Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:52, курсовая работа
Процесс реформирования институтов и организационной среды государственного управления - один из приоритетов государственной политики на современном этапе развития российского общества. Успешное осуществление реформы государственного управления предполагает создание качественной системы подготовки и переподготовки специалистов-управленцев. В настоящее время укрепляются институциональные основы обучения кадров, в том числе в системе государственной службы, однако проблема дефицита современных профессиональных государственных служащих сохраняет свою остроту, что требует особого внимания к исследованию мотивации чиновников к качественной профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленцев в органах исполнительной власти
Решение задач кадровой политики в практической деятельности составляет суть кадровой работы. Сюда относится деятельность по планированию, подбору, подготовке, расстановке, переподготовке, оценке, воспитанию и рациональному использованию кадров. Кадровая работа, таким образом, является средством реализации кадровой политики.
Принцип эффективного использования
человеческого фактора в
первое - создание необходимых условий для всестороннего и гармоничного развития всех способностей человека в его профессиональной деятельности;
второе - обеспечение повышения
производительности и качества труда
за счет развития специальных способностей
и совершенствования
третье - регулярное и систематическое
обновление и пополнение профессиональных
знаний, умений и навыков всех категорий
работников, планирование и осуществление
постоянного профессионально-
Принимая во внимание теоретические
аспекты определения
Все преобразования, осуществляемые
в регионе, рассматриваются нами
с позиции повышения
Кадровая работа всегда должна выполняется в пяти контекстах, которые являются частями целостной системы, хотя могут анализироваться и отдельно. Это следующие контексты:
географический - вся кадровая работа сконцентрирована внутри определенных границ, будь то организация, регион или страна;
политический - каждая страна имеет политическую систему, которая составляет общественно-политическую среду для кадровой работы;
социально-экономический - адекватные средства к выбору профессии, получению образования, реальному трудоустройству, получению медицинской помощи, доступ к социальной защите и социальным услугам;
культурный - обычаи, убеждения, традиции, культура национальных групп, общин и народов; учет национальных особенностей в практике кадровой работы;
духовный - философия, этика, менталитет, социальные ценности, надежды и идеалы тех, с кем проводится кадровая работа; социальные ценности профессиональных работников по кадрам
Формирование и
Определяя за основу представленные выше аспекты, очевидно, что в Нижегородской области не достаточно развита система развития качественной и как следствие эффективной кадровой политики. Для более детального раскрытия освещаемого вопроса необходимо рассмотреть сущность, состав и ближайшие кадровые мероприятия по кадровой работе в аппарате Губернатора и Правительства Нижегородской области.
2.2 Построение
кадровой работы, штатный состав,
квалификация и мотивация
Одним из ключевых элементов государственного управления России является реформирование государственной службы. Основной задачей реформирования является организация работы с кадрами, реализация единой кадровой политики и формирование кадрового состава органов государственной власти
Начальник управления кадров
и государственной службы аппарата
Губернатора и Правительства
Нижегородской области Людмила
Максимычева в своем интервью
корреспонденту РИА «Время Н» рассказала,
что в Нижегородской области
утверждена программа развития государственной
гражданской службы на 2006-2010 гг., которая
предполагает реформирование системы
государственного управления, совершенствование
и повышение эффективности
Объем работы кадровых служб в области по реализации кадровой политики очень велик, он насчитывает более 30 направлений. Основными направлениями являются обеспечение открытости государственной гражданской службы, разумное сочетание процессов обновления и сохранения оптимального численного и качественного состава, а также применение эффективных методов работы с квалифицированными кадрами, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки гражданских служащих, развитие системы повышения их квалификации и еще многое другое.
Инструмент реализации кадровой политики в настоящее время - современные кадровые технологии, которые предполагают проведение открытых конкурсов на замещение вакантных должностей. В настоящее время конкурсы проводятся во всех органах государственной власти. С приходом Валерия Шанцева проведено более 220 конкурсов. По данным областного комитета статистики 95% вакантных должностей замещается именно в конкурсном порядке.
Формирование кадрового резерва - это вторая функция взятая за основу кадровой политики Нижегородской области. В связи с этим было разработано положение о кадровом резерве на государственном уровне. По итогам 2007 года на 80% должностей сформирован кадровый резерв. Один раз в 3 года проводится аттестация гражданских служащих. Для присвоения классных чинов организуется проведение квалификационных экзаменов и обеспечение должного уровня обучения.
В 2007 году по различным программам повысили свою квалификацию 590 гражданских служащих, дополнительное обучение получили 553 гражданских служащих. В 2008 году запущен в реализацию пилотный проект обучения гражданских служащих по Президентской программе подготовки управленческих кадров народного хозяйства.
По данным начальника управления кадровой службой самым сложным на данный момент в работе аппарата считается соблюдение требования о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей. По их данным это «…довольно долгая процедура. Много времени уходит на подготовку конкурсной документации. Целый месяц информация располагается на сайте, в газетах, в это время собираем документы, а затем проходят конкурсные процедуры: анкетирование, тестирование, изучение рефератов и стратегических программ, собеседования и т.д. На проведение конкурса уходит 1,5 - 2 месяца. Объем работы очень большой, а компетентные сотрудники нужны быстрее…».
Проблемами «кадров» в идеальном случае должны заниматься профессионалы, умеющие хорошо ориентироваться как в законодательстве, так и выполнять любую аналитическую работу. Работа в органах управления кадрами требует владения многопрофильными специальными знаниями - юридическими, педагогическими, психологическими, а также умениями и навыками в области современных кадровых технологий
На данный момент всего в органах исполнительной власти работает 4,5 тысячи человек, в аппарате Губернатора и Правительства - 525 человек, в управлении кадрами - 41 человек.
В 2009 году был проведен анонимный опрос среди государственных гражданских служащих всех органов власти, согласно результатам которого 96% сотрудников довольны своей зарплатой и условиями работы.
В настоящее время среди служащих госаппарата Правительства работают 3 доктора наук и 71 кандидат наук в различных областях знаний, что свидетельствует, что команда сформированная губернатором, есть высокопрофессиональная, грамотная команда, способная в полной мере заранее оценить и спрогнозировать тот или иной процесс внедряемый на практике.
Необходимо отметить, своевременное реагирование соответствующих служб на вышедший указ Президента РФ об отсутствии требований к стажу, к старшей группе должностей. В настоящее время приведены в соответствие нормативные акты Нижегородской области по данному вопросу и выпускники ВУЗов имеют полное право претендовать на должности главных и ведущих специалистов.
Нельзя не отметить активную работу по реализации «Программы содействия развитию персонала на производстве Нижегородской области», начатой еще в 200 годы.
Мероприятия Программы были
направлены на формирование государственной
политики в области трудовых ресурсов,
повышение профессионального
Реализация мероприятий Программы в 1999-2004 годах позволила создать нормативно-правовую базу региональной кадровой политики, в которую входят:
· Региональное трехстороннее
соглашение между Правительством области,
Нижегородским областным
· Программа развития системы
профессиональной ориентации и психологической
поддержки населения
· «Мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест в Нижегородской области на 2002-2003, 2004-2005 годы», утвержденные Правительством области;
· Закон Нижегородской области «О квотировании рабочих мест»;
Практически во всех городах и районах области разработаны, утверждены и реализуются районные программы содействия развитию персонала на производстве и мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест.
Материалы работы комиссии
рассылаются в отраслевые министерства
и ведомства Правительства и
органы местного самоуправления для
использования в практической работе,
а также ежегодно публикуются
на страницах сборника - бюллетеня
«Развитие и обучение персонала»,
издаваемого министерством
Экономические преобразования сегодня диктуют необходимость введения новых требований к процессу обучения, повышения квалификации и переподготовки работников предприятий. С этой целью учреждениями системы повышения квалификации и подготовки кадров были разработаны и реализуются специальные программы обучения. Так, Нижегородский региональный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров (НРФПК) совместно с Высшей школой экономики обучил свыше 500 руководителей предприятий области по программам «Лидер-Партнер» и «Лидер производства».
В ходе реализации Проекта Всемирного банка реконструкции и развития на предприятиях области было обучено по программам «Развитие управления», «Подготовка специалистов в области бухучета, финансового менеджмента и аудита» более 1000 руководителей и специалистов. В рамках Проекта разработаны программы, учебные планы, схемы организационного цикла обучения по отраслевому менеджменту (здравоохранения, АПК и др.) и для различных категорий работников управления. Для проведения экспертизы учебных планов и программ образован Экспертный совет Федеральной комиссии по организации подготовки управленческих кадров. НРФПК, являясь членом Экспертного совета, формирует базу данных методических разработок и учебных программ в области менеджмента.
Разработан и реализуется проект «Антикризисное управление предприятий в переходной экономике», направленный на повышение эффективности управления через подготовку для предприятий команды ключевых менеджеров высшего звена управления. Менеджеры обучаются разрабатывать и реализовывать программы реформирования бизнеса на предприятии, мобилизовывать его рыночный потенциал. Проект создан Нижегородской Ассоциацией промышленников и предпринимателей и Нижегородским региональным фондом подготовки финансистов и управленческих кадров. В рамках этого проекта 140 директоров промышленных предприятий Нижегородской области и их первые заместители прошли профессиональную переподготовку.
Информация о работе Кадровая политика в регионе и муниципальном образовании