Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:06, реферат
Государственное делопроизводство как система начинает складываться с момента образования централизованного Русского государства в конце XV века и начала процесса создания аппарата государственного управления, необходимого для регулирования хозяйственной и политической жизни государства. Система государственных учреждений этого периода включала: высший законодательный орган – Боярскую думу, центральные исполнительные органы – приказы, на местах – приказные избы (губная, съезжая, земская и другие).
Глава 1. Образование и классификация приказов……………………….…………….3
Формирование и структура приказов………….…………………….….....………..3
1.2 Классификации приказов………………..………………………………..……..…..5
Глава 2. Разновидности приказов…………………………………...……………......…7
2.1 Документооборот в Печатном приказе………………………………………..……7
2.2 Дела Посольского приказа ……………………………………………..…….…….10
2.3 Приказ Большого Дворца………………………………………………..……….…11
2.4 Поместный приказ …………………………………………………………………..13
2.5 Монастырский приказ……………………………………………………..….…..…15
2.6 Холопий приказ…………………………………………………………….………..16
2.7 Земский и Разбойный приказы……………………………………….……………..17
Заключение……………………………………………………………………………….19
Список используемой литературы…………………………………………………..….22
При отдаче беглого холопа владельцу Приказ наказывал ему “накрепко”, чтобы он холопа “до смерти не убил”, не изувечил и голодом не заморил, отсюда вытекала практика разбора в приказе всех судных дел о холопах и вынесения приговоров по ним. То есть этот приказ, как и все остальные выступал в роли судебной инстанции.
На Холопий приказ возлагались регистрация других форм кабальной зависимости. Сюда относились купчие и данные на людей из татарского полона; освобождение от неволи крещёных татар. Подлежали регистрации в приказе заёмные кабалы и жилые или житейские записи, которые оформлялись при отдаче родителями своих детей, племянников в работу на определённый срок, те “урочные лета”17.
Соответственно
своим функциям Холопий приказ должен
был взаимодействовать со многими,
но не со всеми остальными приказами.
2.7 Земский и Разбойный приказы.
Земский
приказ был создан во второй половине
XVI века как правительственное
Игра в карты и в кости не запрещалась, так как на неё существовала государственная монополия, так что игра приносила довольно большой доход в казну.
Существует деление: Москва – Земский приказ, все остальные территории – Разбойный, в основу которого лежал давнишний принцип подсудности по месту совершения преступления и поимки преступника18.
Разбойный
приказ – один из органов центрального
управления, возникший в ходе губной
реформы с 1539 г. до середины 50-х годов
XVI века, вызванной обострением
В соответствии с Соборным Уложением 1649 года Разбойный приказ разбирал дела связанные с татьбой, разбоем, убийствами, совершёнными в Московском и других уездах. В столице этим занимался Земский приказ. На местах функции приказа исполняли губные старосты, осуществлявшие свою деятельность по наказам из Разбойного приказа, которому были подчинены по этим делам. Они должны были преследовать и ловить преступников, получив на это санкцию вышестоящей инстанции, но наказывать и судить они должны были без доклада по своему усмотрению в соответствии с нормами права. В качестве приказной власти губные старосты ведали также помимо губных дел сыском беглых крестьян, сбором податей, межеванием земель, оформлением кабал и кабальных книг. Помощниками губных старост были губные целовальники, в обязанности которых входило:
а) присутствовать на суде губных старост;
б) исполнять их поручения;
в) заведовать тюрьмами;
г) собирать подмогу из населения в экстренных случаях.
Аппарат местного управления имел прямое отношение к приказной системе, так как выполнял её функции на местах, хотя и не входил в её состав.
В Москве и в городах тюрьмы строились на средства Разбойного приказа, который также должен был заниматься наём палачей и выдачей им жалованья.
Также в компетенцию Земского приказа в Москве (и Разбойного на других территориях) входил разбор дел связанных с приобретением иностранцами дворов и заключением с ними кабальных грамот. И то и другое считалось разбойным делом и поэтому разбиралось в Разбойном и Земском приказах, а также в приказных избах (выполнявших функции приказов на местах).
Одной из статей дохода обоих приказов: и Разбойного, и Земского – являлся штраф, взимавшийся с людей, которые видели, как кого-то избивают или грабят, и не пришли на выручку, не бросились за преступниками в погоню, а также, знавших о пребывании татей, разбойников и лиц с резаными ушами не имевших письменных свидетельств об освобождении из тюрем. С таковых брался штраф в размере полтины с человека.
В статью
расхода можно вписать
Заключение.
В целом, в приказной период постепенно создается система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако государство, действуя отрывочными и частными мерами, не создавая общих административных правил, не могло еще ввести порядка в организацию учреждений и их делопроизводство. Только с середины XVII века принимаются некоторые меры для наведения порядка в делопроизводстве.
В наследство от приказного делопроизводства получили мы и слово "волокита". Подклеенные в столбцы длиной в среднем 50-80 м. документы наматывали на палочки в свитки. Ленты при чтении волочились, отсюда родилось и понятие, обозначающее сегодня несвоевременное и не по существу решение того или иного вопроса. В аппарате приказного делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание, формализм. Не были развиты такие делопроизводственные операции, как регистрация документов, хранение, контроль за исполнением. И всё же именно на этом историческом этапе складывается первая система работы с документами, закладываются основные приёмы и методы создания, оформления и обработки документов.
Важной
особенностью приказной системы
управления являлась пестрота и неопределенность
функций приказов. Почти каждый приказ
выполнял не только функции управления;
в его ведении находились также
определенные территории (волости, города,
селения), налоги с которых поступали
на содержание приказа и осуществление
его задач. Этой сложностью определения
точных функций приказов объясняются
и трудности классификации
Еще одна
особенность приказного делопроизводства
заключалась в том, что его
организация основывалась главным
образом на нормах обычного права, то
есть на традициях, обычаях, передаваемых
из поколения в поколение в
устной форме приказными служилыми
людьми. В 1550 году был издан Судебник,
представлявший собой акт кодификации
правовых отношений; в 1649 году Земским
собором утверждается Соборное уложение.
Эти законодательные акты, устанавливая
организацию деятельности судебных
органов, регламентировали состав документов,
правила оформления некоторых из них,
порядок рассмотрения, а также ответственность
должностных лиц за недобросовестную
работу с документами и меру ответственности
за допущенные нарушения.
Список используемой литературы.
1. Кирсанова М.В. Делопроизводство. Новосибирск: ИНФРА-М, 2003. 326 с.
2. Коломеец М.С. Делопроизводство. М.: Просвещение, 2001. 385 с.
3. Кузнецова Т.В.Делопроизводство.
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 359 с.