Метрологическое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

О разработке и внедрении системы менеджмента качества жилищно-коммунальных услуг
Для предприятий, работающих в сфере ЖКХ, вопрос разработки и внедрения современных систем менеджмента качества и их сертификации по международным стандартам является особенно актуальным. Это обусловлено как вопросами обеспечения конкурентоспособности организаций – исполнителей услуг ЖКХ, так и теми проблемами, которые существуют в качестве оказания жилищно - коммунальных услуг.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.33 Кб (Скачать)

     Жилищные услуги, такие, как содержание  и ремонт, в т.ч. капитальный,  жилищного фонда, управление его  обслуживанием, эксплуатация и  ремонт лифтового оборудования, вывоз твердых бытовых отходов  относятся к конкурентным рынкам  услуг. 

     Для субъектов естественных монополий  закономерным является проведение  политики выделения отдельных  сфер, которые они могут передать  на условиях субподряда сторонним  организациям. В частности, на  принципах конкуренции могут  осуществляться:

     • работы по ремонту и перекладке  наружных инженерных сетей;

     • работы по установке, ремонту  и техническому обслуживанию  приборов учета.

    

     В то же время указанные  товарные рынки характеризуются  слабо развитой конкуренцией, что  приводит к низкому качеству  оказываемых услуг. 

     Импульсом для развития конкуренции  в сфере ЖКХ должно служить  также стимулирование создания  товариществ собственников жилья  (ТСЖ). Создание ТСЖ в границах  единого комплекса недвижимого  имущества (кондоминиума), включающего  земельный участок и расположенное  на нем жилое здание, является  на сегодняшний день одним  из эффективных способов защиты  прав собственников жилья и  организации управления многоквартирным  жилым домом с разными собственниками  отдельных помещений. 

     Таким образом, можно выделить  следующие направления процесса  демонополизации в сфере ЖКХ:    

     • разукрупнение предприятий;

     • разделение многоотраслевых  предприятий на специализированные;

     • разделение функций по управлению  жилищным фондом и его содержанию;

     • привлечение альтернативных  предприятий – субъектов малого  и среднего бизнеса;

     • стимулирование создания ТСЖ  и иных управляющих компаний.

    

     Перевод отношений между предприятиями  ЖКХ и получателями услуг на  договорную основу, отделение выполнения  функций собственника жилищного  фонда от осуществления хозяйственной  деятельности по управлению и  обслуживанию этого фонда в  муниципальном секторе, совершенствование  системы и принципов регулирования  тарифов на услуги локальных  монополистов в коммунальном  хозяйстве позволят проводить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене. 

     Развитие конкуренции в сфере  управления обслуживанием жилищного  фонда должно осуществляться  в двух направлениях:

     • управление жилищным фондом (через заключение договора на  управление с собственником);

     • оказание услуг, выполнение  работ (через заключение договора  на оказание жилищно-коммунальных  услуг с управляющей организацией).

    

     Для нормального развития конкуренции  на товарных рынках рыночный  метод установления (регулирования)  тарифов более предпочтителен, чем  затратный, предусмотренный законодательством  РФ о ценообразовании. Суть  рыночного метода, его еще называют  интенсификационным, заключается в  следующем. Тарифы формируются  на основе постоянных и переменных  затрат с учетом «золотого  правила»: чем выше уровень конкуренции,  тем меньше закладывается в  тариф инфляционных и иных  составляющих. 

     Для развития финансовых механизмов  тарифного регулирования необходимо  обеспечить единую методологическую  базу на всех уровнях, установить  единые принципы, увязывающие изменение  тарифов на ресурсы и их  отдельные виды, а также возможности  потребителей (населения и бюджетных  организаций) оплачивать услуги  по новым тарифам. Система тарифного  регулирования предприятий жилищно-коммунального  хозяйства должна обеспечивать  прогнозируемость и предсказуемость  изменения тарифов. Тарифы должны  быть фиксированными в течение  финансового года.

    

     Создание конкуренции в управлении  и обслуживании жилищной сферы  предоставит собственникам жилья  и объектов коммунального назначения  право выбора организации, которая  сможет обеспечить необходимое  качество работ и услуг по  более низким ценам. Для развития  конкуренции целесообразно: 

     • формировать муниципальный  заказ на обслуживание и развитие  объектов жилищно-коммунального  назначения (это должны делать  органы местного самоуправления);

     • рассчитываться за жилищно-коммунальные  услуги на основе договоров  и предусмотреть экономические  санкции за их нарушение;

     • привлекать для оказания  жилищно-коммунальных услуг организации  разных форм собственности.

    

     Данный подход основан на зарубежном  и отечественном опыте. Первым  пыталось ввести конкуренцию  в сфере жилищно-коммунального  обслуживания московское правительство,  заключив в марте 1992 года соглашение  с Агентством международного  развития США о разработке  программы, предусматривающей передачу  управления и содержания муниципального  жилья частным компаниям. Право  заняться этой работой выиграл  по конкурсу Институт экономики  города (США).  

     Высокий инвестиционный потенциал  – это не единственная возможность  бизнеса, в которой заинтересован  жилищно-коммунальный сектор. Отрасли  требуются современные технологии  менеджмента, инновационные производственные  технологии, элементы реальной конкуренции.  Всем этим обладают бизнес-структуры,  и поэтому они действительно  могут стать одной из движущих  сил в развитии отрасли. Поясним:  под развитием здесь понимается  повышение качества и стабильности  оказания услуг, снижение неэффективных  затрат.

    

     Говоря о новых механизмах  управления в ЖКХ, следует различать  два самостоятельных блока проблем:

     • управление жилищным фондом  как сфера с высоким потенциалом  конкуренции;

     • управление объектами инженерной  инфраструктуры как естественно-монопольная  сфера, где возможности конкуренции  ограничены.

    

     Важнейшим элементом жилищно-коммунальной  реформы является сознание конкурентной  среды за счет привлечения  в управление и обслуживание  жилищной сферы организаций различных  форм собственности. В настоящее  время весь муниципальный жилищный  фонд закреплен за муниципальными  учреждениями жилищно-коммунального  хозяйства и находится в оперативном  управлении служб заказчика. Договорные  отношения между организациями  такой правовой формы и муниципалитетом  в этом случае не обязательны.  Такая форма правоотношений исключает  и возможность привлечения частного  бизнеса к управлению жилищным  фондом, а следовательно, и к  созданию конкурентной среды  в жилищной сфере. Для изменения  этого положения и привлечения  к управлению жилищным фондом  организаций различных форм собственности  подпрограмма «Реформирование и  модернизация жилищно-коммунального  комплекса РФ», утвержденная постановлением  правительства РФ от 17. 11. 2001 г.  № 797, предлагает изменить существующие  правоотношения. Суть этих изменений  заключается в следующем: муници

палитет и другие собственники жилфонда заключают  с управляющей компанией договоры на управление своим жилищным фондом в форме возмездного оказания услуг. Управляющая компания принимает  на баланс этот жилфонд и информирует  соответствующие службы органов  местного самоуправления об изменении  баланса. Такое разделение функций  в отношении муниципального жилищного  фонда исключит практику выполнения органами местного самоуправления хозяйственных  функций по управлению жилищным фондом. Демонополизация жилищной сферы  стимулирует развитие конкуренции  в двух направлениях:

     • проведение тендеров и таким  путем получение заказа от  собственника на управление жилищным  фондом;

     • получение заказа подрядными  организациями на предоставление  жилищно-коммунальных услуг от  управляющей компании.

     

     Конкуренцию муниципальным управляющим  учреждениям (службам заказчика)  и жилищно-эксплуатационным предприятиям  могли бы составить товарищества  собственников жилья (ТСЖ). Уже  сегодня они при тех же тарифах  и намного меньшем, чем у  муниципальных учреждений, бюджетном  финансировании добиваются более  высокого качества обслуживания  жилья, успешно решают проблему  неплатежей и задолженностей. Это  относится не только к ТСЖ,  созданным на базе нового жилья,  но и к ТСЖ, созданным на  базе жилищно-строительных кооперативов  старой постройки. Объясняется  это тем, что в структурах  муниципальных учреждений и предприятий,  занятых управлением и эксплуатацией  жилищного фонда, зачастую искусственно  создаются промежуточные звенья  и финансовые потоки, которые,  как правило, не прозрачны.  Контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью муниципальных учреждений  и предприятий осуществляется  или своими внутренними контрольными  службами, или организациями, подбираемыми  и финансируемыми самими проверяемыми  организациями. Эффект от такого  контроля, естественно, невелик.  В отличие от громоздких муниципальных  структур ТСЖ управляют небольшим  числом жилых домов. Финансовые  потоки в этом случае легко  проверяются и постоянно контролируются  ревизионной комиссией, представляющей  собственников жилья. Материальные  ресурсы приобретаются на свободном  рынке, а не через искусственно  созданные посреднические фирмы,  что и позволяет ТСЖ на те  же средства выполнять большие  объемы работ.

    

     Поскольку реформирование жилищно-коммунального  хозяйства реализуется в регионах  муниципальными органами власти, можно с полным основанием  заключить, что власти на местах  пока не готовы добровольно  отказаться от своего монопольного  положения в управлении жилищным  фондом и на равных конкурировать  с ТСЖ. А опыт привлечения  частных фирм к управлению  жилфондом в стране тоже пока  не накоплен, чтобы его широко  внедрять. Здесь у властей есть  вполне обоснованные опасения, что  частные фирмы целиком сориентируются  на оказание услуг населению  и получение при этом коммерческой  прибыли и не будут заниматься  техническим обслуживанием и  ремонтом жилых домов. 

     Таким образом, прошедшие годы  реформирования ЖКХ пока не  дали положительного результата  ни по одному из перечисленных  выше направлений. А это значит, что как региональным, так и  местным властям необходимо срочно  вносить коррективы в программу  реформирования жилищно-коммунального  комплекса. 

    

     Предложенная нами классификация  факторов формирования и развития  конкурентной среды в ЖКХ в  России может стать определенной  методологической базой для управления  конкурентоспособностью в этой  сфере.

    

     Емкость рынка ЖКУ в масштабе  страны сегодня оценивается, по  разным данным, от 700 до 750 млрд рублей. Спрос, предъявляемый на эти  услуги, стабилен. А это как раз  то обстоятельство, которое может  и должно привлечь в эту  сферу людей, готовых заниматься  бизнесом на твердых, понятных  условиях. 

     Следует сказать и о проблемах,  которые в настоящее время  продолжают оставаться актуальными. 

     Во-первых, это пассивность населения.  Сегодня и механизм оплаты  ЖКУ, и роль жильцов в процессе  управления жилым фондом практически  абсолютно одинаковы для дома, где 100 % квартир приватизированы,  и для дома, где нет ни одной  приватизированной квартиры. Остаются  нечеткими стимулы к образованию  товариществ собственников жилья.  Убедить граждан объединяться  в товарищества собственников  жилья (ТСЖ) на условиях отсутствия  гарантий местной власти по  возмещению предоставляемых населению  льгот и субсидий по оплате  ЖКУ практически невозможно. В  итоге с 1996 г., т.е. момента выхода  закона о ТСЖ, форму управления  ТСЖ приняли лишь 1,7% всего государственного  и муниципального жилищного фонда,  при этом прирост наблюдался  только за счет нового строительства. 

Информация о работе Метрологическое обеспечение