Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:33, реферат
Представители традиционного мышления, прежде всего, подчеркивают роль социального образования в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов по социальной работе, практических психологов, социальных реабилитологов и др. Между тем профессионализм в социальной работе следует рассматривать, учитывая систему таких взаимоотношений, как ценностная характеристика социального образования, ценностная характеристика социальной работы в России, ценностная характеристика новой профессии.
В
некоторых вузах открыта
В заключении можно отметить, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.
Однако имеется еще немало проблем, нерешенных вопросов, о которых более подробно уже говорилось во втором параграфе первой главы курсовой работы. А сейчас целесообразно будет ещё раз напомнить об этом, подойдя к данному вопросу системно.
В числе актуальных проблем подготовки социальных работников необходимо отметить следующие:
Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.
Подготовка социальных работников, предусматривающая получение общих знаний и умений и какой-то узкой специализации (специализаций) с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.
Обновление
существующих программ, создание новых,
подготовка учебников и учебных
пособий по учебным дисциплинам,
предусмотренным новым
Получение, хранение и распространение социальной информации.
Анализ
вышеизложенных проблем подготовки
специалистов по социальной работе в
России показал, что данная система
ещё далека от совершенства. Поэтому
необходимо перейти к третьей
главе, в которой будут даны рекомендации
по её усовершенствованию.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов по социальной работе в России.
Решение
задачи практико-ориентированной
1)
Введение практикумов как
Во-первых, введение практикумов, поддерживающих целый ряд учебных дисциплин в блоке общей профессиональной и специальной подготовки. Общий замысел этого вида подготовки видится в практическом овладении предметной составляющей профессиональной деятельности будущего специалиста, в возможности знакомства студентов с региональным опытом организации той или иной социальной поддержки населения в условиях посещения профильных учреждений. Тематические встречи с реальными представителями будущей профессии обогащают конкретным содержанием теоретический уровень знаний студентов, помогают им уточнить предмет своей будущей деятельности, усиливают их профессионально-позиционные установки.
Во-вторых, разработать практикум, представленный с 1-го по 6-й семестр курсом по выбору студентов "Практикум профессиональной подготовки". Цели курса связаны с практическим овладением субъектной составляющей профессиональной деятельности будущего специалиста; расширением ориентировки в картине внутреннего мира своего и социального работника-практика как носителя идеального опыта будущей профессии. Условием, реализующим личностную составляющую профессиональной подготовки будущего специалиста, здесь является актуализация индивидуального и общекультурного опыта студентов в различных ситуациях оказания и принятия ими помощи. Механизмом, обеспечивающим профессиональное становление студента в этом виде практикума, будут как учебный диалог с квалифицированными социальными работниками-практиками, так и групповой, и внутренний диалоги, сфокусированные на рефлексии профессионально-личного продвижения в предмете практики.
Ожидаемый результат освоения данного курса - это появление у студентов, с одной стороны, готовности к профессиональному взаимодействию с клиентами разных социальных групп, с другой - рефлексивного отношения к себе как начинающему специалисту.
2)
Исследование и полевое
Данный
блок дисциплин необходим в
Заключительной частью содержания обучения должно стать так называемое полевое образование. Во время полевого образования предполагается работа студента в социальном учреждении как ученика под руководством опытного социального работника. Цель полевого образования - это усилить понимание студентом целей, ценностей и этики профессии; стимулировать использование эмпирических и практико-основанных знаний и побудить к развитию профессиональной компетентности.
При полевом образовании студенты учатся, работая, комбинируя практический опыт с проверкой их собственных реакций и знаниями, полученными на лекционных занятиях.
Начало получения полевого образования необходимо предложить с третьего курса, когда начинается преподавание профильных предметов. А форму прохождения полевого образования целесообразно представить в виде параллельного обучения, когда студенты посещают занятия в учебном заведении несколько дней в неделю и несколько дней в неделю работают в каком - либо социальном учреждении в течение академического года. Что будет идеально способствовать более тесной связи теоретического и исследовательского содержания, изученного в аудиториях, с практическими умениями, которые студенты приобретут на полевой практике.
Решением проблемы ориентации на рынок труда будет создание организация по мониторингу потребностей рынка.
В России система профессионального образования пока недостаточно сориентирована как на федеральный, так и на территориальные рынки труда, а также на перспективные потребности их развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда в федеральном и территориальном разрезе, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения и комментироваться в государственных СМИ.
Для устранения академизма в области подготовки специалистов по социальной работе необходимо:
1) Внедрение в учебный процесс коллективных форм учебной деятельности
Предметом теории и практики социальной работы в самом широком смысле выступает взаимодействие социума и конкретного человека. Именно социальные отношения человека в пространстве политической, экономической, демографической и психологической реальности представляют профессиональный фокус деятельности социального работника, решение которым различных профессиональных задач всегда связано с мобилизацией и усилением социального потенциала личности клиента (выражается в проявлении социального интереса, в социально ориентированном поведении и др.). В западном опыте подготовки специалистов преобладающее число занятий строится в рамках специально организованной групповой работы. Именно в групповом взаимодействии студенты имеют возможность проявлять и обсуждать социально-личностные чувства, видеть и изучать феномены групповой динамики. Группа выступает, с одной стороны, условием построения предмета учебной деятельности, социального по своей специфике, с другой - средством формирования профессионально значимых (социальных) качеств личности. Широкое распространение в подготовке специалистов помогающих профессий имеют тренинговые формы обучения, позволяющие использовать непосредственную и опосредованную (например, видеотехникой) обратную связь, проведение многодневных семинаров в нетипичной обстановке (например, в Нидерландском опыте - многодневное морское путешествие), где в сжатые сроки студенты имеют возможность построить и отрефлексировать коллективную деятельность, пережить коллективные чувства. Особую роль в групповом взаимодействии необходимо отвести преподавателю. В условиях групповой формы работы он берет на себя роль супервизора. Студенты в присутствии преподавателя и при его минимальной дозированной поддержке сами организуют и регулируют учебный процесс, поочередно осваивая роли ведущего, секретаря, рядового участника учебной дискуссии в ходе обучения, основанного на анализе проблемы (широко представленный в Европе опыт проблемно-ориентированного обучения).
В учебном плане подготовки специалиста могут быть включены тренинговые курсы - "Тренинг коммуникативных умений", "Тренинг письменного общения", "Психодрама" и др.
В курсах специализации необходимо разработать и реализовать сценарии коллективно - распределенной деятельности студентов при планировании и организации социальных акций и проектов, имеющих в качестве своего предмета творческую направленность.
Широкое внедрение коллективных форм учебной деятельности приведет к росту социальной активности студентов, ответственной позиции в обучении, позволит добиться высокого уровня присвоения профессионального знания и значительно расширить репертуар коммуникативных умений.
2) Метод проектов
Проектирование как метод широко представлено за рубежом в профессиональной подготовке специалиста социальной работы. Под проектным понимается тип обучения, для которого характерно включение студентов в той или иной форме в реальную социально-проектную деятельность, в процессе которой достигаются как практические, так и учебные цели. Проект должен выступать основой организации учебного процесса в России.
Метод
проектов способствует реальной интеграции,
с одной стороны, теории и практики
социальной работы, с другой - содержания
отдельных дисциплин
Участие в проектной деятельности приведёт к актуализации и обогащению личностного опыта студента; будет стимулировать его самостоятельную работу; обеспечит реальное участие в конкретной социальной практической деятельности.
3) Художественно - творческие технологии
Знакомство
с опытом подготовки специалистов в
Нидерландах позволило
В рамках этой дисциплины займёт достойное место и метод проектов. Студентам в ходе учебного предмета необходимо разрабатывать и проводить культурные проекты для социальных учреждений различного профиля, что позволяет решать социально значимые задачи районного и городского уровней.
4)
Построение ориентировочно-
Знакомство
с учебными планами и организацией
подготовки специалистов за рубежом
позволило увидеть
ценностно-смысловой
(мотивационно-ориентировочный
предметно-содержательной компетентности;
предметно-операциональной компетентности;
Информация о работе Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России