Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:29, контрольная работа
Источникам российского трудового прав посвящена ст.5 Трудового Кодекса (далее ТК). Источники трудового права - это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
В статье определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1. Понятие источников трудового права их классификация и виды 3
2. Правовое регулирование дисциплины труда 10
3. Список использованной литературы 18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал
РГГУ в г. Кирове
Кафедра
экономико-управленческих и правовых
дисциплин
Контрольная работа
по
дисциплине: «Трудовое право»
Вариант 3
Тема:
Источники трудового права
Выполнила студентка специальности:
032001 Документоведение и документационное обеспечение управления
заочной формы обучения
группа (ДОУ-4,5)
Проверил:
Киров
2011
Содержание
1.
Понятие источников
трудового права
их классификация
и виды
Источникам российского трудового прав посвящена ст.5 Трудового Кодекса (далее ТК). Источники трудового права - это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
В статье определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Предусмотренные в данной статье источники трудового права можно классифицировать по степени важности и юридической силы на федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты (см. рис.).
Среди источников трудового права Конституция Российской Федерации является Основным Законом, актом, обладающим высшей юридической силой. Действующая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. Она является документом прямого действия и устанавливает основные положения правовой системы, закрепляет исходные начала, характерные для всех отраслей права, в том числе для трудового права.
После
Конституции РФ среди законов
в сфере труда важнейшим
За всю историю России это четвертый кодекс. Предыдущие акты назывались кодексами законов о труде и были приняты в 1918, 1922 и 1971 гг. Последний просуществовал в России около 30 лет.
Сохраняя определенную преемственность норм, Трудовой кодекс РФ существенно отличается от всех предыдущих российских кодифицированных актов в сфере труда по своей структуре и содержанию, по месту и роли в системе регулирования трудовых отношений, по своим целям, по способам реализации и защиты его положений, а также значительным количеством отдельных норм, изложенных в нем.
Части третья и четвертая ст. 5 ТК РФ предусматривают приоритет ТК РФ перед федеральными законами: "Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс".
Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют указы Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической силы. Указы Президента РФ дают возможность оперативно решать вопросы правового регулирования трудовых отношений.
Среди
нормативных актов, регулирующих трудовые
отношения, важное место занимают постановления
Правительства РФ. Главное правило
таково, что постановления
Постановления
Правительства РФ, в которых содержатся
нормы трудового
Чаще всего они принимаются для реализации положений Трудового кодекса и иных федеральных законов. Так, в развитие ст. 340 ТК РФ принято Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911 "О гарантиях и компенсациях работникам, направленным на работу в представительства Российской Федерации за границей".
Регулирование трудовых отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств. Они не должны противоречить, прежде всего, Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Особое
место среди федеральных
Эти акты Минздравсоцразвития России обязательны для исполнения всеми министерствами, и ведомствами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями. Основная цель постановлений - обеспечивать единообразие решения вопросов, не имеющих каких-либо региональных особенностей.
В
системе источников следует отметить
законы и нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, в
основе которых лежат нормы трудового
права. Они действуют при условии,
что не противоречат федеральному законодательству.
В настоящее время расширяется
сфера регионального
Статья 5 Трудового Кодекса РФ в прежней редакции к источникам трудового права, в частности, относила акты органов местного самоуправления. В то же время п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит трудовое право к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Местное же самоуправление в Российской Федерации обеспечивает только самостоятельное решение населением "вопросов местного значения" (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).
В
части же десятой ст. 5 ТК РФ в редакции
Федерального закона, принятого 16 июня
2006 г., установлено: "Органы местного
самоуправления имеют право принимать
нормативные правовые акты, содержащие
нормы трудового права, в пределах
своей компетенции в
Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.06.2008 N 77-ФЗ). Однако данный Закон не устанавливает прямых полномочий самих органов местного самоуправления по принятию нормативных актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Вместе с тем указанный выше Закон относит к предметам ведения местного самоуправления такие важные вопросы, как обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
Трудовой кодекс РФ устанавливает положения общего характера, на основе которого органы местного самоуправления вправе применять акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.
Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий.
К числу источников трудового права следует отнести и локальные нормативные акты. Трудовой кодекс РФ существенно повысил роль, которую призваны играть локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, применяемые работодателем.
В
Трудовом Кодексе значительно расширена
правовая основа для принятия локальных
актов. Увеличен круг вопросов, по которым
локальные нормативные акты должны
приниматься работодателем, существенно
конкретизированы сами процедуры такого
локального нормотворчества, предусмотрен
новый минимум обеспечения
К локальным нормативным актам, например, относятся: правила внутреннего трудового распорядка данной организации, положение о премировании или положение о вознаграждении по итогам работы организации за год и т.п. Локальные акты - это, как правило, результат совместного нормотворчества, осуществляемого непосредственно в организации между работниками и работодателем (их представителями), например профсоюзным органом данной организации и ее руководителем (директором, администрацией).
Применение локальных нормативных актов связано, прежде всего, с управленческими функциями работодателя, его руководством процессом подбора работников, с которыми был заключен индивидуальный трудовой договор.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, предусмотренной законом, иным нормативным правовым актом, а также коллективным договором, соглашением.
В случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при применении нормативных актов, содержащих нормы трудового права, обязан учитывать мнение представительного органа работников.
Трудовой кодекс расширил и конкретизировал формы участия работников в принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Особенность локальных нормативных актов состоит в том, что все они имеют юридическую силу только в рамках конкретной организации.
Если
локальный нормативный акт
Еще один источник трудового права представляют собой соглашения: генеральные, региональные, межотраслевые тарифные, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и др. Соглашения являются результатом договоренностей всех участников соглашений, выступающих как равноправные партнеры. Это представители интересов работников на отраслевом, профессиональном и территориальном (федеральном, субъекта Российской Федерации, местном) уровнях в лице соответствующих органов профсоюзов и их объединений.