Во-вторых, организация и проведение
конкурсов. Несмотря на множество
контролирующих организаций и
некоторые серьезные ограничения
по участию в них муниципальных
предприятий, проблема объективности,
а следовательно, и эффективности
конкурсов не решена полностью.
В-третьих, как показывают проведенные
исследования, для инвесторов страшен
не столько высокий износ основных
фондов, сколько неразбериха с
самими основными фондами. Многие
объекты ЖКХ не имеют правового
обеспечения, т.е. соответствующей
документации, регистрации, даже
не всегда ясно, кто их хозяин.
Оценка, учет и регистрация проведены
только на 7 процентах объектов
ЖКХ. Эта трудоемкая техническая
работа требует и времени, и
средств, и соответствующих исполнителей.
В сложившейся ситуации ни
один здравомыслящий инвестор
не станет вкладывать собственные
средства, понимая, что данная
сфера по своей сути является
многоотраслевым комплексом, где все в
значительной степени взаимосвязано.
Опасна не только сложившаяся неразбериха
с объектами ЖКХ, но и последствия: тормозится
деятельность отдельно взятой управляющей
компании, функционирующей в рамках многоотраслевого
комплекса ЖКХ, что может сделать ее в
целом неэффективной.
В-четвертых, переход организаций
в сфере ЖКХ на договорные
отношения по-прежнему не начат.
Особенно остро эта проблема
проявляется во взаимоотношениях
ресурсо-сберегающих организаций
и управляющих компаний по
порядку расчетов между ними,
а главное, по определению той
организации, которая является
непосредственным поставщиком электрической,
тепловой энергии, газа и воды.
Управляющие жилищным фондом
организации, в том числе управляющие
компании, жилищно-эксплуатационные
участки, ТСЖ и др., как правило,
приобретают названные ресурсы
по тарифам, установленным для
предприятий, а передают их
гражданам по ценам, установленным
для населения.
В-пятых, как показывают проведенные
исследования, реформа неизбежно
сталкивается с так называемым
организационным сопротивлением, которое
зачастую оказывают влиятельные
руководители существующих структур
управления в сфере ЖКХ. В
первую очередь это касается
жилищных трестов, ЖЭУ и др.,
деятельность которых напрямую
зависит от намеченных преобразований.
Для них реальна проблема –
потерять работу в результате
развития института конкурсов.
Между тем, как показывают исследования,
организации, функционирующие сегодня
на легальной основе в сфере
ЖКУ, не только не готовы
к увеличению интенсивности работы,
повышению ее качества, заботе
об удовлетворенности потребителей,
но и не видят в этом никакой
необходимости. Основными особенностями
негативного характера, присущими
работникам трестов и ЖЭУ, выявленными
в ходе проведенных исследований,
оказались следующие: иждивенческие
настроения, отсутствие понимания
того, что удовлетворенность потребителя
– это главный оценочный показатель
деятельности организации, обеспечивающий
ее выживание и успех в рыночных
условиях.
В-шестых, реализация реформы, несомненно,
связана с ростом затрат на
управление, который обусловлен
самой концепцией реформы, а
именно разделением заказчика,
управляющей компании, подрядчика
и потребителя услуг. Реализация
этой схемы потребует значительных
затрат на организацию контроля,
систематической проверки объема
и качества выполненных работ
управляющими компаниями, подрядчиками
и их соответствия договору. Существуют
и другие институциональные проблемы,
обусловленные необходимостью повышения
уровня управления в сфере
ЖКХ.
В целях развития конку- рентной
среды практическими рекомендациями
для предприятий ЖКХ может
быть создание систем менеджмента
качества (СМК). Цель этой системы
– повышение эффективности работы
предприятий с точки зрения
управляемости всех процессов
при производстве и предоставлении
жилищно-коммунальных услуг.
В мировой практике задача
повышения конкурентоспособности
и укрепления положительной репутации
поставщиков услуг в жилищно-коммунальной
сфере решается путем добровольной
сертификации независимой третьей
стороной систем менеджмента
предприятий ЖКХ. Наибольший вес
сегодня имеют сертификаты на
систему менеджмента качества (по
ISO 9001:2000), систему управления окружающей
средой (по ISO 14001:96), систему управления
безопасностью (по OHSAS 18001), систему
социальной ответственности (по
SA 8000).
Построение системы менеджмента
на основе международных стандартов
помимо имиджевой роли обеспечивает
также повышение эффективности
управления всеми бизнес-процессами
организации, персонификацию ответственности
в процессах, их отслеживаемость
и прозрачность. Менеджмент предприятия
и взаимосвязь его составляющих
с различными стандартами можно
представить в виде схемы, как
показано на рисунке 1.
Рис.1
Менеджмент
предприятия и взаимосвязь его
составляющих различными стандартами
Исходя из требований указанных
стандартов, можно сформулировать
принципы качественного менеджмента
как организаций – поставщиков
услуг ЖКХ, так и системы
в целом, которые могут быть
основой концепции качества в
ЖКХ.
Во-первых, ориентация на потребителя
ЖКУ. Реализация этого принципа
является основной задачей реформирования
ЖКХ. Он предполагает анализ
требований потребителя к качеству
услуг и управление всей деятельностью
обслуживающей организации так,
чтобы обеспечить максимально
возможную степень удовлетворения
этих требований. Этот принцип
формирует рыночные отношения
в сфере ЖКХ.
Во-вторых, лидерство. Имеется в
виду необходимость формирования
активной и ответственной позиции
у всех заинтересованных сторон,
уход от командно-административного
стиля управления в системе
ЖКХ.
В-третьих, вовлечение персонала.
Это предполагает вовлечение
персонала обслуживающих организаций
в создание систем менеджмента
качества (или интегрированных систем
менеджмента), привлечение его к
управлению и добровольное принятие
им на себя ответственности
за выполняемые процессы. Кроме
того, необходимо вовлечение собственников
жилья в процедуры контроля
за формированием обоснованных
цен и тарифов и в процесс
управления жилищным фондом.
В-четвертых, процессный подход.
Прозрачность деятельности предприятий
достигается с помощью процессной
модели. При этом анализируются
показатели входа и выхода
каждого процесса, устанавливаются
точки контроля. Процессный подход
позволяет связать воедино отдельные
виды работ и оценивать их
результативность и эффективность
с точки зрения общей цели.
Особенно актуально применение
процессного подхода на уровне
выстраивания системы ЖКХ в
целом, при реформировании системы
и изменении форм собственности:
то есть при передаче объектов
управляющим организациям, реализации
механизмов конкурсного отбора
подрядчиков, формировании конкурентного
рынка жилищно-коммунальных услуг.
Процессный подход обеспечивает
гармоничное сочетание директивного
и экономического методов управления,
фокусирует внимание на проблеме
качества услуг и снижении
имеющихся потерь и издержек.
В-пятых, системный подход. Суть
его состоит в том, что вся
деятельность рассматривается как
система взаимосвязанных процессов,
управление в которой идет
как процессами, так и связями.
В-шестых, постоянные нововведения.
Этот принцип является базовым
и формирует основу для повышения
удовлетворенности всех заинтересованных
сторон: потребителя, собственника,
государства (региона, муниципального
образования), населения, а также
персонала предприятий ЖКХ.
И, наконец, управление на основе
фактов: данный принцип определяет
установку на сбор и обработку
статистической и ведомственной
информации, сведений о поставщиках
услуг, а также на определение
рейтингов и их учет при
формировании инвестиционных программ
с использованием современных
технологий, приборов и оборудования.
Грамотный, аналитически мыслящий
руководитель, как правило, приходит
к решению, что на предприятии
нужна система менеджмента качества.
Для ее построения в ЖКХ
на основе указанных принципов
в первую очередь необходимо
внедрить и сертифицировать системы
менеджмента качества, а для этого
– обучить и заинтересовать
персонал на всех уровнях. Для
управления качеством на уровне
отрасли в целом требуется
отрасле- вая система аттестации
и регистрации персонала в
области менеджмента качества, включающая
методические, консалтинговые, учебные
и образовательные центры, а также
экзаменационный центр – держатель
реестра. Безусловно, отраслевая
система должна иметь оформленную
политику и цели, достижение которых
является предметом регулярно
проводимого анализа для последующего
непрерывного совершенствования
при обязательном сфокусированном
информационном сопровождении.
Чтобы создать СМК на предприятиях
жилищно-коммунальной сферы, необходимо
разработать и принять прежде
всего нормативные акты на
уровне Министерства регионального
развития РФ, федерального агентства
по строительству и ЖКХ, касающиеся
построения и объединения такой
системы, которая в перспективе
может работать и как саморегулируемая
организация.
По поводу вопроса подготовки
и переподготовки кадров в
ЖКХ в настоящее время можно
отметить, что деятельность образовательных
учреждений, научно-исследовательских
и аудиторских организаций носит
разобщенный характер. Надо учесть,
что только координация усилий
и взаимодействие всех заинтересованных
сторон при активном участии
федерального центра и региональных
властей позволит выражать эффективную
СМК предприятий ЖКХ.
В заключение о двух несомненных
эффектах, достигаемых в результате
внедрения системы качества. Во-первых,
предприятию, имеющему СЭМ по
стандарту ISO 14001, будет легче заключать
договоры и соглашения с иностранными
инвесторами. И второй. Системный
подход к экологическим вопросам
приводит к снижению негативного
влияния деятельности предприятия
на окружающую среду, ужесточается
соблюдение природоохранного законодательства,
уменьшается риск финансовых
издержек при нарушении его
требований, достигается экономия
материальных ресурсов, в т. ч.
путем применения ресурсосберегающих
технологий. Риски аварийных ситуаций
становятся более предсказуемыми,
как следствие, менее опасными,
отношения с внешними заинтересованными
сторонами – более прозрачными
и доверительными. Процесс управления
производством, связанный с экономическими
аспектами, легче анализируется,
следовательно, принятие решений
становится более адекватным; повышается
имидж предприятия среди партнеров
по бизнесу, органов власти
и населения города. СЭМ – это
надежный фундамент для разработки системы
менеджмента качества на основе международного
стандарта ISO 9001.
Опыт, полученный при создании
системы экологического менеджмента
согласно стандарту ISO 14001, убеждает
в необходимости дальнейшего
ее развития, создания системы
менеджмента качества и приближения
методов управления предприятием
к принципам TQM (всеобщий менеджмент
качества). Подобные системы управления
внедряются во многих мировых
компаниях, являющихся лидерами
в своих областях.
Литература
1. Беляев Д.Е.Развитие конкуренции
в сфере ЖКХ. //ЖКХ. – № 6.
– 2005г.– часть 1.
2. Ряховская А.Н. Создание конкурентной
среды в ЖКХ. // Бюллетень строительной
техники. – Проект. – № 3. –
2006 г.
3. Салама Ю.М. Программа реформирования
ЖКХ и переход на рыночные
отношения // ЖКХ для бухгалтера.
– № 3. – 2004 г. – часть
1.
4. Новикова Н.Г. Проблемы методологии
анализа факторов формирования
конкурентной среды в сфере
ЖКХ // Известия ИГЕА. – 2004. –
№ 2.