмо избавляет от сомнений в том, что послание дошло до адресата.
В отдельных случаях необходимо изложить вкратце содержание того письма или документа, на который ссылаются, чтобы было ясно, о каком документе идет речь.
Ключевым словом письма - подтверждения является слово «подтверждаем» или фразы - клише типа: «Мы получили Ваше письмо, в котором Вы сообщаете…», «Мы получили Ваш заказ…», «Подтверждаем получение Вашего письма от…(за №…) со всеми приложениями…», «Настоящим подтверждаем, что нами получено Ваше письмо от…(за №…) и сообщаем…»
Письмо - подтверждение (Приложение 2) может заканчиваться просьбой, предложением, пожеланием и т.д.
3.1.5 Письмо - напоминание
Письмо - напоминание (Приложение 3) следует направлять тогда, когда не удается с помощью переговоров или личного контакта получить необходимый ответ или добиться принятия нужного решения. Письмо - напоминание, как правило, состоит из двух логических элементов: напоминания о выполнении принятых решений, договоренностей и указания мер, которые будут приняты в случае их невыполнения.
Ключевыми письма - напоминания являются слова, образованные от глагола «напоминать». Например: «Мы вынуждены напомнить Вам о …», «Настоящим еще раз напоминаем …».
Помета «вторично», помещаемая на поле письма, уже указывает на факт напоминания. Такая помета ставиться в тех случаях, когда отправитель допускает возможность, что адресат еще не получил письма, адресованного ранее, по не зависящим от него причинам. В этих случаях дословно воспроизводится текст отправленного ранее письма, которое может начинаться со слов: «Вторично посылаем Вам …».
Кроме напоминания в таких письмах часто содержатся требования выполнить те или иные обязательства.
Стандартные выражения письма - напоминания:
- Напоминаем, что…
- Вторично ставим Вас в известность…
- Считаем, необходимым
еще раз обратить Ваше
- По истечении… срока наше предложение теряет силу…
3.1.6 Письмо - приглашение
Направляется по случаю проведения различных официальных мероприятий (совещаний, заседаний, конференций, семинаров, собраний, выставок и др.), а также деловых приемов (завтраков, обедов, фуршетов и т.д.). При обсуждении на деловых заседаниях каких-то проектов они направляются вместе с письмом для ознакомления или изучения. В приглашениях на заседания указываются дата, место их проведения и повестка дня с должностями, званиями и фамилиями докладчиков и содокладчиков.
Письмо-приглашение может быть адресовано конкретному лицу, или нескольким лицам, или массовому адресату. При официальном приглашении большого количества людей используются как полностью готовые, так и тексты-трафареты. Однако, следует иметь в виду, что приглашение, направляемое конкретному лицу, должно отправляться по почте, особенно в торжественных случаях. В остальных же случаях можно использовать факс и Интернет. Ключевым словом таких писем является слово «приглашаем», а этикетные формы: «Просим принять участие …», «Имеем честь пригласить …».
Реагированием на приглашения на конференции, семинары, официальные деловые приемы являются письма-ответы. В них сообщается, что адресат с благодарностью принимает приглашение, если же он вынужден отказаться, то указывает причину отказа.
3.1.7 Письмо - благодарность
Данное письмо направляется для выражения благодарности за что-либо (например, за полученное письмо, каталог, приглашение, участие в каком-либо мероприятии, спонсорскую помощь, гостеприимство и т.п.). Чаще всего подобные письма имеют персональную адресацию. Написание их обусловлено требованиями этикета и совершенно необходимо с точки зрения перспективного сотрудничества.
Ключевыми словами таких писем являются: «благодарим», «благодарю», а этическими формами: «Мы признательны Вам …», «Выражаем Вам нашу благодарность …», «Я хотел бы поблагодарить Вас за …».
Благодарность может сочетаться с пожеланиями, напоминаниями и т.д.
3.1.8 Поздравительное письмо
Эти письма составляются по случаю национальных праздников, юбилеев фирм или отдельных деловых людей, избрания или назначения на должность и т.д.
Стереотипными этикетными формами поздравления являются: «Поздравляем Вас …», «Разрешите поздравить Вас …», «Примите наши приветствия и поздравления …». Поздравления сочетаются с добрыми пожеланиями (успехов, крепкого здоровья, благополучия процветания и т.п.). В этих письмах могут содержаться благодарности за тесное сотрудничество, выражение надежд на налаживание или продолжение сотрудничества.
3.1.9 Письмо - соболезнование
В письмах-соболезнованиях
выражают скорбь по случаю чьей-то смерти.
Здесь уместны следующие фразы-
3.1.10 Гарантийное письмо
В данных письмах подтверждаются условия делового сотрудничества, даются обещания, берутся обязательства.
Письмо-гарантия часто содержит не только заверение в каком-то действии (например, плата за выполненную работу, сроки ее выполнения, качество выполнения работ, качество товара, сроки его поставки, оплата полученной продукции и т.п.), но и сообщение о сроке, на который распространяется гарантия, об обязательствах фирмы или делового человека в случае обнаружения дефектов в товаре, нежелательных последствий услуги, невыполнения договора.
Эти аспекты могут составить содержание целого письма или войти в текст письма в качестве его составляющей.
Ключевыми словами в них являются слова «гарантируем», «фирма гарантирует». Гарантийные письма носят, подчеркнуто юридический характер, соответствую по статусу документам договорного характера.
3.2 Виды коммерческих деловых писем
Коммерческие письма составляются при заключении и выполнении коммерческой сделки от имени юридических лиц и часто имеют правовую силу. Коммерческая переписка решает вопросы сбыта продукции (услуг) и снабжения. От того, насколько грамотно и убедительно составлено коммерческое письмо, зависит, в конечном итоге, успех будущей сделки. К чисто коммерческим видам деловой корреспонденции относятся: письма - запросы, письма - предложения (оферта), письма - заказы, письма - претензия (рекламация) и ответы на эти виды писем.
3.2.1 Запрос и ответ на него
Письмо - запрос направляется в тех случаях, когда невозможно решить вопрос лично или по телефону. Оно обычно используется в деловых взаимоотношениях между различными юридическими лицами, имеющими свой расчетный счет в банке.