Автор: P************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 00:41, лекция
История дорожного строительства насчитывает многие тысячелетия. На каждом этапе развития человеческого общества к дорогам предъявлялись определенные требования, использовались различные приемы строительства, орудия труда, машины и материалы. Задолго до нашей эры в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Риме мощение улиц производилось естественным камнем, а также каменными блоками и плитами из туфа, гранита, базальта, мрамора и других горных пород. Каменные материалы тогда применялись также при строительстве мостовых сооружений. В равнинных местностях нашей страны камня, годного для дорожного и мостового строительства, было недостаточно, поэтому здесь в начале развития транспортных связей повсеместно применялись лесные материалы. Из них строились балочные мосты на сваях и на ряжах, деревянные настилы и другие дорожные сооружения. Торцовые мостовые из деревянных шашек впервые были построены по проекту В. П. Гурьева в Петербурге в начале 20-х гг. XIX в., а впоследствии нашли широкое распространение не только в нашей стране, но и в странах Европы и Северной Америки. Однако результаты археологических раскопок свидетельствуют и о том, что на территории нашей страны, в местах, где имелся естественный камень, начиная с XI в. строились каменные мостовые, а при наличии кирпича — кирпичные. С XIV в. повсеместно стали применяться булыжные дорожные покрытия.
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
1.Введение в предмет. Значение предмета для дорожника
2.Классификация ДСМ
3.Сертификация и стандартизация в строительстве
3.Основные технологические принципы получения строительных материалов
где - предел прочности при сжатии материала в водонасыщенном состоянии;
- предел прочности при сжатии сухого материала.
Коэффициент размягчения колеблется от 0 (у глиняных необожжённых материалов) до 1 (стекло, нефть). Каменные материалы (природные и искусственные) с коэффициентом размягчения больше 0,8 называют водостойкими.
с.14 Влажность (природная) – количество воды, содержащейся в порах материала, выраженное по массе или объёму в %. Влажность зависит от погодно-климатических факторов, условий хранения материала, пористости и характера поверхности материала.
Влажность по массе:
Влажность по объему:
где 1 – масса влажного образца материала;
2 – масса сухого образца материала;
V – объем образца материала.
Образцы
массой 100г взвешивают, высушивают
до постоянной массы в сушильном шкафу
и охлаждённые образцы взвешивают. Влажность
определяют по формулам.>>>>
Влагоотдача
– способность материала отдавать влагу
при снижении влажности воздуха. Гидрофобные
материалы отдают влажность быстрее, чем
мелкопористые гидрофильные.
с.15-16<<<<
В зависимости от числа циклов переменного замораживания и оттаивания , которые выдержал материал, устанавливается его марка по морозостойкости. Так, например, цементобетон должен иметь марки Мрз 50, Мрз 100, Мрз 200. Это значит, что образцы выдержали заданное число циклов испытания.
Цикл испытания включает замораживание образца, предварительно насыщенного водой, в морозильной камере при температуре -17-25°С и последующее оттаивание в воде комнатной температуры. После 15-25 циклов и каждых последующих 25 циклов замораживания и оттаивания каждый образец осматривают и отмечают признаки разрушения. Каждый образец высушивают до постоянной массы, взвешивают и определяют потерю в массе.
где - масса образца до испытания;
- масса образца после испытания.
Если потеря в массе превысила допустимы предел, испытание прекращают и за показатель морозостойкости принимают предыдущее число циклов замораживания и оттаивания, при котором потеря в массе не превышала допустимой.
Потерю
прочности после испытания на
морозостойкость при заданных циклах
испытания характеризуют
где - предел прочности при сжатии образцов, прошедших циклы замораживания и оттаивания;
-предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов до замораживания.
Материал считается морозостойким, если его коэффициент морозостойкости после заданного числа циклов испытаний не менее 0,75.>>>>.
1
цикл замораживания в
Воздухостойкость - способность материала длительно выдерживать многократные увлажнения и высушивания без деформации и потери механической прочности.
Атмосферостойкость
– способность материала не рузрушаться
под воздействием климатических условий.
Теплофизические свойства:
- теплопроводность;
- теплоизоляция;
- теплоёмкость;
- огнеупорность;
- огнестойкость;
- радиационная
стойкость.
Теплопроводность
– способность материала пропускать тепловой
поток через свою толщу при условии разных
температур поверхности:
где Q – количество тепла,
- толщена материала;
A – площадь поверхности материала;
t2-t1 – разность температур;
Т
– время прохождения теплового
потока.
Теплоизоляционными свойствами обладают пористые материалы с замкнутой структурой пор;
Теплоёмкость – свойство материала поглощать определённое количество тепла при нагревании. Она характеризуется коэффициентом теплоёмости :
где Q – количество тепла;
m – масса материала;
t2-t1 – разность
температур.
Огнеупорность – способность материала выдерживать длительные воздействиявысоких температур без деформации и разрушений.
По степени огнеупорности материалы делятся на:
- огнеупорные (которые
- легкоплавкие (до 1350).
Огнестойкость – свойство материала сопротивляться действию огня при пожаре в течении определённого времени . Для оценки огнестойкости введем показатель возгораемости, который основан на 3х признаках предельного состояния:
Предел
огнестойкости конструкции
По
возгораемости материалы
- несгораемые (бетоны, стали, кирпичи);
- трудносгораемые
(асфальтобетон, полимерные
- сгораемые
(древесина, битум).
Радиационная стойкость – стабильность строительных материалов по отношению к действию ионизирующих излучений.
Основным параметром ионизации
является плотность потока
При излучении возможны
Для защиты от γ-излучения
Для
защиты от нейтрального потока применяют
материалы, содержащие в своём составе
большое количество связанной воды (так
называемые гидротированные бетоны или
лимонитовые руды),так же используются
добавки в бетоны (бор, кадмий, литий).
1.2 МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ДСМ (2 часа) с.5-11
ТЕМА_2.3_КАМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПЕРЕРАБОТКОЙ ГОРНЫХ ПОРОД
Щебень - это продукт дробления скальных горных пород. Щебень производится путем добычи в карьере горной породы, которую затем путем «грохочения» (способ дробления гранита) перерабатывают в щебень. Самой распространенной и широко применяемой горной породой является гранит. Щебень может быть получен также при дроблении валунов и гравия.
Щебень - наиболее широко используемый продукт добычи и переработки нерудных строительных материалов.
Щебень для дорожного строительства. Щебень является одним из основных материалов, который применяется для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. От качества щебня в значительной мере зависят их потребительские свойства (ровность, коэффициент сцепления и т.д.) и долговечность. Особенно это относится к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды, непосредственно воспринимающих высокие механические нагрузки от движущегося транспорта, находящихся под воздействием природных факторов и антигололедных химических средств.
Щебень, применяемый в дорожном хозяйстве, условно можно разделить на три группы: щебень для устройства оснований дорож^ЫХ одежд (любые, но преимущественно осадочные скальные и рыхлые горные породы с крупностью фракций 5-20, 20-40, 40-70, 0-40, 0-70 мм);
щебень для нижних слоев покрытий (метаморфические и магматические горные породы с крупностью фракций 5-20 и 20-40 мм);
щебень для верхних слоев покрытий из асфальтобетонных смесей типа А и поверхностной обработки (магматические и частично метаморфические горные породы крупностью щебня от 5 до 20 мм) с содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не более 15% (группа 1 по ГОСТ 8267-93), который принято называть «кубовидным».
Щебень - это осколки скальных горных пород. Шебень производится переработкой горной породы, путем, дробления в различные фракции. По размеру зерна щебень разделяют на основные; и, сопутствующие фракции щебня. Основные фракции щебня это: 5-10 мм, 5-20 мм, 10-2% щл, 20-40 мм, 20-65 мм, 25-60 мм, 40-70 мм. Сопутствующие фракции это: 0-2 мм, 0-5 мм, 0-15 мм, 0-40 мм, 0-60 мм, 2-5 мм. Наиболее часто используемые это: 5-20, 20-40, 40-70.
Свойства, определяющие характеристики щебня это прочность, морозостойкость, плотность, водопоглощение и водонасыщение, состав и форма зерен.
Зерновой состав щебня должен удовлетворять требованиям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ». В щебне нормируют также и содержание зерен пластинчатой и игловатой форм. Щебень по форме зерен подразделяется на 4 группы:
-1 кубовидная - до 15%,
Лещадность щебня практически самая важная характеристика щебня. Причем, чем меньше лещадность, тем более качественный щебень. Морозостойкость щебня оценивается числом циклов замораживания и оттаивания. По морозостойкости щебень подразделяется на: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400. В строительстве в основном применяют щебень с маркой прочности не менее F300. По прочности щебень характеризуется по пределу прочности горйой породы при сжатии. В зависимости от марки щебень можно разделить на группы:
- прочный М800-М1200,