Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:26, контрольная работа
В науке существует много понятий для определения человека, занимающего руководящий пост, но наиболее признанными являются два — лидер и руководитель. Лидер — это неформальное положение «звезды» в коллективе. Умение влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувстве симпатии или антипатии, принятия или непринятия и т.д., соответствует характеристике лидера.
1.Понятия «руководитель» и «лидер». Основные стили руководства и лидерства………………………………………………………………………..3
2. Понятие «социальная роль». Социальные роли в рабочей группе……10
3. Внутренние коммуникации в вашей рабочей группе…………………..17
Этот тип, указывает В. В. Юдин, возможно развивать в организациях, где работники высоко квалифицированны, проявляют интерес к инновациям, стремятся к самостоятельности. Справиться с этим, достаточно сложным, стилем, под силу только опытному, авторитетному, склонному к коллегиальным методами в работе, руководителю.
Наличие многочисленных ситуационных моделей и подходов дает возможность руководителю гибко подойти к управлению, потому что при переходе в другое подразделение или на иной уровень менеджмента привычный и определенный стиль его работы обязательно должен меняться, приспосабливаясь к новым условиям и задачам.
2.Понятие «социальная роль». Социальные роли в рабочей группе.
Социальный статус – это положение человека в обществе, этот статус имеет соответствующий список прав и обязанностей. Статус можно сравнить с пустой ячейкой в организации или группе, которую может занимать тот или иной человек, люди приходят и уходят, а статусы в организации остаются. Организация – это система взаимосвязанных и специализированных статусов. Каждый статус имеет свою функцию в организации, например, функция руководителя состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств и т.д. Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и т.д.
Виды статусов:
· прирождённый статус, например, национальность, сословие, пол, раса, каста.
· достижимый статус, например, президент страны, академик, генерал.
Социальная роль – это такое поведение, которое окружающие ожидают от человека, занимающего определённый статус
. Т. Парсонс составил классификацию социальных ролей:
· Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга, поэтому на эти роли лучше всего походит техники. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах, поэтому для исполнения этих ролей лучше всего подходят психологи.
· По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).
· Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.
· Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей - роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу. К первым ролям имеют склонность техники. Ко вторым ролям – психологи.
· Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель - ради общего блага, учёный – ради служения истине.
2.2. Исполнение ролей и ролевой конфликт.
Человек – это не автомат и не винтик, поэтому его нельзя запрограммировать на все случаи жизни, нельзя всё предписать правилами, поэтому люди импровизируют по ходу «пьесы» и следят за реакцией других «актёров». Необходимо, чтобы действия человека в целом совпадали с ожиданиями других «актёров». Ролевой конфликт возникает тогда, когда человек играет несколько ролей, и когда требования к одной роли противоречат требованиям к другой роли. Например:
· Родители требуют, чтобы сын явился домой к 23 часам, а друзья зовут его кататься на мотоцикле по ночному городу.
· В случае стихийного бедствия в
городе полицейский или пожарник
может некоторое время
· Ролевой конфликт возникает при переходе из одного социального слоя в другой, например, из рабочих в руководители, когда нужно носить галстук и шляпу и нельзя выпить со старыми приятелями по кружке пива.
Как преодолеть ролевой конфликт? Нужно выбрать самую важную свою роль, например роль отца и работника, а другие роли считать второстепенными, например, роль приятеля. Как поётся в песне группы «Дюна», «повзрослели хулиганы, с жёнами живут». Чтобы разрядить конфликтную ситуацию в случае ролевого конфликта, можно отшутиться, например, в ответ на ворчание тёщи или жены.
Более развернутую классификацию общих причин конфликтов дают М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, которые выделяют следующие основные причины конфликта.
Данная классификация причин конфликта может использоваться при его практическом диагнозе.
Негативные последствия конфликта
Существуют два направления оценки последствий конфликтов: функционалистское (интеграционное) и социологическое (диалектическое). Первое из них, которое представляет, например, известный американский ученый-экспериментатор Э. Мейо. Он рассматривает конфликт как дисфункциональное явление, нарушающее нормальное существование организации, снижающее эффективность ее деятельности. Функционалистское направление акцентирует внимание на негативных последствиях конфликта. Обобщая работы различных представителей данного направления, можно выделить следующие негативные последствия конфликтов:
Позитивные последствия конфликта
В противоположность
Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации. Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.
Не менее важный элемент
внутренних коммуникаций — совещания
и встречи руководства с
Не менее эффективно поддержание традиций, ежемесячный выбор и награждение лучших сотрудников. Если люди видят, что руководство замечает и поощряет хорошую работу и лояльность к компании, они будут с большей готовностью следовать требованиям руководства.
Корпоративный кодекс - это
документ, описывающий правила ведения
дел и взаимоотношений в
Средствами внутреннего PRа являются также традиции, ритуалы, символика — словом, все, что относится к мифологии компании. Все носители символики — логотипы, знаки, фирменные цвета, брэнд-бук, униформа. Ее главная задача — сплачивать и мотивировать коллектив. Корпоративная символика выдержана в едином стиле.