Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:06, реферат
Государственное делопроизводство как система начинает складываться с момента образования централизованного Русского государства в конце XV века и начала процесса создания аппарата государственного управления, необходимого для регулирования хозяйственной и политической жизни государства. Система государственных учреждений этого периода включала: высший законодательный орган – Боярскую думу, центральные исполнительные органы – приказы, на местах – приказные избы (губная, съезжая, земская и другие).
Глава 1. Образование и классификация приказов……………………….…………….3
Формирование и структура приказов………….…………………….….....………..3
1.2 Классификации приказов………………..………………………………..……..…..5
Глава 2. Разновидности приказов…………………………………...……………......…7
2.1 Документооборот в Печатном приказе………………………………………..……7
2.2 Дела Посольского приказа ……………………………………………..…….…….10
2.3 Приказ Большого Дворца………………………………………………..……….…11
2.4 Поместный приказ …………………………………………………………………..13
2.5 Монастырский приказ……………………………………………………..….…..…15
2.6 Холопий приказ…………………………………………………………….………..16
2.7 Земский и Разбойный приказы……………………………………….……………..17
Заключение……………………………………………………………………………….19
Список используемой литературы…………………………………………………..….22
Связь была двусторонней, а ее инициатором являлись как внешние учреждения: приказы или администрация на местах, так и сам Печатный приказ. Он посылал запросы в города, часто с целью выяснения имен владельцев и их откупов.
Запросы в Печатный приказ поступали в форме памятей, и приказ готовил ответы в той же форме. В ответе-выписке содержалась точная копия записи, найденной в регистрационной книге, с указанием полной даты и имени дьяка, за чьей приписью была сделана запись.
Два ключевых момента в делопроизводстве этого учреждения определили характер его деятельности в первой половине XVII века: регистрация акта или грамоты и взятие либо сложение пошлины за приложение печати к документу. Действия служащих Печатного приказа и установление тарифов на печатные пошлины полностью регулировалась указами государя и собственной устоявшейся приказной практикой. Нормы и установления, выработанные в результате деятельности Печатного приказа в первой половине XVII в., полностью и без изменений вошли в статьи XVIII главы Соборного уложения 1649 г9.
Система
хранения и учета книг Печатного
приказа прошлых лет была удивительно
хорошо налажена и позволяла исполнять
самые сложные запросы в
2.2 Дела Посольского приказа.
Посольский приказ оформлял выезд за рубеж. Если территории порубежных соседей вклинивались на русскую территорию или наоборот, то для перехода из государства в государство крестьянам этих имений не нужны были официальные документы. Во всех остальных случаях необходимо было получить проездную грамоту в Посольском приказе или у воевод, исполнявших в данном случае его функцию. Несанкционированный переход границы рассматривался как преступление, и преступника судили, проведя следствие. На местах этим опять же занимались воеводы, которые должны были “писати о том государю”. Так как вряд ли царь сам рассматривал все подобные отчёты, то они поступали в Посольский приказ.
Приказ имел право выдавать разрешения только на выезд в государства, в которых Россия находилась в мирных отношениях, поэтому можно говорить о том, что приказ определял, с какими странами Москва живёт в мире и с кем выгодно и невыгодно иметь сношения. Так как сохранение мира – одна из важнейших задач, то русских подданных, совершивших в дружественной стране “лихое дело”, то есть убийство, разбой или грабёж, также судили в приказе или на месте.
Соответственно по названию приказа, можно говорить о том, что он был ответственным за назначение русских послов и прием иноземных.
Также Посольский приказ занимался искуплением пленных и сбором денег на это. На практике эти деньги собирал не Посольский приказ, а все другие, согласно своей компетенции, а затем из своих денег отдавали причитающееся на выкуп пленных.
Иностранцы,
получившие разрешение на въезд в
страну, должны оформлять все сделки
в Печатном приказе, то есть без проездной
грамоты они не имеют право
находиться в России и тем более
производить какие-то операции, так
что в Печатном приказе, скорее всего,
обязаны были проверять наличие
таковых у иноземцев при
Таким образом, приказ ведал всеми международными отношениями Москвы: и торговыми, и политическими, и, наверняка, в какой-то степени культурными.
2.3 Приказ Большого Дворца.
Приказ Большого Дворца занимался делами московских посадских людей и слобод, а также делами по управлению дворцом. Приказ Большого Дворца был обособленным ведомством и обладал правом сбора печатной пошлины и имел свою печать. Однако, указом 25 февраля 1624 года по докладу Печатного приказа все печатные пошлины по делам, которые исходили из приказа Большого Дворца, было предписано печатать, подписывать и собирать в Печатном. Это мероприятие не имело успеха. Большой Дворец так и не пересылал грамоты в печатный.
Лицам,
взявшим что-либо на откуп, выдавались
откупные грамоты. Таким образом, Большой
Дворец ведал откупами. Однако непонятно,
почему тогда все остальные статьи,
посвящённые откупной системе, повествуют
о том, сколько кому денег платить
за откупные грамоты в Печатный приказ,
и почему с мест деньги за удостоверение
откупных грамот присылались туда же.
Это можно объяснить тем, что
откуп брали на разные занятия, подведомственные
разным приказам. В таком случае,
все грамоты действительно
Большой Дворец взыскивал печатные пошлины за приложение печати к сотным грамотам, выдававшимся в дворцовые волости из разных приказов, в том числе и из самого Большого Дворца. У Большого Дворца было право ставить печати к грамотам, направляемым в дворцовые волости, и право получать за них печатные пошлины. Сотные же и иные грамоты, направляемые из других приказов, подлежали освидетельствованию в Печатном приказе, с уплатой пошлины там же.
Но основной функцией было управление слободами и посадами, то есть Дворец занимался регулировкой отношениё между белыми и чёрными слободами, процессами обеления, входа в тягло и всяческих перемещений посадского населения.
Приказ также ведал населением, несшим тягло и проживавшим в пределах посадской близости. Эти пределы определены точно только для Москвы: “на все стороны от Земляного города ото рву по 2 версты”.
Уложение
запрещало посадским людям
Также Большой Дворец должен был ведать торговыми делами гостиной и суконной сотен, в частности тем, где и как они торгуют.
2.4 Поместный приказ.
Поместный
приказ вёл писцовые книги, учитывающие
хозяйственный потенциал
Следующая крупная функция Поместного приказа состояла в верстании служилых людей по отечеству поземельной дачей с учётом оклада, назначаемого разрядным приказом, и родовитости служилого человека.
На приказ
возлагалась регистрация всех поземельных
сделок между феодалами – купли-
Следующая
крупная функция приказа
Поместный приказ был обязан устанавливать и свободное состояние “пришлых людей”, назвавших себя свободными и изъявивших желание записаться в качестве крестьян за какими-либо помещиками или вотчинниками. Во всех указанных случаях компетенция Поместного приказа распространялась на территорию центра и юга государства, исключая новгородские и псковские земли, подлежавшие юрисдикции приказных изб Новгорода и Пскова, и территории, подведомственные приказам Сибирскому и Казанского дворца.
Таким
образом, Поместный приказ должен был
постоянно взаимодействовать со
всеми остальными приказами, так
как обладал довольно широким
кругом функций и в разных частных
случаях был вынужден прибегать
к помощи коллег.
2.5 Монастырский приказ.
На пути
подчинения церковных корпораций общей
системе государственной
До этого
суд по недуховным делам в отношении
клириков от митрополитов и ниже, а
также монастырей осуществлялся
в приказе Большого Дворца. Здесь
же духовные вотчинника, минуя общегосударственные
учреждения, подлежали суду самого
царя. На уровне приказов все дела, касающиеся
церкви, духовных лиц и зависимых
от них людей, были в ведении суда
патриарших приказов. Уложение 1649 года
лишало высшее духовенство, за исключением
патриарха, административных и судебных
привилегий, главным образом юрисдикции
по отношению к церковным людям
в основной массе гражданских
и уголовных дел. В ведение
Монастырского приказа
Указанное ограничение привилегий церкви в области управления и суда в Уложении не проведено последовательно. В руках главы церкви – патриарха оставался орган управления патриаршими вотчинами и людьми, подчинёнными патриарху – Патриарший двор.
Из приказа Большого Дворца в ведение Монастырского приказа были переданы все монастырские и церковные земли. Контроль же за исполнением запрета передачи вотчин в монастыри по завещанию и обменом вотчинами возлагалась на Поместный приказ.
Наряду с этим Монастырский приказ также был и финансовым, административным и полицейским органом по отношению к церковным учреждениям, то есть совмещал функции характерные для всех приказов вообще.
Доходы Монастырского приказа были довольно велики, так как церковь в России XVII века играла заметную роль во внутренней политике и экономике государства, и именно поэтому правительство пошло на такой шаг, как создание особого органа, ставившего церковь в какой-то степени под контроль светской власти.
2.6 Холопий приказ.
Вопрос о положении крестьян и холопов в XVII веке был очень важным. На Холопий приказ возлагался контроль за соблюдением статуса второй по численности категории феодально-зависимого населения – холопов. Главнейшей его функцией было оформление служилых кабал в соответствии с требованиями закона и регистрация их в кабальных книгах. Одной из форм такого контроля было рассмотрение челобитных самих холопов с жалобами на неверное оформление кабал на них.
В этой связи Холопий приказ был обязан следить за тем, чтобы не оформляли кабалы на крестьян и бобылей, в том числе на беглых, и на детей боярских верстанных и наверстанных. Холопий приказ преследовал насильственное похолопливание и имел право наказывать виновных. Всё это ставило перед Приказом необходимость контроля за оформлением кабал на свободных людей или на бывших холопов при наличии у них отпускных. Сюда же относился контроль за соблюдением правового режима добровольных холопов. Через приказ получали отпускные холопы, бежавшие из плена.
Важнейшей функцией Холопьего приказа была борьба с побегами холопов; беглые приводились в приказ, наказывались кнутом и возвращались владельцам. Приказ следил также за соблюдением условий сыска беглых холопов, предписанных законом, к тому же там рассматривались дела о сносе беглыми имущества их хозяев и о возврате его по принадлежности.