Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:58, контрольная работа
Исходя из вышеперечисленного, выделим цель работы - выделить основные положения при организации процесса аттестации.
В рамках данного направления предполагается решить следующие задачи:
1. дать определение понятию «аттестация» с различных точек зрения;
2. выделить отличие аттестации персонала от оценки персонала;
3. рассмотреть нормативно-правовую базу аттестации;
Введение ……………………………………………...................... 3
1. Понятие аттестация…………………………………………….. 4
2. Нормативно – правовая база аттестации работников……….. 7
3.Цели аттестации персонала……………………………………... 11
4. Виды аттестации………………………………………………… 12
5. Этапы проведения аттестации…………………………………. 13
Заключение…………………………………………………………. 16
Библиографический список…
Действующие российские акты, как мы видим, в основном ведомственные (отраслевые), и в качестве критерия для оценки рассматриваться не могут, так как рассчитаны только на определенные категории работников.
Можно выделить следующую нормативную базу при проведении аттестации определенной категории работников:
1.
Положение о порядке
2. Постановление ГКНТ СССР от 05.10.1973 №
470.
3. Постановление Госкомтруда СССР от 05.10.1973
№ 267.
4. Положение о порядке проведения аттестации
руководящих, научных, инженерно-технических
работников и специалистов научно-исследовательских
учреждений, конструкторских, технологических,
проектных, изыскательских и других организаций
науки. Постановление ГКНТ, Госстроя СССР,
Госкомтруда СССР от 17.02.1986 № 38/20/50.
5. Положение о порядке проведения аттестации
руководящих, инженерно-технических работников
и других специалистов предприятий и организаций
государственной торговли. Письмо Минторга
РСФСР от 07.07.1981 № 0213.
При проведении аттестации в коммерческих организациях можно взять за основу правила аттестации установленные в Постановлении Совета Министров СССР от 26.07.1973г. №531 «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи», а также в положении о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденным постановление ТКНТ и Госкомтруда СССР от 05.10.1973г. №470/267. Данные документы применяются в части не противоречащей Трудовому Кодексу РФ и могут быть использованы в качестве основы для разработки локального нормативного акта о порядке проведения аттестации работников организации.
Возможности
локальных нормативных актов
достаточно широки. Данные акты конкретизируют
положения трудового
Для эффективного проведения аттестации в организации должны быть разработаны соответствующие локальные нормативные акты и другие документы, обеспечивающие планомерность и объективность аттестации.
Для
проведения аттестации рекомендуется
подготовить следующие
10.Приказ о мероприятиях по итогам аттестации
Основным локальным нормативным актом будет являться положение об аттестации. В положении об аттестации должны быть отражены общие положения, разделы по подготовке к аттестации, порядок проведения аттестации, оценка аттестуемого работника, круг лиц, не подлежащих аттестации, правовые последствия аттестации и порядок рассмотрения трудовых споров. Положение об аттестации утверждается приказом руководителя организации, предварительно согласовав его с руководством профсоюзной организации в соответствии со ст. 8 Трудового Кодекса РФ.
Работодатель обязан, в соответствии со ст. 22 Трудового Кодекса РФ, ознакомить всех работников подлежащих аттестации с Положением об аттестации и засвидетельствовать это их личной подписью. В случае каких-либо изменений в порядке аттестации персонала изменения вносятся с Положение об аттестации, с которыми необходимо ознакомить всех работников. В трудовых договорах аттестуемых работников рекомендуется в дополнительных условиях включить пункт об обязанности приходить аттестацию.
К вспомогательным локальным нормативным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, в которых раскрывается понятие квалификация (уровень профессиональной подготовки, знания, навыки). Положения о структурных подразделениях и должностные инструкции используются при аттестации для проверки квалификации (уровня профессиональной подготовки, знаний, навыков) работников. Именно в этих документах в соответствии с государственной системой документационного обеспечения управления отражаются функции, обязанности, ответственность работников в связи в невыполнением ими трудовых операций по выполняемой должности. Вопросы, задаваемые работнику при аттестации, не должны выходить за рамки этих локальных нормативных актов.
К документам, обеспечивающим стадии
и процедуру аттестации, можно
отнести приказы работодателя
о проведении аттестации, отзывы
на аттестуемых работников, аттестационные
листы, графики проведения
В приказе о проведении аттестации необходимо отразить период проведения мероприятия, состав аттестационной комиссии, а также должностные лица ответственные за аттестацию. График проведения аттестации утверждается руководителем предприятия и доводится до сведения каждого аттестуемого не позднее, чем за два месяца до начала аттестации. Уведомление о сроке проведения аттестации оформляется с каждым работником в письменном виде. В графике указывается дата и время проведения аттестации и дата предоставления в комиссию необходимых документов.
В
период подготовки к аттестации на
работника необходимо оформить характеристику
и аттестационный лист. Работник должен
быть ознакомлен с характеристикой,
и это должно подтверждаться личной подписью.
С учетом вышеизложенного представляется целесообразным внесение в ТК РФ специальной главы "Аттестация работников", в которой были бы разрешены вопросы о понятии, видах и формах проведения аттестации, о категориях работников, подлежащих и не подлежащих аттестации, о периодичности проведения аттестации, о перечне обязательных аттестационных материалов, о процедуре проведения и о правовых последствиях аттестации. Также необходимо уточнить процедуру принятия локальных нормативных актов по аттестации. Это сформирует правовое поле аттестации, даст толчок для разработки ведомственных актов, обозначит основные подходы при принятии локальных нормативных актов организаций.
Необходимость
разрешения на уровне федерального закона
или закрепления в ТК РФ проблемных вопросов
связана, прежде всего, с защитой трудовых
прав работников в процессе проверки их
квалификации (уровня профессиональной
подготовки, знаний, навыков), т.к. по результатам
проведения аттестации принимаются решения,
изменяющие или сохраняющие аттестуемому
занимаемую должность. А также и потому,
что правовой институт аттестации очень
тесно связан с другими правовыми институтами
- дисциплинарной ответственности, заработной
платы, трудовым договором (проблемы перевода,
изменения существенных условий труда,
увольнения), с профессиональной подготовкой
и переподготовкой, повышением квалификации.
Аттестация сотрудников преследует следующие цели:
1.Административные: повышение, перевод, понижение, прекращение трудового договора.
2.
Информационные: информирование работников
об их квалификации, качества и результатов
труда, информирование о качественном
составе персонала организации, степени
загрузки работников и использовании
их по специальности, совершенствовании
стиля и методов управления персоналом
организации.
3. Мотивационные:
вознаграждение благодарностью, зарплатой,
повышением в должности работников; изыскание
резервов роста производительности труда;
заинтересованность работников в результатах
своего труда и всей организации.
Существует
и другая классификация целей аттестации,
которые можно свести в таблицу.
Цели аттестации персонала
Таблица 1
Основные | 1. Оценка результатов
труда сотрудника. 2. Определение соответствия их занимаемой должности. 3. Выявление недостатков в уровне подготовки. 4. Составление плана развития работника |
Дополнительные | 1. Проверка совместимости
с коллективом (умение работать в команде,
лояльность организации, работодателю
и руководству) 2. Проверка мотивации к труду, к работе в данной должности. 3. Определение перспектив развития карьеры работника. |
Общие | 1. Улучшение управления
персоналом и повышение эффективности
кадровой работы. 2. Повышение ответственности и исполнительной дисциплины. |
Специфические | 1. Определение круга
работников и перечня должностей, подлежащих
увольнению или сокращению. 2. Улучшение морального и психологического климата в организации. |
Различают
четыре вида аттестации служащих (руководителей,
специалистов и других служащих): очередная
аттестация, аттестация по истечении испытательного
срока, аттестация при продвижении по
службе и аттестация при переводе в другое
структурное подразделение.
1.Очередная аттестация
является обязательной для всех и проводится
не реже одного раза в два года для руководящего
состава и не реже одного раза в три года
для специалистов и других служащих.
2.Аттестация
по истечении испытательного срока проводится
с целью выработки обоснованных рекомендаций
по использованию аттестуемого работника
на основе результатов его трудовой адаптации
на новом рабочем месте.
3.Аттестация
ори продвижении по службе должна выявить
потенциальные возможности работника
и уровня его профессиональной подготовки
для занятия более высокой должности с
учетом требований нового рабочего места
и новых обязанностей.
4.Аттестация при
переводе в другое структурное подразделение
проводится в тех случаях, когда происходит
существенное изменение должностных обязанностей
и требований, предъявляемых новым рабочим
местом. Перечень должностей, подлежащих
аттестации, и сроки ее проведения устанавливаются
руководителем организации во всех подразделениях
организации.
Аттестация проходит в четыре этапа: подготовительный этап, этап оценки сотрудника и его трудовой деятельности, этап проведения аттестации, этап принятия решения по результатам аттестации.
1. На подготовительном этапе:
Состав аттестационной комиссии утверждается руководителем организации по представлению начальника службы управления персоналом. Возглавляет аттестационную комиссию председатель (руководитель подразделения или организации). Заместителем председателя комиссии является заместитель руководителя по персоналу или начальник службы управления персоналом. Секретарем комиссии является ведущий работник службы управления персоналом. Члены аттестационной комиссии назначаются из числа сотрудников подразделений организации. Подготовкой аттестационных листов занимается секретарь комиссии, а отзывами-характеристиками на аттестуемых — их непосредственные начальники. Подготовительный этап заканчивается за две недели до начала аттестации, чтобы члены комиссии смогли заранее ознакомиться с документами на аттестуемых.
2. На этапе оценки сотрудника и его трудовой деятельности и подразделениях, где работают аттестуемые, создаются экспертные группы. В их состав входят:
Экспертная, группа по соответствующей методике осуществляет оценку показателей уровня знаний, умений, навыков, качества и результатов труда аттестуемого.
3.Этап
проведения аттестации