Метрологическое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

О разработке и внедрении системы менеджмента качества жилищно-коммунальных услуг
Для предприятий, работающих в сфере ЖКХ, вопрос разработки и внедрения современных систем менеджмента качества и их сертификации по международным стандартам является особенно актуальным. Это обусловлено как вопросами обеспечения конкурентоспособности организаций – исполнителей услуг ЖКХ, так и теми проблемами, которые существуют в качестве оказания жилищно - коммунальных услуг.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.33 Кб (Скачать)

     Во-вторых, организация и проведение  конкурсов. Несмотря на множество  контролирующих организаций и  некоторые серьезные ограничения  по участию в них муниципальных  предприятий, проблема объективности,  а следовательно, и эффективности  конкурсов не решена полностью. 

     В-третьих, как показывают проведенные  исследования, для инвесторов страшен  не столько высокий износ основных  фондов, сколько неразбериха с  самими основными фондами. Многие  объекты ЖКХ не имеют правового  обеспечения, т.е. соответствующей  документации, регистрации, даже  не всегда ясно, кто их хозяин. Оценка, учет и регистрация проведены  только на 7 процентах объектов  ЖКХ. Эта трудоемкая техническая  работа требует и времени, и  средств, и соответствующих исполнителей. В сложившейся ситуации ни  один здравомыслящий инвестор  не станет вкладывать собственные  средства, понимая, что данная  сфера по своей сути является  многоотраслевым комплексом, где все в значительной степени взаимосвязано. Опасна не только сложившаяся неразбериха с объектами ЖКХ, но и последствия: тормозится деятельность отдельно взятой управляющей компании, функционирующей в рамках многоотраслевого комплекса ЖКХ, что может сделать ее в целом неэффективной. 

     В-четвертых, переход организаций  в сфере ЖКХ на договорные  отношения по-прежнему не начат.  Особенно остро эта проблема  проявляется во взаимоотношениях  ресурсо-сберегающих организаций  и управляющих компаний по  порядку расчетов между ними, а главное, по определению той  организации, которая является  непосредственным поставщиком электрической,  тепловой энергии, газа и воды. Управляющие жилищным фондом  организации, в том числе управляющие  компании, жилищно-эксплуатационные  участки, ТСЖ и др., как правило,  приобретают названные ресурсы  по тарифам, установленным для  предприятий, а передают их  гражданам по ценам, установленным  для населения. 

     В-пятых, как показывают проведенные  исследования, реформа неизбежно  сталкивается с так называемым  организационным сопротивлением, которое  зачастую оказывают влиятельные  руководители существующих структур  управления в сфере ЖКХ. В  первую очередь это касается  жилищных трестов, ЖЭУ и др., деятельность которых напрямую  зависит от намеченных преобразований. Для них реальна проблема –  потерять работу в результате  развития института конкурсов.  Между тем, как показывают исследования, организации, функционирующие сегодня  на легальной основе в сфере  ЖКУ, не только не готовы  к увеличению интенсивности работы, повышению ее качества, заботе  об удовлетворенности потребителей, но и не видят в этом никакой  необходимости. Основными особенностями  негативного характера, присущими  работникам трестов и ЖЭУ, выявленными  в ходе проведенных исследований, оказались следующие: иждивенческие  настроения, отсутствие понимания  того, что удовлетворенность потребителя  – это главный оценочный показатель  деятельности организации, обеспечивающий  ее выживание и успех в рыночных  условиях.  

     В-шестых, реализация реформы, несомненно, связана с ростом затрат на  управление, который обусловлен  самой концепцией реформы, а  именно разделением заказчика,  управляющей компании, подрядчика  и потребителя услуг. Реализация  этой схемы потребует значительных  затрат на организацию контроля, систематической проверки объема  и качества выполненных работ  управляющими компаниями, подрядчиками  и их соответствия договору. Существуют  и другие институциональные проблемы, обусловленные необходимостью повышения  уровня управления в сфере  ЖКХ.  

     В целях развития конку- рентной  среды практическими рекомендациями  для предприятий ЖКХ может  быть создание систем менеджмента  качества (СМК). Цель этой системы  – повышение эффективности работы  предприятий с точки зрения  управляемости всех процессов  при производстве и предоставлении  жилищно-коммунальных услуг. 

     В мировой практике задача  повышения конкурентоспособности  и укрепления положительной репутации  поставщиков услуг в жилищно-коммунальной  сфере решается путем добровольной  сертификации независимой третьей  стороной систем менеджмента  предприятий ЖКХ. Наибольший вес  сегодня имеют сертификаты на  систему менеджмента качества (по ISO 9001:2000), систему управления окружающей  средой (по ISO 14001:96), систему управления  безопасностью (по OHSAS 18001), систему  социальной ответственности (по SA 8000).

    

     Построение системы менеджмента  на основе международных стандартов  помимо имиджевой роли обеспечивает  также повышение эффективности  управления всеми бизнес-процессами  организации, персонификацию ответственности  в процессах, их отслеживаемость  и прозрачность. Менеджмент предприятия  и взаимосвязь его составляющих  с различными стандартами можно  представить в виде схемы, как  показано на рисунке 1.

      
 
 
 

      

Рис.1

Менеджмент  предприятия и взаимосвязь его  составляющих различными стандартами  
 
 

    

     Исходя из требований указанных  стандартов, можно сформулировать  принципы качественного менеджмента  как организаций – поставщиков  услуг ЖКХ, так и системы  в целом, которые могут быть  основой концепции качества в  ЖКХ. 

     Во-первых, ориентация на потребителя  ЖКУ. Реализация этого принципа  является основной задачей реформирования  ЖКХ. Он предполагает анализ  требований потребителя к качеству  услуг и управление всей деятельностью  обслуживающей организации так,  чтобы обеспечить максимально  возможную степень удовлетворения  этих требований. Этот принцип  формирует рыночные отношения  в сфере ЖКХ.

    

     Во-вторых, лидерство. Имеется в  виду необходимость формирования  активной и ответственной позиции  у всех заинтересованных сторон, уход от командно-административного  стиля управления в системе  ЖКХ.

    

     В-третьих, вовлечение персонала.  Это предполагает вовлечение  персонала обслуживающих организаций  в создание систем менеджмента  качества (или интегрированных систем  менеджмента), привлечение его к  управлению и добровольное принятие  им на себя ответственности  за выполняемые процессы. Кроме  того, необходимо вовлечение собственников  жилья в процедуры контроля  за формированием обоснованных  цен и тарифов и в процесс  управления жилищным фондом.

    

     В-четвертых, процессный подход. Прозрачность деятельности предприятий  достигается с помощью процессной  модели. При этом анализируются  показатели входа и выхода  каждого процесса, устанавливаются  точки контроля. Процессный подход  позволяет связать воедино отдельные  виды работ и оценивать их  результативность и эффективность  с точки зрения общей цели. Особенно актуально применение  процессного подхода на уровне  выстраивания системы ЖКХ в  целом, при реформировании системы  и изменении форм собственности:  то есть при передаче объектов  управляющим организациям, реализации  механизмов конкурсного отбора  подрядчиков, формировании конкурентного  рынка жилищно-коммунальных услуг.  Процессный подход обеспечивает  гармоничное сочетание директивного  и экономического методов управления, фокусирует внимание на проблеме  качества услуг и снижении  имеющихся потерь и издержек. 

     В-пятых, системный подход. Суть  его состоит в том, что вся  деятельность рассматривается как  система взаимосвязанных процессов,  управление в которой идет  как процессами, так и связями.

    

     В-шестых,  постоянные нововведения. Этот принцип является базовым  и формирует основу для повышения  удовлетворенности всех заинтересованных  сторон: потребителя, собственника, государства (региона, муниципального  образования), населения, а также  персонала предприятий ЖКХ.

    

     И, наконец, управление на основе  фактов: данный принцип определяет  установку на сбор и обработку  статистической и ведомственной  информации, сведений о поставщиках  услуг, а также на определение  рейтингов и их учет при  формировании инвестиционных программ  с использованием современных  технологий, приборов и оборудования.

    

     Грамотный, аналитически мыслящий  руководитель, как правило, приходит  к решению, что на предприятии  нужна система менеджмента качества. Для ее построения в ЖКХ  на основе указанных принципов  в первую очередь необходимо  внедрить и сертифицировать системы  менеджмента качества, а для этого  – обучить и заинтересовать  персонал на всех уровнях. Для  управления качеством на уровне  отрасли в целом требуется  отрасле- вая система аттестации  и регистрации персонала в  области менеджмента качества, включающая  методические, консалтинговые, учебные  и образовательные центры, а также  экзаменационный центр – держатель  реестра. Безусловно, отраслевая  система должна иметь оформленную  политику и цели, достижение которых  является предметом регулярно  проводимого анализа для последующего  непрерывного совершенствования  при обязательном сфокусированном  информационном сопровождении. 

     Чтобы создать СМК на предприятиях  жилищно-коммунальной сферы, необходимо  разработать и принять прежде  всего нормативные акты на  уровне Министерства регионального  развития РФ, федерального агентства  по строительству и ЖКХ, касающиеся  построения и объединения такой  системы, которая в перспективе  может работать и как саморегулируемая  организация. 

     По поводу вопроса подготовки  и переподготовки кадров в  ЖКХ в настоящее время можно  отметить, что деятельность образовательных  учреждений, научно-исследовательских  и аудиторских организаций носит  разобщенный характер. Надо учесть, что только координация усилий  и взаимодействие всех заинтересованных  сторон при активном участии  федерального центра и региональных  властей позволит выражать эффективную  СМК предприятий ЖКХ. 

     В заключение о двух несомненных  эффектах, достигаемых в результате  внедрения системы качества. Во-первых, предприятию, имеющему СЭМ по  стандарту ISO 14001, будет легче заключать  договоры и соглашения с иностранными  инвесторами. И второй. Системный  подход к экологическим вопросам  приводит к снижению негативного  влияния деятельности предприятия  на окружающую среду, ужесточается  соблюдение природоохранного законодательства, уменьшается риск финансовых  издержек при нарушении его  требований, достигается экономия  материальных ресурсов, в т. ч.  путем применения ресурсосберегающих  технологий. Риски аварийных ситуаций  становятся более предсказуемыми, как следствие, менее опасными, отношения с внешними заинтересованными  сторонами – более прозрачными  и доверительными. Процесс управления  производством, связанный с экономическими  аспектами, легче анализируется,  следовательно, принятие решений  становится более адекватным; повышается  имидж предприятия среди партнеров  по бизнесу, органов власти  и населения города. СЭМ – это  надежный фундамент для разработки системы менеджмента качества на основе международного стандарта ISO 9001.  

     Опыт, полученный при создании  системы экологического менеджмента  согласно стандарту ISO 14001, убеждает  в необходимости дальнейшего  ее развития, создания системы  менеджмента качества и приближения  методов управления предприятием  к принципам TQM (всеобщий менеджмент  качества). Подобные системы управления  внедряются во многих мировых  компаниях, являющихся лидерами  в своих областях. 
 

Литература 
 

    1. Беляев Д.Е.Развитие конкуренции  в сфере ЖКХ. //ЖКХ. – № 6. – 2005г.– часть 1.  

     2. Ряховская А.Н. Создание конкурентной  среды в ЖКХ. // Бюллетень строительной  техники. – Проект. – № 3. –  2006 г. 

     3. Салама Ю.М. Программа реформирования  ЖКХ и переход на рыночные  отношения // ЖКХ для бухгалтера. – № 3. – 2004 г. – часть  1.  

     4. Новикова Н.Г. Проблемы методологии  анализа факторов формирования  конкурентной среды в сфере  ЖКХ // Известия ИГЕА. – 2004. –  № 2.

Информация о работе Метрологическое обеспечение