Приказное делопроизводство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:06, реферат

Описание работы

Государственное делопроизводство как система начинает складываться с момента образования централизованного Русского государства в конце XV века и начала процесса создания аппарата государственного управления, необходимого для регулирования хозяйственной и политической жизни государства. Система государственных учреждений этого периода включала: высший законодательный орган – Боярскую думу, центральные исполнительные органы – приказы, на местах – приказные избы (губная, съезжая, земская и другие).

Содержание

Глава 1. Образование и классификация приказов……………………….…………….3
Формирование и структура приказов………….…………………….….....………..3
1.2 Классификации приказов………………..………………………………..……..…..5
Глава 2. Разновидности приказов…………………………………...……………......…7
2.1 Документооборот в Печатном приказе………………………………………..……7
2.2 Дела Посольского приказа ……………………………………………..…….…….10
2.3 Приказ Большого Дворца………………………………………………..……….…11
2.4 Поместный приказ …………………………………………………………………..13
2.5 Монастырский приказ……………………………………………………..….…..…15
2.6 Холопий приказ…………………………………………………………….………..16
2.7 Земский и Разбойный приказы……………………………………….……………..17
Заключение……………………………………………………………………………….19
Список используемой литературы…………………………………………………..….22

Работа содержит 1 файл

Приказное делопроизводство в России.Кравченко Катя.11ВД2.docx

— 44.55 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
СЕРДОБСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 
 
 

Реферат

«Приказное делопроизводство»

по дисциплине  «Делопроизводство и архивное дело в России» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Выполнила: студентка гр. 11ВД2

                                                                                             Кравченко Е.О.

                                                                      Проверила: Золотова Т.А. 
 
 
 

2011г. 

Содержание.

Глава 1. Образование и классификация приказов……………………….…………….3

    1. Формирование и структура приказов………….…………………….….....………..3

1.2 Классификации приказов………………..………………………………..……..…..5

Глава 2. Разновидности приказов…………………………………...……………......…7

2.1 Документооборот  в Печатном приказе………………………………………..……7

2.2 Дела Посольского  приказа ……………………………………………..…….…….10

2.3 Приказ Большого  Дворца………………………………………………..……….…11

2.4 Поместный  приказ …………………………………………………………………..13

2.5 Монастырский  приказ……………………………………………………..….…..…15

2.6 Холопий приказ…………………………………………………………….………..16

2.7 Земский и  Разбойный приказы……………………………………….……………..17

Заключение……………………………………………………………………………….19

Список используемой литературы…………………………………………………..….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Образование и  классификация приказов.

1.1  Формирование и структура приказов.

Государственное делопроизводство как система начинает складываться с момента образования  централизованного Русского государства  в конце XV века и начала процесса создания аппарата государственного управления, необходимого для регулирования  хозяйственной и политической жизни  государства. Система государственных  учреждений этого периода включала: высший законодательный орган –  Боярскую думу, центральные исполнительные органы – приказы, на местах – приказные  избы (губная, съезжая, земская и  другие).

Период  с XVI-XVII век получил название «приказного  делопроизводства» по названию первых государственных учреждений – приказов.

Как центральные  отраслевые органы государственного управления приказы, являвшиеся исполнительными  органами решений Великого князя  и Боярской думы, сформировались не сразу. Из личных поручений (приказов) Великого князя князьям и боярам возникли «избы» или «дворы». В XVI веке они преобразуются в постоянно  действующие центральные учреждения – приказы с определенным кругом управленческих задач, самостоятельными структурными подразделениями, специальным  штатом служилых людей (дьяками, подьячими) и определенной системой делопроизводства1.

Общее количество приказов, существовавших на Руси, точно не известно, в частности, в XVII в. Разные исследователи называют их число от 40 до 70. Во главе отдельного приказа стоял приказной судья (в некоторых приказах судей было по два и более; они назывались товарищами главного судьи), назначаемый  из думных чинов. В его ведении  состояли дьяки от одного до трех, а  к концу XVII века в крупных приказах от 6 до 10 человек. В ведении дьяков находились подьячие, которые в соответствии со стажем работы делились на «старых» (старших), «середних» и «молодых» (младших).

Старшим подьячим, наиболее опытным и уважаемым, и подьячим «средней руки» доверялась сложная работа, связанная с подготовкой  решений по делам, хранением дел, опечатыванием архивных сундуков. Младшие  подьячие не пользовались особым доверием. Многие царские указы XVII в. обращают внимание на необходимость строго контролировать их работу. За ошибки, допускаемые в  официальных документах, подьячих строго наказывали: били батогами, лишали жалованья.

В крупных  приказах подьячие объединялись в «столы», или повытья, - структурные подразделения приказов; деление на столы производилось не по роду дел, а по территориальному принципу. Для приведения в исполнение разных распоряжений существовали особые должности толмачи, трубники, недельщики и др. В их обязанности входило также доставлять переписку приказов по принадлежности, вызывать тяжущихся на суд и другие2.

На местах в ведении приказов состояли воеводы, управлявшие территориями и выполнявшие  предписания центральных властей. Воеводы имели свою «канцелярию» приказную избу и помощников «меньших»  воевод и дьяков. В приказной избе хранилась государственная городская  печать, денежные суммы и велось делопроизводство.

Приказы и приказные избы представляли собой  одновременно и присутствие, и канцелярию, и архив. Документы обычно размещались  на столах, на скамьях, особо ценные – в сундуках-ларях в тех  же помещениях, где велась текущая  работа и прием посетителей.

Руководители  приказов – судьи и приближенные к ним лица, участвовавшие в  принятии решений, ставили своих  подписей на документах. Это входило  в обязанность дьяка, отвечавшего  за ведение делопроизводства приказа: «а на всех делах закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам руки не прикладывают, для того устроены они, думные дьяки». Царь и бояре собственноручно подписывались только на договорных грамотах, заключаемых с другими государствами. Подпись, или «припись», дьяка была весьма своеобразна: если документ состоял из нескольких листов, дьяк «приписывал» документ на каждой склейке, проставляя по одному слогу своей фамилии на каждой склейке, чтобы буквы захватывали оба листа, что было узаконено Судебником 1550 года. Это предохраняло документ от фальсификации и подлога.

1.2 Классификации приказов

В середине XVI века возникают постоянно действующие  приказы со своими штатами, внутренней структурой и специальным делопроизводством.

Из большего числа приказов, создававшихся в  разные годы, можно выделить несколько  основных групп, объединенных по направлению  деятельности:

1.  военные – Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Оружейная палата;

2.  дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а с 1547 года царского хозяйства – Казенный, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Пострельничий;

3.  внешние сношения с иностранными державами – Посольский приказ;

4.  финансовые, фискальные приказы для сбора налогов и податей – Приказ Большого прихода;

5.  судебно-полицейские приказы – Разбойный, Холопий, Земский;

6.  судебные приказы, которые заведовали судом на определенных территориях – Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский.

Существует  еще одна классификация приказов:

1. Областные  приказы: Четверти (Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская, Новая); Казанский; Литовский; Сибирский; Смоленский.

2. Финансовые  приказы: Большого прихода; Большой  казны; Счётный; Денежного сбора; Печатный; Сбора запросных и пятинных денег; Купецких дел; Доимочный.

3. Дворцовые  приказы: Большого дворца; Царицына мастерская палата; Казённый; Оружейная палата; Судный дворец; Золотых дел; Серебряный; Конюшенный; Соборного дела; Житный; Записной; Иконный; Панихидный; Сокольничий; Аптекарский; Новой аптеки.

4. Административные  приказы: Поместный; Холопий; Монастырский; Челобитный; Ямской; Книгопечатный; Каменный; Рудного сыска; Строения богаделен.

5. Судебные  приказы: Московский и Владимирский судные; Казанский судный; Судный; Приказных дел; Земский; Разбойный; Розыскных дел; Сыскные; Расправная палата при Боярской думе; Мещанского суда.

6. Патриаршие: Разрядный; Духовный; Дворцовый; Казённый; Церковных дел.

7. Дипломатические  приказы: Посольский; Малороссийский; Калмыцких дел; Лифляндских дел.

8. Военные  приказы: Разрядный; Денежной раздачи; Драгунского и солдатского отпуска; Полковых дел; Великой России; Полоняничный; Пушкарский; Рейтарский; Сбора ратных людей; Семёновский; Хлебный; Ствольный; Стрелецкий; Мушкетного дела; Иноземский; Потешный; Преображенский. 

Глава 2. Разновидности  приказов.

2.1 Документооборот  в Печатном приказе.

Печатный  приказ как центральный орган  управления, обладавший в современном  понимании нотариальными функциями  в масштабах всего Московского  государства, являлся решающим, заключительным этапом на длинном пути прохождения  документов, касающихся оформления прав на движимые и недвижимые имущества, судебно-следственных материалов, свидетельств на право торговли и держания откупов, изменений по службе. В Печатном приказе документу придавалась  юридическая сила: он удостоверялся  государственной печатью, заносился  в регистрационные записные книги  приказа, за что взималась печатная пошлина.

Специфика деятельности и делопроизводства Печатного  приказа заключалась в том, что  единственной собственной документацией  приказа являются его записные регистрационные  книги. Никаких других документов Печатный приказ не производил, за исключением  памятей, посредством которых служащие приказа переписывались с администрацией других приказов. Регистрационные книги  приказа содержат в себе информацию об этом объеме приказной документации, грамотах и актах, приходящих в Печатный приказ и проходящих через него7.

В делопроизводстве Печатного приказа ключевыми  являлись два момента: процедура  регистрации грамоты или акта и взятие пошлины или освобождение от нее за приложение печати к документу.

Регистрация документа – закрепление в  законодательном порядке юридических  прав владельца удостоверяемой грамоты  или акта. В Печатном приказе она  проходила путем занесения краткой  записи о запечатываемой грамоте  или акте в пошлинную или беспошлинную книгу приказа. Обязательными для записи и пошлинных и беспошлинных книг устанавливалось несколько элементов: дата регистрации; населенный пункт, на который грамота или акт посылались; полное имя владельца грамоты или акта; краткое содержание сути дела, изложенного в регистрируемом документе и соответствующая пометка служащих приказа о том, были ли взяты печатные пошлины и в каком количестве. Книги прошлых лет оставались в приказе, к ним нередко обращались в текущем делопроизводстве. Они образовали архив Печатного приказа, записи в книгах использовались для наведения справок и изготовления выписок, на основании которых составлялись памяти и выписки по запросам других приказов.

Цель  регистрации сводилась к приданию документу юридической силы, обеспечению  его учета и контроля, а в  дальнейшем поиска. Регистрация давала возможность подтвердить факт получения  или отправки документа, вести контроль за его исполнением, составлять количественные и качественные характеристики документооборота, создавать информационно-справочный аппарат. Таким образом, перечисленные функции составляют суть нотариальной деятельности, которой занимался Печатный приказ как центральный государственный орган всего Московского царства.

Печатный  приказ как сугубо канцелярское учреждение не замыкался в собственных границах, он взаимодействовал с другими центральными учреждениями и представителями  царской власти на местах. Велась обширная переписка с воеводами, начальниками московских приказов и дьяками приказных  изб в городах. В своей массе  переписка сводилась к просьбам-запросам, обращенным к начальнику и дьяку  Печатного приказа, отыскать в регистрационных книгах нужную запись и сделать с нее копию. В этом отношении на Печатный приказ ложилась ответственность за исполнение запросов и подачу достоверных сведений по запрашиваемому вопросу на основании материалов архива8.

Безусловно, по большей части запросы касались земельных сделок, требовалось подтвердить  выдачу грамоты на недвижимое имущество, конкретизировать количество выданных четей, уточнить имя человека, на которого была выписана грамота и т.д. Нередко  на основании книг Печатного приказа  устанавливалась истина и вершились судебные дела.

Информация о работе Приказное делопроизводство