Контрольная работа по "Планирование и развитие карьеры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

Формирование кадрового резерва – важная составляющая политики любой фирмы. Отсутствие данного аспекта грозит снижением эффективности даже самому успешному бизнесу. Систематический отбор в резерв наиболее перспективных сотрудников, которые после специального обучения смогут занять ключевые позиции в фирме, позволяет решать многие бизнес - задачи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Формы и методы планирования и подготовки резерва руководителей…..4
Определение ключевых должностей в фирме, для которых формируется
резерв руководителей…………………………………………………………7
Разработка портрета «идеального руководителя»………………………....9
Изучение и подбор преемников для руководящих должностей………….11
Прогностические и практические методы оценки и отбора………………12
Разработка планов развития резерва………………………………………..14
Практическая часть………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………...20
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

контрольная про планированию).doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Согласно  некоторым опросным данным, руководителей малых и средних предприятий, большая их часть полагает свое профессиональное развитие далеким от завершения, особенно это касается управленческих навыков. Руководитель фирмы никогда не должен забывать о необходимости работы над собой как управляющим компанией - таково было общее мнение наших респондентов. Люди задаются вопросом, какими характеристиками должен обладать предприниматель, чтобы стать преуспевающим руководителем, можно ли говорить об “идеальном руководителе”. Ответ на этот далеко не праздный вопрос позволит предпринимателю задать себе направление для развития управленческих качеств или же обнаружить в рядовом сотруднике фирмы потенциал менеджера. Для начала мы обратились за помощью к теории: что по этому поводу говорит психология?

     В развитых странах у предпринимателей давно вошло в привычку по многим вопросам консультироваться с психологами, которые уделяют пристальное  внимание психологии менеджмента, разработке критериев успешного менеджмента. Предприниматель должен четко знать ответы на три взаимосвязанных вопроса: что, где и как. Что: только при наличии четких целей и досконально разработанных задач можно рассчитывать на успех. Руководитель должен уметь ставить перед собой цели нескольких порядков: основную (на 10-15-20 лет вперед) и подчиненные, причем последние не должны противоречить друг другу и основной цели. Таким же образом выстраивается структура целей и задач работников компании.

     Без необходимой информации невозможно решить поставленные перед собой задачи, соответственно руководитель должен иметь представление о том, где эту информацию найти. Информированность и наблюдательность - два неотъемлемых качества успешного руководителя. Информированность означает отказ от позиции “всезнайки”, понимание того, что мир и экономические условия непрерывно изменяются, готовность учиться. Полезно составить и пополнять базу данных полезных источников информации, а также проверять полученную информацию. Наблюдательность означает отказ от скороспелых, пусть даже удобных, выводов, внимание к деталям, анализ фактов, рассмотрение ситуации с разных сторон.

     Как должен организовать свою работу руководитель?

     Во-первых, руководитель должен уметь организовать свое рабочее время, эта организация должна подчиняться тем самым целям, которые были заданы вначале, причем порядок выполнения задач должен выстраиваться в соответствии с критерием их насущности и важности. Можно работать по 15-18 часов в сутки, гордиться своей работоспособностью и преданностью своему делу, но нередко оказывается так, что при надлежащей организации рабочего времени количество рабочих часов сокращается при одновременном росте производительности труда. Другими словами, не тот менеджер хорош, что задерживается на работе допоздна, а тот, чья деятельность наиболее эффективна.

     Во-вторых, руководитель должен уметь принимать решения и брать на себя ответственность за их принятие. Стиль руководства может быть разным, однако часто необходимо учитывать мнение окружающих (подчиненных), хотя бы из принципа полезности информации.

     В-третьих, тот руководитель хорош, который умеет облегчить себе работу и передать ряд полномочий своим сотрудникам или другим людям, которые выполнят за него работу с неменьшей отдачей. Позиция “если я не сделаю - никто не сделает” расхолаживает сотрудников, превращает их в пассивных исполнителей, что противоречит задаче руководства, затрудняет управление людскими ресурсами и их развитие.

     В-четвертых, руководитель не должен бояться риска 
 
 

     Изучение  и подбор преемников для руководящих  должностей 

     Проблема  подготовки преемника, несмотря на ее стратегическую значимость, занимает в сознании большинства руководителей далеко не первое место. Ее конкретное решение они склонны откладывать «на потом».  
 И тому есть разные причины: мысль о поиске преемника часто вызывает у руководителя определенный психологический дискомфорт, так как подсознательно ассоциируется с проблемами возраста, здоровья, с уходом от дел, усталостью; иногда сама постановка вопроса о поиске преемника равнозначна признанию своей слабости, скорой потери власти, отказу от управления фирмой и бизнесом

      Инструментами подготовки преемника являются индивидуальные планы развития. Чтение определенной литературы, посещение тренингов и семинаров, участие в деловых играх, анализ полученных знаний, навыков и опыта их применения на практике — все это предполагает большую самостоятельную работу кандидатов при чутком сопровождении наставника (им может стать как внешний коуч, так и опытный менеджер компании, в том числе и сам ее руководитель).

      Параллельно с этим можно использовать и другой эффективный способ подготовки преемника  — поручение определенных проектов, позволяющих ему увидеть организацию с неожиданной для него точки зрения, расширить и обогатить предыдущий опыт. Не надо бояться давать кандидатам сложные проблемные поручения, связанные с определенным сопротивлением. Это позволит оценить их навыки разрешения конфликтов, влияния и оказания поддержки, ведения переговоров. Вовлечение преемника в проекты, связанные с реорганизацией рабочих процессов, позволит ему приобрести опыт решения новых бизнес-проблем, внедрения управленческих инноваций и т.д.

      После подготовительной работы с пулом  кандидатов в преемники отбирается наиболее успешный из них и начинается следующий этап подготовки преемника  — работа с общественным мнением.

      Здесь задача руководителя — постараться  сделать так, чтобы потенциальный преемник был в центре внимания сотрудников компании. Желательно поручать ему серьезные и «видимые» задания, способствующие тому, чтобы в сознании людей его действия ассоциировались с успешными решениями. Неплохо, если он будет представлять компанию на презентациях, переговорах с первыми лицами других организаций и представителями СМИ.

      Излишняя  опека со стороны руководителя может  привести к самоуверенности и  завышенной самооценке преемника, который, в дальнейшем лишившись поддержки, может оказаться не способным к реальному лидерству.

      Более успешному включению преемника  в жизнь организации скорее поможет  определенное дистанцирование руководителя в общественном мнении от своего будущего преемника и предоставление ему  определенной свободы действий. Это не только позволит оценить, на что способен будущий топ-менеджер, и взглянуть на него со стороны, но и посмотреть, как он воспринимается акционерами, коллегами и подчиненными, может ли он заручиться поддержкой окружающих, способен ли он консолидировать вокруг себя управленческую команду и энергично повести ее вперед.

Прогностические и практические методы оценки и отбора 

      По  мнению специалистов, наиболее надежные прогностические результаты в плане  определения управленческого потенциала кандидатов дает метод центра оценки, который широко используется в Европе и США и начал сравнительно недавно применяется в России.

Технология  центра оценки является формой групповой  оценки сотрудников. Она состоит в том, чтобы в модельных ситуациях, типичных для выполняемой деятельности, наблюдать кандидата и выявить наличие или отсутствие у него необходимых для успешной работы качеств, дать описание его особенностей и сформировать задачи обучения. Таким образом, центры оценки основаны на методе моделирования: берутся определенные ситуации, с которыми участники могут столкнутся на работе, а поведение кандидата отрабатывается и оценивается в условиях эксперимента.

Как показывает практика, центр оценки как метод  отбора и аттестации кадров имеет  ряд преимуществ, поскольку:

-    обеспечивает объективность оценки

-   использует адекватные критерии оценки

-   выявляет индивидуальные качества и потенциал развития аттестуемого

-   аттестуемые получают возможность составить более четкое представление о себе, по новому взглянуть на свою деятельность

- наблюдатели из числа руководителей существенно превышают эффективность совей деятельности. приобретают новые навыки общения, анализа поведения и результатов работы сотрудников.

      Несмотря  на достоинства технологии центра оценки, ее практическое применение затруднено из-за больших затрат времени и средств на подготовку и проведение, а также длительности процедуры. 
 
 
 
 
 
 

      Разработка планов развития резерва. 

    План  развития включает в себя конкретные мероприятия (обучение, профессиональное развитие, стажировки, временные замещения, ротации не более одного раза в полгода, включение в проектные группы), направленные на ликвидацию разрыва между характеристиками преемника и моделью идеального руководителя, а также  сроки реализации каждого из этапов плана. План развития перспективного сотрудника утверждается руководителем кадровой службы.

    В случае освобождения ключевой должности  руководитель подразделения, руководитель кадровой службы, привлеченные эксперты, проводят обсуждение готовности преемника к принятию ключевой должности.

    План  работы с резервом руководящих кадров организации включает следующие  разделы:

    -определение потребности в руководящих кадрах; подбор и изучение руководящих кадров;

    -комплектование резерва, рассмотрение, согласование и утверждение резерва;

    - работа с резервом руководящих кадров;

    - контроль за подготовкой резерва руководящих кадров;

    - определение готовности резерва руководящих кадров для назначения на должности.

    

     Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. Можно сказать, что схемы замещения представляют собой варианты развития организационной структуры, ориентированной на конкретные личности с различными приоритетами. В основе индивидуально ориентированных схем замещения лежат типовые схемы замещения. Они разрабатываются службами управления персоналом под организационную структуру и представляют собой вариант концептуальной модели ротации рабочих мест.

      При планировании кадрового резерва  необходимо определить ключевые должности, которые имеют первостепенное значение для деятельности организации и  которые требуют особого внимания при формировании для них резерва. Кроме того, важно проанализировать количественный состав как руководящих работников, так и работников, состоящих в резерве в настоящее время. Для оценки ситуации с расстановкой руководящих кадров определяются перспективы их перемещений или увольнений руководителей, а для резервистов прогнозируется примерный процент выбытия их из резерва, потенциальная потребность в резервистах, а также проводится анализ уже состоящих в резерве кадров работников. Дополнительно служба персонала иногда проводит анализ всей структуры персонала по возрастным, квалификационным характеристикам и кадровому потенциалу. Данные мероприятия позволяют определить как текущу/о, так и потенциальную потребность в резерве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Практическая  часть 

    Ситуация

      Для занятия вакантной должности  руководителя службы управления персоналом (численность службы – 3чел.) была разработана система проверочных испытаний, которую прошли кандидаты на должность. 

Результаты  проверочных испытаний кандидатов

А (М.41г.), Б (М. 46л), В(Ж 38л), , Г (М, 25л)

Табл. 1

Показатели  оценки Рейтинг оценки * Данные значител. выше нормы Данные выше нормы Данные соответствуют норме Данные ниже нормы 
1 2 3 4 5 6
Баллы   5 4 3 2
1. Высшее профильное образование 1,5  
 
А, Г Б, В  
 
2. Другие виды образования 0,5  
 
 
 
А, Б, В, Г  
 
3. Опыт руководящей работы 1,0  
 
 
 
А, В, Г Б
4. Опыт профессиональной деятельности 1,5 А, В Б  
 
Г
5. Специальные знания 1,5 А, Б Г В  
 
6. Логико-аналитические способности 1,0 А, Г Б, В  
 
 
 
7. Приспособляемость 0,5 В А Б, Г  
 
8. Организаторские способности 1,5 Б А, Г В  
 
9. Личностная инициатива 1,0 А, В Г Б  
 
10. Способности к решениям 1,0  
 
А, В Б, Г  
 
11. Умение вести переговоры 1,5  
 
Б, В А, Г  
 
12. Способность переносить нагрузки 0,5 А, Г В Б  
 
13. Навыки риторики и письмен. работы 1,0  
 
А, В Б, Г  
14. Мотивация к работе 1,0 Г А, В Б  

Информация о работе Контрольная работа по "Планирование и развитие карьеры"