Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении текучести кадров на предприятии.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение кадровой политики на предприятии
- понятие и причины текучести кадров
- рассмотрение управления процесса текучести кадров
- изучение видов текучести кадров
- анализ текучести кадров на предприятии
- изучение методов снижения текучести кадров на предприятии
1.Введение............................................................................................. 3
2.Главная часть..................................................................................... 5
2.1.Кадровая политика на предприятии.............................................. 5
2.2. Понятие и причины текучести кадров.......................................... 8
2.3. Управление процессом текучести кадров................................... 10
2.4. Виды текучести кадров................................................................ 15
2.5. Анализ текучести кадров на предприятии.................................. 16
2.6. Методы снижения уровня текучести кадров.............................. 20
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................... 23
3.1. Выводы и предложения............................................................... 23
3.2.Список литературы......................................
Существенно
отличается интенсивность текучести
в группах работников с разным
стажем на предприятии. После трех лет
работы на предприятии происходит резкое
снижение интенсивности текучести.
Последнее обстоятельство связано как
с фактором возраста, так и с проблемами
адаптации. Кроме того, немаловажным является
то, что у поступающего работника могут
возникнуть необоснованные ожидания по
отношению к будущей работе. Это может
объясняться и низкой информированностью
кандидата, и тем, что наниматель, стремясь
выгоднее представить свое предприятие,
может завысить положительные моменты
и занизить трудности работы в компании.
2.3. Управление процессом текучести кадров
Основой управления движением персонала является установление закономерностей процесса текучести кадров. Знание этих закономерностей делает возможным определение наиболее эффективных управленческих воздействий.
Зависимость
интенсивности текучести кадров
от социально-демографических
Подробное изучение текучести кадров
осуществляется с помощью специальных
обследований в двух направлениях:
1)
для создания общего портрета
увольняющихся (на основе
2)
для изучения причин ухода,
в качестве которых могут
Поэтапно
приведение уровня текучести к приемлемому
значению можно представить в
частности через возможность
планирования предстоящих увольнений,
увязки процессов увольнения с процессами
найма, помощи увольняемым работникам.
Для решения этих и других вопросов,
которые будут обозначены после,
необходимо исходить из конкретной ситуации
на предприятии. Рассматриваемая ниже
методика предполагает упорядоченную
поэтапную деятельность, осуществление
которой следует возложить
Рассмотрим содержание каждого из этапов более подробно.
1
ЭТАП. Определение уровня текучести
кадров. На этой стадии необходимо
ответить на главный вопрос - является
ли уровень текучести
2
ЭТАП. Определение уровня
3 ЭТАП. Определение причин текучести кадров.
Высокий уровень текучести кадров может быть вызван спецификой производственно-хозяйственной деятельности предприятия либо несовершенством системы управления им. В первом случае проблемы как таковой нет и никаких решений не требуется. Во втором — следует приложить усилия, чтобы отыскать узкие места в системе управления предприятием. Причины увольнений работников с предприятия можно анализировать в двух аспектах. Первый будет основываться на формальном критерии, разделяющем основания увольнений законодательным путем – оснований расторжения трудовых отношений, перечисленных в КЗоТ РФ. В данном случае перечень оснований будет исчерпывающим, поскольку соответствующие нормы КЗоТа не предусматривают принципиально иных оснований для расторжения трудовых отношений. Кадровая статистика предприятий по вопросам увольнений в основном складывается из следующих оснований: по собственному желанию, в связи с переводом, временные работники, прогул без уважительных причин, по уходу за ребенком, за появление на работе в нетрезвом состоянии, по сокращению численности, в связи со смертью, выход на пенсию, некоторые другие. Отсутствие или появление прецедентов увольнений по тому или иному основанию ведет соответственно к сужению или расширению этого перечня. Поэтому одним из исследований может быть анализ кадровой статистики предприятия. Очевидной возможностью данного анализа является его сопоставимость – с аналогичными данными других предприятий, отрасли в целом.
Второй аспект связан с определением мотивационной структуры выбытия кадров. Она основывается на реальных причинах, побуждающих работника принять решение об уходе с предприятия. В этом случае статистика службы кадров в лучшем случае лишь частично может дать ответ на вопрос – почему уволился работник.
Если
же детализировать такие критерии,
как «причины личного характера»
или «неприемлемый режим
Наконец, в рамках данного этапа «Определение причин текучести кадров» возможно провести исследование позиции менеджмента (в качестве представителей администрации будут выступать не только руководитель предприятия, но и его заместители, начальник отдела кадров, менеджер по персоналу, мастера, бригадиры и т.п.). Метод исследования – интервью либо анкетирование.
Таким образом, собственными усилиями возможно провести три типа исследований в рамках этого этапа, что даст фактический материал для дальнейшего анализа.
4
ЭТАП. Определение системы
Для этого меры можно разделить на три основные группы:
— технико-экономические (улучшение условий труда, совершенствование системы материального стимулирования, организации и управления производством и др.);
—
организационные (совершенствование
процедур приема и увольнения работников,
системы профессионального
— социально-психологические (совершенствование стилей и методов руководства, взаимоотношений в коллективе, системы морального поощрения и др.).
5
ЭТАП Определение эффекта от
осуществления разработанных
2.4. Виды текучести кадров
Можно выделить два вида текучести кадров - физическую и умственную.
Физическая
текучесть охватывает тех служащих,
которые
покидают организацию и уходят.
Умственная текучесть кадров возникает у тех служащих, которые внешне не покидают организацию, но фактически уходят из нее. Этот вид текучести кадров не отражается в документации, но может нанести значительный вред производительности труда.
Служащие
демонстрируют пассивное
Они в полной мере сохраняют независимость, когда общаются с другими по поводу принятия решений, приветствуют предложения, но не идут у них на поводу. Они уважают других, и окружающие понимают и чувствуют это уважение. Они редко навязывают свои идеи другим, а вместо этого пытаются добиться успеха путем рекомендаций, предложений или просят других обдумать их перспективы. Им редко приходится заставлять других работать.
У
таких руководителей есть представление
о том, чего должно добиться предприятие
или группа. Они придерживаются этого
представления, умеют найти подходящие
предложения у подчиненных и
других людей и затем стимулировать
их для реализации этих предложении.
Такие руководители нанимают лучших
профессионалов, каких они могут
найти, и обычно дают им максимум свободы
для выполнения своих обязанностей.
Они знают, что вместо того, чтобы
входить во
все детали их работы, лучше проявлять
интерес и разрешать им показывать свою
работу. Они устанавливают высоко эффективную
систему вознаграждений, чтобы побуждать
людей делать все возможное для организации.
Они помогают подчиненным достигать их личных целей, одновременно способствуя успеху организации, короче говоря, они культивируют особую, позитивную связь с организацией на протяжении длительного времени. четкое структурирование производственного процесса во времени и пространстве - привлечение работников при планировании работы, различных нововведений, режимов работы проведение серий семинаров-тренингов с руководителями среднего и низшего звена (по типу "мозгового штурма") по выявлению и решению проблем на производстве анализ кадрового состава отдельных подразделений по выявлению специальностей, которые необходимо провести через переобучение контроль.
2.5. Анализ текучести кадров на предприятии
ООО
«ЛесСтройИнвест» работает в отрасли
сельскохозяйственных перерабатывающих
предприятий с 1999 года, Первым клиентом
ООО «ЛесСтройИнвест» стало представительство
компании в Москве.
Сегодня ООО «ЛесСтройИнвест» - это 7-ти
летний опыт переработки, порядка 30 постоянных
клиентов в Новомосковске и регионах России,
30-ти процентные среднегодовые темпы роста
финансового оборота, а самый ценный капитал
компании - команда специалистов со средним
стажем работы в организации более 5 лет.
Но
в 2000-2001 году вопросы текучести и
закрепления кадров в организации
стояли весьма остро. Так называемая
болезнь роста, когда стремительно
увеличивающиеся объемы работы требуют
дополнительных ресурсов и, в первую
очередь, человеческих. Количество персонала
стало увеличиваться. Но поскольку
из-за большого количества кандидатов,
да и отсутствия соответствующего опыта
тщательного отбора кандидатов на существующие
вакансии не производилось, то на работу
принимались и "случайные" люди.
Одни вроде бы профессионально были
подготовлены, но, как позже выяснилось,
по разным причинам "посматривали на
сторону" и уходили туда, где
сулили более выгодные условия. Другие
вроде бы и люди были хорошие, но
овладеть необходимыми профессиональными
знаниями из-за личных особенностей так
и не смогли. Как следствие - текучесть
кадров составляла более 30% и все
усилия по росту численности компании
не приносили желаемого
тобы снизить текучесть кадров и сформировать постоянный коллектив, было принято решение о разработке методики отбора кандидатов при приеме на работу с использованием автоматизированной системы профотбора и психодиагностики "ПРОФЕССОР". Результатом внедрения этой методики стало снижение в несколько раз текучести кадров за период с 2000 по 2006 годыКак показывает опыт, успешность деятельности человека в большей степени зависит от его психологических особенностей, чем от знаний и опыта. В настоящее время очевидно, что отбор только по уровню знаний явно недостаточен. Ведь именно в личностных качествах кроются основные причины профессиональной успешности сотрудников и их лояльности по отношению к организации. В этом мы убедились на собственном опыте на протяжении более шести лет, протестировав за это время более восьмисот человек. Процесс тестирования заключается в следующем - на компьютере запускается программа обследования, кандидат знакомится с инструкцией по каждому из запускающихся тестов и отвечает на вопросы, выбирая один ответ из нескольких предлагаемых. Запускать можно либо специально подобранные батареи тестов, либо отдельные тесты. После прохождения тестирования специалист по кадрам получает заключение. Обследуемый затрачивает на тестирование в среднем от 15 до 60 минут в зависимости от количества запускаемых тестов, получение заключения - не более 3 минут.